Совершенствование процесса «Управление несоответствиями» путем применения метода «Бритва Оккама» для Федерального государственного об

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускного квалификационного проекта – совершенствование процесса «Управление несоответствиями» путем применения метода «Бритва Оккама» для Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образовательного учреждения «Уральский государственный университет физической культуры».
Задачи выпускного квалификационного проекта:
1) анализ состояния и диагностика проблем в УралГУФК;
2) сравнение лучших достижений отечественных и зарубежных технологий и решений;
3) разработка процесса управления отстающими по учебной дисциплине студентами

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 2.81 Мб (Скачать файл)

– сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

– группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

– ранжирование их внутри каждого блока;

– анализ получившейся картины.

Результат: получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

Достоинства метода: диаграмма Исикава позволяет стимулировать творческое мышление, представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода:

1) не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам;

2) сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы [17].

2.4 Конференция идей

 

Один из методов психологической  активации. Другие названия: «Творческое совещание», «Круглый стол». Авторами метода являются Гильде В.и Штарке К.Д. (ГДР) 1970 год.

Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности.

Наибольший эффект при числе участников 8–12 человек и продолжительности не более 30–45 мин. Председатель совещания должен помнить, что:

1) участие каждого в поиске идей, равно необходимо;

2) неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей;

3) хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху;

4) через 20 мин. участники конференции устают;

5) споры и дискуссии недопустимы;

6) решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы;

7) в потоке идей не должно возникать пауз;

8) группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

1) он необходим на данном совещании;

2) он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения;

3) он не будет внедрять предложения;

4) все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами;

5) он имеет одинаковые права со всеми;

6) за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей;

7) лучшая форма возражения – собственное предложение.

Цель метода – освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода: хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и «всезнаек». Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

План действий:

I этап – подготовка:

– подбор участников;

– предварительный подбор фактического материала;

– определение времени и места работы;

– четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников;

– предварительная проработка рассматриваемых вопросов.

II этап – проведение конференции:

– ознакомление участников с правилами совместной работы;

– обеспечение работы конференции;

– все выдвинутые идеи фиксируются;

– пресечение дискуссий;

– поддержка оригинальных идей.

III этап – подведение итогов:

– после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить);

– полученные материалы передаются на экспертизу специалистам;

– оценка и ранжирование результатов экспертами;

– разработка рекомендаций.

Достоинства метода:

1) легкость освоения и простота в обращении;

2) результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостатки метода: нет гарантии нахождения сильных идей [18].

 

2.5 Метод «Пять почему»

 

Один из методов систематизированного поиска. Автор метода: Сакити Тоёта (Япония), 1930 год.

Метод применяется в различных  областях человеческой деятельности в  процессе анализа проблем и поиска первопричин их возникновения. Процесс выявления, анализа и уяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям. Для получения полной и точной информации необходимо правильно формулировать вопросы. Принцип «Пять почему?» может быть использован как самостоятельно, так и в качестве составной части различных методов решения широкого круга задач и проблем в различных областях повседневной жизни и деятельности. Например, вопрос «Почему?» применяется в рамках функционально-стоимостного анализа, концепции «Шесть сигм», причинно-следственной диаграммы, метода контрольных вопросов и т. д. Принцип «Пять почему?» целесообразно использовать совместно с причинно-следственной диаграммой (диаграммой Исикава).

Цель метода – обеспечить поиск истинных причин рассматриваемой проблемы с целью эффективного их разрешения.

Суть метода. «Пять почему?» – эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении «Почему?», мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему.

План действий:

1) определить конкретную проблему, которую необходимо решить;

2) прийти к согласию относительно формулировки рассматриваемой проблемы;

3) при поиске решения проблемы следует начинать с конечного результата (проблемы) и идти в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема;

4) ответ записать под проблемой;

5) если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос «Почему?» и новый ответ записать ниже;

6) вопрос «Почему?» необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной;

7) если ответ решает проблему, и группа согласна с ним, принимается решение, использующее ответ.

Результат – получение информации, необходимой для принятия решений.

Достоинства метода:

1) один из простейших инструментов;

2) помогает установить первопричину проблемы;

3) определяет взаимосвязи между различными причинами проблемы.

Недостатки метода:

1) решение только простых задач;

2) не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. в данном инструменте отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам [19].

 

2.6 Метод «Бритва Оккама»

 

Метод «Бритва Оккама» получил  свое название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама, жившего в Англии в XIV веке, в упрощенном виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Оккама озвучил принцип, известный со времен Аристотеля и в логике носящий название «Закон достаточного основания». Этот метод формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

Суть старинной мудрости теории «Бритва Оккама» состоит в  том, чтобы не тратить время на анализ маловероятных гипотез, а  сразу изучать версии, наиболее вероятные  с точки зрения накопленного опыта; обходиться в объяснении и описании явлений как можно меньшим числом предположений, допущений параметров, сущностей. В первоначальной форме метод «Бритва Оккама» гласит: «Не пытайся объяснить посредством большего то, что можно объяснить посредством меньшего» [20].

Особенности метода:

1) мы первоначально судим об одних объектах по аналогии со знанием других. Если же речь идет о чем-то, что совершенно не проявляется и не может проявиться, то о нем нечего и волноваться: бритва Оккама от этой «сущности» нисколько не затупиться;

2) Бритва Оккама не запрещает рассматривать никакие гипотезы – она просто предлагает перебирать их, расположив по мере априорного уменьшения вероятности.

Цель метода – поиск проблем, которые еще не стоят остро, но их необходимо обозначить и определить, какие из них следует решать в первую очередь.

Суть метода: Бритва Оккама – методологическое правило, которым сознательно или подсознательно обычно руководствуются исследователи. Его смысл состоит в том, чтобы не тратить время на анализ маловероятных гипотез, а сразу изучить версии, наиболее вероятные с точки зрения накопленного опыта. Метод «Бритва Оккама» может помочь как группам, так и отдельным сотрудникам более четко определить проблемы.

 

На рисунке 4 представлена блок-схема выполнения работ по методу «Бритва Оккама».

 

Рисунок 4 – Блок-схема этапов выполнения работ по методу «Бритва Оккама»

 

План действий:

1) формирование команды из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме;

2) выявление проблемных областей и выдвижение рабочих гипотез проблем, которые требуют своего решения;

3) выбор из большого списка сформулированных гипотез (не рассматривая каждую гипотезу во всех подробностях) тех, которые следует рассматривать в первую очередь;

4) обсуждение формулировок каждой из выбранных гипотез с целью определения наиболее приемлемого варианта;

5) рассмотрение принятой формулировки проблемы, оценка ее соответствия целям и предполагаемым результатам решения;

6) принятие решения о прекращении или дальнейшем рассмотрении данной проблемы.

Результат – четкое определение и точная формулировка проблемы.

Достоинства метода – Бритва Оккама позволяет определенным образом упорядочить рабочие гипотезы.

Недостатки метода:

1) принцип «Бритва Оккама» не подвергает сомнению необходимость самой деятельности;

2) применение этого принципа оправдано, когда мы имеем дело с привычными явлениями [21].

 

2.7 Древовидная диаграмма

 

Японский союз ученых и инженеров  в 1979 году включил диаграмму дерева в состав семи методов управления качеством.

Древовидная диаграмма применяется  в настоящее время в любой  ситуации при разработке идей по решению  проблем, связанных с качеством, затратами и поставкой.

Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, – инструмент, обеспечивающий систематический путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи или удовлетворения нужд потребителей, представленный на различных уровнях.

Метод иерархической  структуры разработан для отыскания  эффективных мер для решения проблемы, благодаря систематическому прослеживанию средств, ведущих к достижению цели или для определения объекта, который надо усовершенствовать с помощью организации его структурных элементов.

Этот метод охватывает средства для достижения цели в соответствии с точкой зрения и связи с ней:

– прослеживает соотношение между целью и средствами достижения возможных мер решения проблемы;

– прослеживает отношение между целью и средствами или причиной и следствием для выявления структурных элементов объекта исследования и их взаимосвязей.

Древовидная диаграмма  строится в виде многоступенчатой структуры, элементами которой являются различные способы решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы показан на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Принцип построения древовидной диаграммы

 

Древовидная диаграмма  может использоваться в следующих  случаях:

– когда неясно сформированные пожелания потребителей в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне;

– когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы;

– когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, т. е. на этапе проектирования.

Цель – выявление существенных черт и признаков рассматриваемой проблемы, расположение их в определенной логической последовательности и стимулирование поиска наиболее эффективных способов решения этой проблемы.

Суть: диаграмма дерева – инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблемы.

Диаграмма обеспечивает промежуточное  планирование и позволяет раскрывать в определенной логически упорядоченной иерархической последовательности систему стратегических решений проблем или средства достижения цели, уменьшая вероятность того, что сколько-нибудь существенные пункты будут пропущены.

План действий:

1) сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме;

2) четко сформулировать проблему, которую необходимо решить;

Информация о работе Совершенствование процесса «Управление несоответствиями» путем применения метода «Бритва Оккама» для Федерального государственного об