Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:30, дипломная работа
Цель выпускного квалификационного проекта – совершенствование процесса «Управление несоответствиями» путем применения метода «Бритва Оккама» для Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образовательного учреждения «Уральский государственный университет физической культуры».
Задачи выпускного квалификационного проекта:
1) анализ состояния и диагностика проблем в УралГУФК;
2) сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений;
3) разработка процесса управления отстающими по учебной дисциплине студентами
9) Большой эффект в оптимизации затрат организации можно достичь, применяя метод Life Cycle Costing (LCC) – концепцию управления затратами жизненного цикла. Таким образом, важнейший принцип LCC можно определить как «прогноз и управление расходами на производство изделия на стадии его проектирования».
10) PAF-модель является самой распространенной и широко применяемой, а также универсальной, т.е. применяемой всеми компаниями, независимо от их отраслевой принадлежности или сферы деятельности. Она используется в промышленности, сфере услуг, деятельности административных органов и в других областях экономики. Расшифровывается как P – профилактика, A – оценка, F – дефект.
Согласно PAF выделяется 4 группы затрат на качество:
1) P – затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т. е. затраты, связанные с деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);
2) A – оценочные затраты, т. е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
3) IF – затраты вследствие внутренних отказов – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т. е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
4) EF – затраты вследствие внешних отказов – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т. е. после того, как продукт был продан (внешние потери) [34].
Сумма всех этих затрат дает «Общие затраты на качество» (рисунок 13).
Рисунок 13 – Составляющие затрат на качество
6.1.2 Выбор модели расчета затрат на качество, классификация затрат, структура затрат
Принято решение использовать в данном выпускном квалификационном проекте комбинированную модель учета затрат на качество.
Эта комбинированная модель основана на использовании модели стоимости процесса, предусматривающей разделение затрат на качество на две большие группы:
и модели PAF.
Однако, кроме традиционных для модели PAF затрат на оценку и затрат на предупреждение, нами была выделена отдельная (третья) категория затрат – затраты на улучшение качества образовательных услуг.
В итоге предложенная в выпускном квалификационном проекте модель затрат на качество образовательных услуг включает в состав конформных затрат на достижение соответствия по качеству три категории:
1) затраты на оценку достигнутого качества;
2) затраты на предупреждение несоответствий по качеству;
3) затраты на улучшение качества,
а в состав неконформных затрат, связанных с несоответствиями по качеству, включены две категории:
1) затраты на преодоление неудач (отказов), проявившихся внутри о бразовательной организации;
2) затраты, связанные с непреодолимыми неудачами (внешними отказами), приведшие к отчислению студентов или к другим потерям и затратам в работе с заинтересованными лицами вне образовательной организации.
Классификацию затрат на качество образовательных услуг в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» следует представить в виде:
1) полезных затрат на достижение соответствия и на улучшение качества, а именно:
– на оценку качества,
– на предупреждение несоответствий,
– на улучшение качества;
2) затрат, связанных с несоответствиями по качеству:
– связанные с несоответствиями и отказами, проявившимися внутри образовательной организации (например, при пересдаче зачетов и экзаменов, при дополнительных занятиях с отстающими студентами);
– затраты, связанные с несоответствиями и отказами, проявившимися вне образовательной организации (например, при отчислении студентов из-за неуспеваемости и других причин).
Предложенная классификация затрат на качество образовательных услуг в УралГУФК графически проиллюстрирована на рисунке 13.
Рисунок 13 – Классификация затрат на качество образовательных услуг
в УралГУФК
Первая группа – затраты на достижение соответствия по качеству (инвестиции в качество) делится на три категории:
1) затраты на оценку качества – стоимость оценки достигнутого качества образовательных услуг. В эту категорию входят как затраты на оценку знаний студентов, так и затраты на оценку уровня процесса преподавания, осуществляемые в процессе обучения студентов и после его завершения, например, затраты на:
– проведение вступительных экзаменов,
– разработку тестов, вопросов и заданий (задач) для проведения зачетов и экзаменов,
– прием зачетов по лабораторным работам,
– проверку контрольных работ, курсовых работ и проектов,
– проведение предварительных защит дипломных проектов и магистерских диссертаций,
– поверку оборудования, приборов и средств измерений, используемых при проведении лабораторных работ,
– взаимное посещение занятий преподавателей,
– контрольные посещения занятий заведующими кафедрами и членами специально назначаемых комиссий,
– обсуждение, утверждение и одобрение результатов оценки знаний студентов и уровня преподавания на заседаниях кафедр,
– ежегодные и внеплановые оценки (инвентаризации) запасов материалов, оборудования, комплектующих;
2) затраты на предупреждение несоответствий – стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение количества неудач в достижении установленного качества, например, затраты на:
– планирование мероприятий по обеспечению требующегося уровня качества,
– разработку и конструирование лабораторных стендов, новых установок, измерительного и испытательного оборудования,
– анализ достигнутого качества преподавания (для предупреждения неудач),
– проверку работоспособности лабораторного оборудования и средств измерений, используемых при проведении лабораторных работ,
– техническое обслуживание учебно-лабораторного оборудования,
– подготовку и переподготовку кадров (преподавателей и сотрудников) для предупреждения неудач в достижении требующегося качества,
– анализ и доклад о результатах работ по предупреждению неудач,
– утверждение и одобрение докладов о работах по предупреждению неудач и отказов,
– подготовку и переподготовку уполномоченных по качеству и внутренних аудиторов в СМК образовательной организации и т. п.;
3) затраты на улучшение качества – стоимость выполнения любого вида мероприятий, имеющих целью повышения качества образовательных услуг, например, затраты на:
– поиск узких мест в процессах предоставления образовательных услуг и/или проблем, решение которых позволит повысить результативность и эффективность деятельности образовательной организации,
– генерирование вариантов решения найденных проблем и/или расшивки узких мест,
– выбор оптимального варианта действий, проектирование конструктивных и технологических решений, планирование мероприятий по осуществлению ранее выбранного варианта разрешения проблемы,
– осуществление в малом масштабе запланированных мероприятий по разрешению (преодолению) проблемы,
– определение результативности и эффективности осуществленных мероприятий,
– принятие решения о необходимости (возможности) полномасштабного внедрения ранее разработанного решения проблемы,
– полномасштабное внедрение достигнутого улучшения, или поиск другого варианта действий,
– поощрение специалистов, успешно решивших проблему улучшения качеств.
Вторая группа – затраты, связанные с несоответствием по качеству подразделяется на следующие две категории:
4) затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации – внутренние расходы, которые несет образовательная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации и не приводят к отчислению студентов), например, затраты на:
– дополнительные консультации и занятия с отстающими и неуспевающими студентами,
– поиск причин неисправностей учебно-лабораторного оборудования, приборов, компьютеров,
– замену и ремонт учебно-лабораторного оборудования, приборов, компьютеров,
– анализ причин имевшихся неудач, дефектов и отказов,
– проведение повторных экзаменов и зачетов,
– проверку работоспособности, испытания и контроль отремонтированного оборудования,
– повторные предварительные защиты курсовых и дипломных проектов отстающих студентов,
– рассмотрение жалоб и аппеляций студентов и других заинтересованных лиц;
5) затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации – внешние затраты, возникающие за пределами образовательной организации (при отчислении студентов) в результате неудачи в достижении установленного качества, например:
– возврат денег при отчислении студентов в связи с неуспеваемостью или по другим причинам,
– рассмотрение жалоб и претензий со стороны отчисленных студентов, их родителей и спонсоров,
– рассмотрение жалоб и претензий со стороны рецензентов и руководителей всех видов практик студентов на предприятиях,
– потери имиджа специальности (упущенная выгода) из-за неудачной профориентационной работы.
6.1.3 Источники данных о затратах, связанных с качеством
Сбор данных о затратах на качество в УралГУФК предусматривает сбор информации о затратах на качество по источникам первичной информации, находящихся в следующих подразделениях:
1) в бухгалтерии, например, в виде:
– счетов на оплату приобретенных машин, оборудования, приборов, аппаратов, расходуемых материалов, реактивов, комплектующих, компьютеров, запасных частей и т. п.,
– счетов на оплату различного вида услуг, например, по ремонту и обслуживанию компьютеров, оборудования и т. п.,
– ведомостей на выплату зарплаты сотрудникам и преподавателям,
– финансовых отчетов о командировках руководителей, сотрудников и преподавателей,
– сведений о других видах расходов;
2) в деканатах факультетов, например, в виде:
– сведений (приказов) о зачислении и отчислении студентов, позволяющих выявить случаи затрат, связанных с несоответствиями, проявившимися за пределами образовательной организации,
– экзаменационных и зачетных ведомостей, экзаменационных листов (направлений) и журналов, позволяющих выявить случаи несоответствий, проявившихся внутри образовательной организации,
3) на кафедрах факультетов и в отделах, например, в виде:
– документов о постановке на учет приобретенных материально-технических ценностей,
– документов о списании износившихся, устаревших и пришедших в негодность приборов, инвентаря и оборудования,
– анкет, заполняемых преподавателями и сотрудниками кафедр с целью определения фактического расходования времени на каждую из пяти основных категорий затрат на качество,
– отчетов о выполнении заданий во время командировок.
6.2 Расчет ожидаемого экономического эффекта
6.2.1 Цель
Целью расчета ожидаемого экономического эффекта является выявление величины экономии при реализации результатов выпускного квалификационного проекта в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».
Главной целью процесса «Управление несоответствиями» на базе метода «Бритва Оккама» является сокращение числа отстающих студентов и принятие мер по улучшению успеваемости студентов.
Экономическим результатом будет суммарная выгода от улучшения деятельности по управлению несоответствиями (управлению отстающими студентами).
6.2.2 Результаты выпускного квалификационного проекта
Практическим использованием и внедрением результатов выпускного квалификационного проекта являются:
– разработка и внедрение методики управления несоответствиями на базе метода «Бритва Оккама»;
– разработка и внедрение процесса «Управление несоответствиями» на базе метода «Бритва Оккама».
6.2.3 Основные факторы экономии
При внедрении результатов проекта ожидается достижение следующих факторов экономии: