Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:30, дипломная работа
Цель выпускного квалификационного проекта – совершенствование процесса «Управление несоответствиями» путем применения метода «Бритва Оккама» для Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образовательного учреждения «Уральский государственный университет физической культуры».
Задачи выпускного квалификационного проекта:
1) анализ состояния и диагностика проблем в УралГУФК;
2) сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений;
3) разработка процесса управления отстающими по учебной дисциплине студентами
В результате проведенной диагностики проблем УралГУФК установлено, что в вузе имеют место следующие отрицательные тенденции:
– сокращение прироста числа поступающих абитуриентов за последние три года 2008–2010 гг.;
– сокращение штата профессорско-
– уменьшение процента преподавателей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук на 15% в сравнении с 2009 годом;
– сокращение количества числа трудоустроенных по специальности выпускников университета по сравнению с 2009 годом.
На Совете по качеству, в январе 2011 года, озвучены следующие проблемы, существующие на данный момент в университете и требующие обязательного решения:
– физическое ветшание и моральное устаревание оборудования, составляющего техническую базу научных исследований;
– нехватка специальной учебной литературы для студентов университета;
– увеличение количества числа неуспевающих студентов;
– недостаточное количество мест в общежитиях для иногородних студентов;
– несоответствие оборудования аудиторий современным требованиям.
Из всех проблем, существующих на данный момент в Уральском государственном университете физической культуры, участниками Совета по качеству наиболее серьезной и требующей скорейшего решения была признана проблема увеличения количества числа отстающих по учебной успеваемости студентов университета. Поэтому нами выбрана именно эта проблема для решения в выпускном квалификационном проекте.
Исходя из выше изложенного, были определены цель и задачи настоящего проекта.
1.4 Цель и задачи выпускного квалификационного проекта
Целью выпускного квалификационного проекта является совершенствование процесса «Управление несоответствиями» для Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».
Задачи выпускного квалификационного проекта:
1) анализ состояния и диагностика проблем УралГУФК;
2) сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений;
3) разработка процесса управления отстающими по учебной дисциплине студентами;
4) разработка методики управления несоответствиями на базе метода «Бритва Оккама»» для Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры»;
5) обеспечение требований безопасности жизнедеятельности в отделе менеджмента качества УралГУФК;
6) определение ожидаемого экономического эффекта от внедрения результатов выпускного квалификационного проекта.
2 СРАВНЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ
2.1 Классификация методов решения проблем
Эффективность создания конкурентоспособной продукции и услуги зависит не только от выбора стратегии, но и от средств, ее реализующих. Неправильно принятые решения ведут не только к финансовым потерям, но могут привести к потере своей доле на рынке. Поэтому главное должно быть уделено тому, чтобы активизировать творческую деятельность сотрудников предприятий и использовать такие методы, которые станут основополагающими при постановке задач и решении проблем, направленных на совершенствование продукции и услуг, т. е. нахождения и реализации оптимальных решений.
Известные (наиболее значимые) методы, используемые при постановке и формулировании проблем, обработке и анализе информации, а также поиске и анализе решений, можно условно разделить на 4 группы [10].
1) Метод проб и ошибок
Суть данного метода заключается в бессистемном переборе всевозможных вариантов, как правило, в привычном для человека, решающего проблему, направлении. Применяется такой метод обычно для решения несложных задач, он экономически нецелесообразен, т. к. на решение проблемы уходит много времени и средств.
2) Методы психологической активизации творчества
Эти методы активизируют процесс выдвижения новых идей и поиск решения. Основной целью данных методов считается принцип предпочтения количества выдвигаемых идей их качеству на этапе генерирования, который отделен от процесса оценки.
3) Методы систематизированного поиска
Данные методы позволяют упорядочить перебор вариантов и увеличивать их число. Они основаны на использовании различных аналитических подходов (системного и функционального) в сочетании с приемами борьбы с психологической инерцией. Данные методы ярко выражают суть технологии решения творческих задач, но область применения этих методов ограничена, т. к. их трудно использовать при решении сложных задач, и они не гарантируют получение оптимального решения, потому что нет критериев оценки полученного результата.
4) Методы направленного поиска
Это алгоритмические методы, при использовании которых процесс мышления не хаотичен, а четко организован и управляем. Наиболее распространенная методика – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) предполагает выработку диалектического мышления и снижение психологического барьера, развитие творческого воображения и т. д. Но есть у ТРИЗ и некоторые недостатки: трудности в освоении метода и необходимость постоянного тренинга, отсутствие постановки задачи, получение идеи без доведения до конструктивного решения, недостаточная эффективность в решении некоторого класса задач [11].
Индивидуально каждый может решать проблемы, интуитивно выбирая различные варианты своих действий. Для того чтобы решать проблемы в группе, нужны специальные методы, позволяющие участникам работать конструктивно, иначе вряд ли группа добьется хороших результатов.
В мировой практике (Япония, европейские страны, США) с успехом используются принципы и методы коллективного решения проблем. В процессе групповой работы применяются в основном методы систематизированного поиска, психологической активизации творчества и методы, называемые «инструменты качества» [12].
Для каждого этапа процесса решения проблем в группе предлагается использовать один или несколько различных методов анализа и контроля. Необходимо заметить, что некоторые из данных методов могут применяться на разных этапах.
Следует заметить, что т. к. процесс решения проблем зачастую осуществляется группой, то важно определиться с правилами коллективного обсуждения. Наиболее эффективным при групповой работе является обсуждение, основанное на принципах мозгового штурма. Мозговой штурм – это распространенный творческий метод, применяемый в группах. При решении проблем используется много методов TQM, и практически в каждом из них используется методика мозгового штурма, овладение которой является основополагающим фактором процесса коллективного решения проблем. Существует много различных правил, необходимых для эффективного применения мозгового штурма [13].
2.2 Метод проб и ошибок
Поиск решений путем перебора вариантов применяется в любой ситуации при разработке идей для решения, как правило, несложных задач.
Метод проб и ошибок (МПиО) (метод перебора вариантов, метод «тыка»), называемый иногда «слепым перебором», – древнейший способ поиска нового. Этот метод использовал в своей изобретательской практике величайший математик и механик Древней Греции Архимед.
Если дана «задача» и нужно найти «решение», то графически поиск решения можно изобразить следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Графическое представление метода проб и ошибок
Рассмотрим метод по рисунку 2. Пусть вы находитесь в точке «задача» и вам нужно попасть в точку «решение», не зная, где эта точка. Вы выбираете произвольное направление, делаете одну попытку за другой и, убедившись, что решения нет, меняете «курс» и делаете новые попытки. Большинство из них сосредоточено в одном привычном для вас направлении (чаще всего общеизвестном), которое получило название «вектор психологической инерции». Изобретательская задача потому и трудна, что ее решение – в новом направлении [14].
Цель метода – решить проблему, задачу.
Суть метода: метод проб и ошибок – инструмент, позволяющий решать проблему (задачу) путем бессистемного перебора всевозможных вариантов, как правило, в привычном для человека, решающего проблему, направлении до тех пор, пока не появится приемлемый. С формальной точки зрения, МПиО оперирует случайностью, но случайность закономерная приводит к новым решениям.
В XIX веке было сделано много выдающихся изобретений, в создании которых МПиО играл большое значение. Достигнутые в то время успехи, несмотря на эффективность метода, в определенной степени обусловлены исключительными способностями изобретателей, их упорству и терпению. В настоящее время данный метод используется только обыденных условиях.
История изобретательства показывает, что количество проб может колебаться в очень широких пределах – от десятка проб для самых простых задач до сотен тысяч для сложных.
План действий: процесс поиска решения проблемы состоит из последовательной цепочки мысленного перебора вариантов идей и их физических воплощений: «идея – проба – ошибка», «новая идея – проба – ошибка» и т. д.
Результат: простые задачи могут быть решены этим методом после перебора 5–10 вариантов, сложные – требуют сотен и тысяч «проб».
Достоинства метода:
1) при выдвижении идей, как правило, ориентируются на собственный опыт, знания;
2) достаточно эффективен, когда речь идет о переборе десяти-двадцати вариантов.
Недостатки метода:
1) затрудняет постановку задач;
2) медленное генерирование новых идей;
3) большая трудоемкость;
4) каждый поиск решения проблемы (задачи) связан с затратами времени, сил, средств, которые далеко не всегда соответствуют уровню полученного в конце концов решения;
5) отсутствие защиты от психологической инерции (выдвижение идей тривиальных, обыденных, неоригинальных);
6) метод экономически нецелесообразен, так как на решение проблемы уходит много времени и средств [15].
2.3 Диаграмма Исикавы
Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»).
Причинно-следственная диаграмма была предложена К. Исикавой в 1953 году в Японии и является одним из семи простых методов менеджмента качества. Диаграмма помогает идентифицировать и наглядно представить причины конкретной проблемы или результата (схема). Идея метода – выявить, а затем последовательно устранять или минимизировать воздействие выявленных причин, что и будет приводить к повышению качества [16].
Общие правила построения:
1) прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы;
2) изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная гори
зонтальная стрелка – «хребет»;
3) наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, – «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом»;
4) далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой);
5) при анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы – отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы;
6) причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества;
7) в диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
На рисунке 3 приведена диаграмма Исикавы.
Рисунок 3 – Методика построения диаграммы Исикавы
В настоящее время причинно-следственная диаграмма, являясь одним из семи основных инструментов контроля качества, используется во всем мире применительно не только к показателям качества, но и к другим областям.
Цель метода – изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.
Суть метода: причинно-следственная диаграмма – это ключ к решению возникающих проблем. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
План действий: в соответствии с принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется: