Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:30, дипломная работа
Цель выпускного квалификационного проекта – совершенствование процесса «Управление несоответствиями» путем применения метода «Бритва Оккама» для Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образовательного учреждения «Уральский государственный университет физической культуры».
Задачи выпускного квалификационного проекта:
1) анализ состояния и диагностика проблем в УралГУФК;
2) сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений;
3) разработка процесса управления отстающими по учебной дисциплине студентами
Внедрение СМК затрагивает все ключевые процессы в университете и обеспечивает решение задач создания механизма непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых вузом, повышения уровня заинтересованности всех работников в улучшении результатов собственного труда, создания условий для успешного и безболезненного прохождения процедур лицензирования и аккредитации [35].
Для сотрудников и профессорско-
– определенность обязанностей, ответственности и полномочий как самого работника, так и по отношению к нему;
– повышение престижности труда и понимание своего вклада в общее дело;
– четкие критерии оплаты труда и материального поощрения;
– преимущества в получении грантов и наград;
– повышение удовлетворенности;
– признание заслуг.
Для студентов возможность:
– получать образование гарантированного качества, подтвержденного внедренной системой менеджмента качества и сертификатом;
– влиять на важнейшие составляющие своего образования.
Для ректората УралГУФК:
– прозрачность и более высокая эффективность управления;
– возможность для привлечения дополнительных ресурсов как университетских, так и внешних;
– признание;
– возможность привлечения дополнительных ресурсов;
– личная удовлетворенность.
Для УралГУФК в
целом система менеджмента
– повышение статуса и укрепление позиций как лидера образования;
– позиционирование на рынке образовательных услуг;
– внешнее подтверждение высокого качества;
– международное признание с целью позиционирования на рынке образовательных услуг, труда и на поприще науки [36].
Разработанная и внедренная система менеджмента качества (СМК) УралГУФК распространяется на разработку основных образовательных программ и осуществление образовательных услуг по подготовке кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавр, специалист, магистр) в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям и направлениям, а также послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитацией, научно-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров согласно профилю университета, при этом она является составной частью общей системы менеджмента университета.
В основу системы менеджмента качества УралГУФК положен процессный подход.
Руководство по качеству является основным документом СМК, которое описывает систему менеджмента качества УралГУФК в соответствии с установленной политикой и целями в области качества. В данном документе представлен реестр процессов и видов деятельности, осуществляемых в рамках системы менеджмента качества УралГУФК, описаны процессы и указаны ссылки на соответствующую документацию системы менеджмента качества, установлена модель СМК УралГУФК, гарантирующая качество результатов образовательной деятельности университета, определена ответственность руководства и политика в области качества.
Политика УралГУФК в области качества формируется и периодически пересматривается на основании следующих компонентов:
– стратегии УралГУФК, зафиксированной в стратегии развития УралГУФК до 2015 года;
– текущих результатов анализа удовлетворенности потребителей УралГУФК и других заинтересованных сторон;
– информации о результатах функционирования системы менеджмента качества УралГУФК за предыдущие периоды.
Высшее руководство университет
При развертывании стратегии и определении целей в области качества (приложение В) и процессов для их реализации использованы инструменты стратегического менеджмента и менеджмента качества.
В системе менеджмента качества УралГУФК применяются следующие формы управления деятельностью:
– организационно-
– функциональная;
– процессная;
– проектная.
Изменение внешней или внутренней среды университета влечет изменение требований заинтересованных сторон УралГУФК, состава процессов системы менеджмента качества, а также требований к входам и выходам процессов.
Состав процессов системы менед
– стратегии и политики в области качества;
– целей, определенных по направлениям стратегии и политики в области качества.
Реестр процессов и видов деятельности системы менеджмента качества УралГУФК приведен в приложении Г.
Каждый процесс описывается с помощью комплекта документов СМК разного уровня, при этом используются следующие:
– информационная карта процесса (ИКП);
– документированные процедуры (ДП);
– должностные инструкции (ДИ);
– формы (Ф).
В Руководстве по качеству УралГУФК описано назначение документов СМК УралГУФК (таблица 1).
Таблица 1 – Состав и назначение документации СМК УралГУФК
Назначение документа СМК УралГ |
Документация СМК УралГУФК |
Руководство по качеству | |
1 Является основополагающим нормативным документом для реализации политики и целей УралГУФК в области качества. 2 Демонстрирует потребителям и другим заинтересованным сторонам наличие в УралГУФК системы менеджмента качества. 3 Определяет область применения СМК УралГУФК. 4 Создает доверие у потребителя и обеспечивает внутреннюю уверенность руководства УралГУФК, что все процессы обеспечивают выполнение целей в области качества. 5 Обеспечивает критерии для проведения внутренних и внешних проверок |
РК-02-2010 Руководство по качеству |
Продолжение таблицы 1
Назначение документа СМК УралГ |
Документация СМК УралГУФК |
качества. 6 Определяет структуру и |
|
7 Представляет собой справочное руководство по документации СМК УралГУФК. 8 Гарантирует, что вся документация описана однозначно и понятно для всего персонала. |
|
Стандарты организации | |
Документируют атрибуты менеджмента процесса – планирование, обеспечение, управление и улучшение процесса |
СТО 02.08-2007 Стандарт организации. Инструкции по процедуре управления качеством. Требования к качеству разработки учебных планов, СТО 03.08-2007 Стандарт организации. Инструкции по процедуре управления качеством. Требования к качеству разработки рабочих программ учебных дисциплин, СК-СТО 1-059.01-08 Стандарт на стандарт организации, СК-СТО 2-008.04-09 Стандарт организации. О выполнении письменных работ, СК-СТО 2-008.05-09 Стандарт организации. Порядок организации учебного процесса, СК-СТО 2-008.06-09 Стандарт организации. Обеспечение образовательного процесса. Учебно-методический комплекс дисциплины, СК-СТО 3-008.07-09 Стандарт организации. Об организации самостоятельной работы студентов. |
Обеспечение процесса |
|
Для достижения целевых значений показателей процесса |
СК-СТО 1-059.01-08 Стандарт на стандарт организации |
Управление процессом |
Окончание таблицы 1
Назначение документа СМК УралГ |
Документация СМК УралГУФК | ||
Задание требований к значениям показателей процесса |
СК-СТО 2-008.04-09 Стандарт организации. О выполнении письменных работ | ||
Сбор и анализ данных о процессе |
СК-ДП-4.2.4 Управление записями | ||
Управление процессом в соответствии с управляющей документацией |
СК-ДП-4.2.3 Управление документацией | ||
Улучшение процесса |
|||
Реализация мероприятия для достижения целей целевых значений показателей процесса |
СК-ДП-8.2.2 Внутренние аудиты | ||
Проведение и регистрация корректирующих и предупреждающих мероприятий для достижения целевых значений показателей процесса |
СК-ДП-8.3.2-3 Корректирующие и предупреждающие действия СК-ДП-8.3 Управление несоответствиями | ||
Документированная процедура | |||
Обеспечение протекания процесса в управляемых условиях Управляющая документированная процедура – интерпретируется как динамическое описание процесса и определяет: – согласованную последовательность работ в рамках процесса; – привлекаемые к работам ресурсы и участников; – ответственных и исполнителей. |
В соответствии с положительным опытом моделей ИСО 9000, а также в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 реализованы следующие процедуры: СК-ДП-4.2.4 Управление записями; СК-ДП-4.2.3 Управление документацией; СК-ДП-8.2.2 Внутренние аудиты; СК-ДП-8.3.2-3 Корректирующие и предупреждающие действия; СК-ДП-8.3 Управление несоответствиями. | ||
Должностные и рабочие инструкции | |||
Обеспечение протекания процесса в управляемых условиях Инструкции – рабочие документы СМК, описывающие способы и технологические приемы при выполнении определенных работ рабочих местах. |
В ряде случаев вместо документированных процедур в качестве управляющих документов используются должностные, рабочие и технологические инструкции в тех случаях, когда подробности описания деятельности этих документов достаточно для обеспечения выполнения процесса в управляемых условиях |
Представителем руководства вуза по качеству является проректор по учебной работе. Проректор по учебной работе – лицо, ответственное за создание, поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение СМК. Основными функциями проректора по учебной работе в области качества являются:
– обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СМК;
– представление отчетов высшему руководству УралГУФК в функционировании СМК и необходимых улучшениях, содействие распространению требований потребителей по всему УралГУФК.
Совет по качеству УралГУФК формируется
из деканов факультетов и директор
Основными функциями совета по качеству являются:
– пропаганда вопросов качества
среди профессорско-
– планирование и координация работ по созданию и совершенствованию системы менеджмента качества университета;
– решение вопросов развития системы менеджмента качества вуза;
– согласование ввода вводимых документов СМК;
– анализ протоколов о несоответствиях, составленных по итогам внутреннего аудита деятельности структурных подразделений УралГУФК;
– выработка решений по коррекции, корректирующим и предупреждающим мероприятиям;
– контроль за соблюдение выполнения решений;
– анализ результативности осуществляемых мероприятий.
Основными задачами отдела менеджмента качества являются:
– формирование, обеспечение, эффективного функционирования и организация работ по совершенствованию системы менеджмента качества УралГУФК на базе стандарта ISO 9001:2008;
– рациональная организация и содействие эффективному проведению всех необходимых мероприятий на факультетах и кафедрах университета в рамках внутреннего и внешнего аудита, принятия по из результатам корректирующих и предупреждающих действий, направлены хна повышение качества;
– систематическое проведение и анализ результатов внутренних проверок СМК с целью оценки ее эффективности и определения путей развития.
В Руководстве по качеству УралГКФК представлена организационная структура СМК университета (рисунок 1).
Рисунок 1 – Организационная структура СМК УралГУФК
1.3 Диагностика проблем организации