Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 12:49, курсовая работа
Ценность работы заключается в том, что она нацеливает предприятие на осуществление продуманной стратегии маркетинговой деятельности, предлагает ему проводить активную наступательную политику, а также подходить творчески к решению поставленных задач. Она убеждает читающих в том, что предприятие может принять на вооружение "философию" маркетинга, которая исходит из того, что главное в маркетинге - это целевая ориентация всей производственно-сбытовой деятельности, направленная на эффективное достижение поставленных рыночных задач.
Анализируя данную таблицу следует отметить общее снижение объемов реализации металлопродукции с 217089 млн.руб. в 1997 году до 165892 млн.руб. Основная причина снижения объемов производства и реализации - дефицит собственных оборотных средств и отсутствие дешевых заемных средств в Республике, а также невозможность получения кредитов в странах дальнего зарубежья.
Вместе с тем в 1998 году произошло значительное увеличение удельного веса экспортной продукции в общем объеме реализации с 63,0 % в 1997 году до 83,3 % в 1998 году. Увеличение доли экспорта в общем объеме реализации позволило заводу в 1998 году получить прибыль в размере 431144 млн.руб, что на 242824 млн.руб больше чем в 1997 году.
Анализируя реализацию продукции БМЗ в номенклатуре следует отметить увеличение доли наукоемкой продукции (такой как металлокорд, бортовая проволока и проволока РМЛ) в общем объеме реализованной продукции. Так темп прироста на металлокорд составил 18,1 % или 9321 млн.руб., на бортовую проволоку 17,0 % или 7342 млн.руб. и на проволоку РМЛ 5,3 % или 8739 млн.руб. В тоже время следует отметить, что в 1998 году завод недовыполнил план по реализации проката и заготовки. Это связано прежде всего с тем, что данная продукция выпускается заводом в небольших количествах особо доверенным клиентам в соответствии с их спросом и на основании предварительных заказов.
Общая среднемесячная реализация стальной продукции в тоннах за исследуемый период представлена в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2.
Ежемесячная реализация стальной продукции
БМЗ за период 1997-1998 годы в тоннах.
Месяц |
Год | |
1997 |
1998 | |
Январь |
44500 |
47200 |
Февраль |
50500 |
48000 |
Март |
79000 |
80000 |
Апрель |
76000 |
77000 |
Май |
79200 |
81000 |
Июнь |
76000 |
77800 |
Июль |
79000 |
77300 |
Август |
83000 |
83000 |
Сентябрь |
80000 |
81200 |
Октябрь |
59000 |
57100 |
Ноябрь |
60000 |
59000 |
Декабрь |
50000 |
51000 |
ИТОГО: |
818195 |
821596 |
Анализируя данную таблицу следует отметить,
что процесс реализации металлопродукции
носит цикличный характер. Наибольший
тоннаж приходится на весенние и летние
месяца, а также на первый месяц осени.
Это связанно с тем, что в данный период
наиболее интенсивно идут строительные
и производственные работы. В 1998 году произошло
увеличение общего тоннажа отгруженной
продукции по сравнению с 1997 годом на 3401
тонну. Данное увеличение произошло за
счет высокой конкурентоспособности продукции
и увеличения доли экспортируемой продукции.
2.2. Достижения и неудачи завода.
Белорусский металлургический завод в 1996-1997 гг. преодолел спад периода 1991-1995 годов. Финансовому оздоровлению предприятия в наибольшей мере способствовали осуществляемая на заводе последовательная и целеустремленная работа по сертификации и аттестации продукции по международным стандартам, и изменение структуры продаж за счет вытеснения металлопродуции первых переделов новой качественной, высокотехнологичной продукцией, имеющей значительно более высокую цену как на мировом, так ина внутреннем рынке.
Немаловажное значение в конечном счете имели и принятые меры экономического и маркетингового характера, направленные на создание благоприятных условий деятельности завода на внутренним и внешних рынках, в первую очередь совершенствование финансово-кредитной и внешнеэкономической деятельности предприятия. Дороговизна кредитов постоянно подталкивала завод к другим формам привлечения кредитных ресурсов, прежде всего к использованию предоплаты от покупателей продукции в дальнем зарубежье.
Постепенно удалось снизить потребность в банковском кредите, при том, что в это время завод испытывал нужду в значительных средствах на увеличение объемов производства, на осуществление программы реструктуризации производимой продукции.
Особый интерес представляют такие гибкие формы расчетов с поставщиками и покупателями как непокрытые акредитивы и факторинг, а также формирование устойчивых схем взаимозачетов при продажах продукции на российском рынке для сохранения и расширения этих рынков. Уже в течение нескольких лет российские шинники - потребители металлокорда, не в состоянии проводить денежные расчеты за поставляемое им сырье. Уходу и сворачиванию продаж на российском рынке завод предпочел возможности взамозачетов, хотя это значительно замедлило оборачиваемость средств в этом секторе производства и продаж. Ставка была сделана на разработку устойчивых схем взаимозачета, обеспечивающих поступлению на завод необходимых ресурсов, в первую очередь энергоносителей.
2.3. Анализ роли материально-технического обеспечения.
Белорусский металлургический завод - это предприятие неполного металлургического цикла, включающего подготовку основного сырья, выплавку стали и получение конечной продукции в виде литой заготовки, сортового проката и метизов (металлокорда и проволоки).
Наличие таких переделов производства как металлургический, прокатный и метизный (металлокорд и проволока), предполагает свойственный каждому переделу потребление сырья, материалов и энергоресурсов. Наиболее крупным потребителем перечисленных ресурсов является электросталеплавильный цех (ЭСПЦ), производящий литую заготовку как товар, а также для использования ее в дальнейших переделах завода (подкат). Остальные переделы завода в качестве сырья используют продукцию ЭСПЦ и значительное количество вспомогательных материалов.
Производство товарной продукции на БМЗ предусматривает потребление более 250 наименований сырья и материалов и большого количества деталей и комплектующих, которые можно представить следующими группами:
- основное сырье или металлошихта (металлолом, металлизированные окатыши, чугун, ферросплавы);
- доплнительное сырье (добавочные и вспомогательные материалы, такие как известь, вермикулит, плавиковый шпат и др.);
- технологические среды (азот, техническая и оборотная вода, сжатый воздух, кислород, аргон, пар);
- графитовые электроды;
- огнеупорные материалы;
Основные виды исходного сырья (металлолом и металлизированные окатыши) поставляют заводу государственное белорусское предприятие ГО “Белвторчермет” и Оскольский металлургический комбинат (Россия).
ГО “Белвторчермет” может обеспечить поставки на уровне 360 тыс.т. металлолома в год (1/3 от потребности завода), а поставку остального необходимого количества металлолома завод обеспечивает через поставщиков лома на рынке СНГ, в основном России. Среди поставщиков: “Besotra Stell Corporation”, АО “Союзстальпром” (г. Москва), ТОО “Крисс” (г. Тольяти, “Word Enterprises LTD”, “Темплгейт сервмс ЛТД” и другие.
Остальные виды сырья и материалов завод покупает на рынках России, Украины и других стран СНГ и Западной Европы.
БМЗ является крупным потребителем энергоресурсов республики. Поставщиками электроэнергии и природного газа для завода являются государственная организация “Гомельэнерго” и Государственное предприятие по транспортировке и поставке газа.
За двенадцатилетний период своего развития БМЗ накопил определенный опыт по бесперебойному снабжению всеми неоходимыми видами сырья, материалов, энергоресурсов для производства продукции. Сложившаяся структура рынка закупок, получившая свое начало от проектного обоснавания, может претерпевать изменения по отдельным позициям в зависимости от экономической ситуации на рынке снабжения и выгоды предприятия. Перебоев с поставками сырья и ресурсов у завода нет, имеются альтернативные варианты закупок по всем основным ресурсам.
2.4. Использование трудового потенциала.
Комплектация кадров осуществлялась за счет высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров, работавших на крупнейших металлургических заводах СССР.
Для обеспечения функционирования завода созданы производственные подразделения со своими специфическими функциями и подчиненностью в соответствии со структурой управления.
Весь персонал структурных подразделений можно разделить на 4 категории:
- управление: сюда относятся руководители, ИТР и служащие, выполняющие функции управления и его обеспечения, а также снабжение и сбыт;
- среднее звено - это начальники участков, старшие мастера и мастера, осуществляющие непосредственное руководство работами;
- квалифицированные рабочие - рабочий персонал, прошедший специальное обучение;
- неквалифицированные рабочие - остальной рабочий персонал, для выполнения функций которого специальное обучение не обязательно.
Специфической особенностью производства является то, что около 80% персонала заняты в непрерывном цикле производства и работают по трехсменному режиму работы.
Таблица 2.4.1.
Численность персонала БМЗ.
Наименование подразделения (категории персонала) |
Количество человек | ||
за 1998г. |
за 1999г. | ||
Среднесписочная численность работников, всего |
12611 |
13515 | |
в том числе: - промперсонал в т. ч. рабочие руководители специалисты служащие - непромышленный персонал - строительный персонал |
10306 8336 890 1012 68 1735 570 |
11025 8871 961 1120 73 1850 640 |
Основными звеньями, определяющими результативность управления деятельностью коллектива выступают:
Пояснения к структуре управления БМЗ.
Службы Директора по обеспечению качества.
Основными задачами служб Директора по обеспечению качества являются:
- обеспечение системы эффективного технического контроля качества выпусакемой продукции;
- предупреждение причин выпуска продукции низкого качества;
- исключение возможности поставки продукции низкого качества потребителю;
- внедрение прогрессивных методов контроля качества.
Службы директора по экономике.
В комплекс задач, решаемых службами Директора по экономике включается:
- калькуляция цен;
- стратегический и оперативный контроллинг;
- стратегическое и оперативное планирование;
- основные вопросы экономики и организации предприятия;
- организация комплексного экономического анализа;
- бизнес-планирование;
- работа с дочерними, совместными и прочими филиалами, относящимися к новым формам хозяйствования;
- внутреняя и внешняя отчетность;
- калькуляция и расчеты за внутрезаводские услуги и ремонтные заказы.
Службы коммерческого директора.
Основные задачи возлогаемые на данные службы:
- закупка сырья и материалов;
- контроль за поступлением материалов и проверка счетов;
- заключение договоров с потребителями и потавщиками, учет и контроль их выполнения и расчетов по ним;
- организация автотранспортных и железнодорожных перевозок при закупке и сбыте на предприятии;
- руководство складским хозяйством сырья и материально-техническое обеспечение;
- слежение за возвратной тарой и упаковкой.
Службы Дирекора по новой технике.
Основными задачами служб Директора по новой технике являются:
- разработка и внедрение в производство новых марок продукции;
- разработка мероприятий по повышению качества продукции, экономии сырья и материалов;
- обеспечение цехов и служб анализами и испытаниями сырья и готовой продукции;
- разработка новых технологий производства продукции;
- разработка новых и совершенствование действующих технологических процессов;
- организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- организация контроля качества и сертификации продукции.
Информация о работе Совершенствование организации управления маркетинговой деятельности