Совершенствование системы набора, отбора и найма персонала на примере Вагонного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».

Содержание работы

Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Рабочее место - это пространство, оснащенное необходимыми техническими средствами (средствами отображения  информации, органами управления, вспомогательным  оборудованием), в котором осуществляется деятельность исполнителя. Конструктивные свойства технических средств должны быть согласованы с возможностями человека выполнять рабочие операции. Для этого необходимо :

- учитывать антропологические,  биомеханические, психофизиологические  и другие свойства работающего человека;

- соблюдать санитарно-гигиенические  нормы и требования;

- учитывать требования  техники безопасности;

Характер решаемых сотрудником  задач и особенности предметно-пространственного  окружения определяют:

- типы и способы  размещения средств управления производственным процессом;

- типы и способы  размещения средств отображения  информации;

- рабочее положение  тела или рабочая поза.

Эргономическая оценка рабочего места включает определение  оптимальной зоны обзора.

Обзорные качества рабочего места должны учитывать :

- характеристики восприятия  людьми зрительной информации (переключение  внимания и фиксация взглядов  на тех или иных объектах  наблюдения);

- физиологические характеристики (количественные данные о движении  глаз, головы и туловища);

- технологические требования (требуемая видимость объектов при выполнении производственных операций);

- характеристики удобства  и безопасности прохода на  рабочее место;

- степень удобства  размещения работника на рабочем  месте.

Типовые решения АРМ

Их пространственные характеристики

К техническим средствам  деятельности, устанавливаемым на рабочем  месте, оснащенном ПЭВМ, относятся:

- системные блоки;

- дисплеи;

- клавиатуры;

- принтеры;

- манипуляторы (типа «мышь»).

Кроме того, на компьютеризированном рабочем месте  могут устанавливаться и телефонные аппараты.

Распределение  функций  между оперативным работником и  компьютером должно производиться  с учетом преимущественных возможностей человека и компьютера, а также  их взаимного дополнения.

Компьютеру должны быть переданы для исполнения рутинные операции по проведению вычислений и хранению больших массивов информации, систематизации данных по фиксированным признакам, подготовке к печатанию документации и другие функции.

Выбор технических средств  деятельности для конкретного рабочего места должен производиться на основании предварительного эргономического анализа с последующей возможностью корректировки этого выбора в процессе эксплуатации.

К числу основных регулируемых параметров рабочего места, оснащенного  персональным компьютером, относятся:

- высота сидения-42-45 см;

- высота клавиатуры  от пола- 70-85 см;

- угол наклона клавиатуры  от горизонтали -7-15 угл. град.;

- удаленность клавиатуры  от края стола -10-26 см;

- расстояние от центра  экрана до пола – 90-115 см;

- угол наклона экрана от вертикали – 0-30 угл.град., (оптимальный -15);

- удаленность экрана  от края стола – 50-75 см;

- высота рабочей поверхности  для записи – 74-78 см;

Кроме того:

- плоскость экрана  должна быть перпендикулярна  к нормальной линии взора;

- блок с экраном должен иметь возможность наклоняться, поворачиваться вокруг оси, менять угол консолей;

- площадь поверхности  для записей должна составлять  не менее 60-40 см;

Необходимо обеспечить следующие размеры пространства для ног:

Глубина пространства для ног на уровне:

- коленей – не менее  40 см;

- ступней – не менее  60 см;

высота пространства для ног на уровне:

- коленей – не менее  60 см;

- ступней – не менее  10 см;

ширина пространства для ног на уровне:

- коленей – не менее  50 см;

- ступней – не менее  25 см.

На рабочем месте  необходимо предусматривать подставку  для ног:

высота подставки для  ног (от пола до передней части подставки):

- 5-13 см (регулируемая  величина);

- 8 см – нерегулируемая;

угол наклона подставки  для ног (от горизонтали):

- 0-25 угл.град. (диапазон регулировки);

- 15 угл.град. - нерегулируемая  величина;

глубина подставки для  ног (от переднего до заднего края) - 40см;

ширина подставки для  ног – 30 см.

Подставка должна иметь  рифленое покрытие и бортик. Она  может быть совмещена с педалью  переключения речевой связи.

 Под пространственной  организацией рабочего места  понимается размещение в определенном  порядке элементов основного  и вспомогательного оборудования  относительно друг друга и  работающего человека на АРМ,  оснащенном ПЭВМ.

Пространственная организация строится с учетом:

- характера выполняемой  деятельности (состав, последовательность, частота действий) ;

- антропометрических, биомеханических,  физиологических, психофизиологических, психологических возможностей человека;

- условий работы в режиме отказа основного оборудования;

- удобства перекомпоновки  в случае установки дополнительного  оборудования;

-необходимости выполнения  на рабочем месте непроизводственных  операций;

Основным средством  отображения информации на компьютеризированном рабочем месте служит видеодисплейный терминал.

Дисплей может быть установлен непосредственно на столешнице.

Как конкурентоспособный  может рассматриваться вариант  размещения на отдельных передвижных  блоках-подставках, не связанных жестко с основной столешницей.

Размеры и конструкция  свободной части столешницы должны обеспечивать:

-свободное размещение  клавиатуры;

-достаточное пространство  для ведения записей;

Минимальные размеры  свободного пространства для перечисленных  условий составляют 60*100 см.

Для ведения бумажной документации, должны устанавливаться дополнительные выдвижные или стационарные столешницы. Переход к работе на стационарной столешнице осуществляется при повороте и незначительном перемещении операторского кресла.

Клавиатура должна иметь  возможность свободно перемещаться по поверхности столешницы. Необходимо предусмотреть место для хранения клавиатуры в случае исключения ее из процесса непосредственной эксплуатации.

Телефон располагается  слева от пользователя в зоне легкой досягаемости, не далее 60 см. Трубка, как правило, удерживается в левой руке, правая рука свободна для записей.

Работа пользователя с информацией на бумажных носителях  должна быть организована при помощи блока, состоящего из ячеистых отсеков  для журналов и папок, справочной литературы; вертикально располагаемого экрана для крепления отдельных листов, распечаток; ячейки для выдвижного ящика для хранения пишущих принадлежностей.

Средство индивидуального  освещения устанавливается автономно  или крепится к одной из столешниц  рабочего места, обеспечивающее освещение только рабочей поверхности. Способ крепления и конструкция должны исключать попадание прямых световых лучей от источника света в глаза работника и образование бликов на экране дисплея.

Конструкция столешницы и приставных элементов (тумб,стеллажей) должна стыковаться в одной плоскости. Это обеспечивает легкую перекомпоновку аппаратуры на рабочем месте, более экономное использование пространства в зоне наилучшей досягаемости и обзора.

Идея мебельного «конструктора» занимает главенствующие позиции в концепциях дизайна операторской и конторской среды и реализована во всех современных разработках оборудования.

Главные достоинства  такого оборудования:

-возможность приспосабливать  его к изменяющейся внешней  деятельности и к индивидуальной антропометрии и биомеханике специалиста кадровой службы;

-с помощью широкой  номенклатуры элементов комплектовать  рабочие места самого различного  назначения, различной конфигурации  для помещений любой архитектуры  и схемы деятельности.

В системе должна быть предусмотрена возможность специализации рабочих мест в соответствии с конкретными функциями специалиста кадровой службы.

В процессе проектирования должно быть в максимальной степени  учтено мнение пользователя. Это позволит повысить степень практикосообразности принимаемых решений и положительно скажется на отношении работника к работе.

Человек чувствует себя на рабочем месте тем комфортнее, чем больше ему удается контролировать действующие на него факторы, включая  и факторы среды рабочего места.

При проектировании пространственного размещения рабочих мест в общем кабинете следует учитывать потребность человека в сохранении персонального пространства и оптимальной дистанции, рекомендуется размещать рабочие места на расстоянии 215-240 см.

Конструкция кресла должна учитывать специфику работы пользователя, обеспечивающая проведение длительной работы в положении сидя, должна способствовать поддержанию основной рабочей позы, позволяющей изменение положения, не затруднять рабочих движений, создавать условия для отдыха. Кресла включают следующие обязательные элементы: сиденья, спинки, подлокотники и подставка для ног.

Основная рабочая поза предусматривает положение тела, способствующее проявлению естественных изгибов позвоночного столба (поясничного, грудного, шейного), не растягивающее мышцы и связки позвоночника. При этом не должно нарушаться функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

Рабочее кресло должно иметь  следующие конструктивные особенности:

-глубина сиденья не  должна быть чрезмерно большой;

-передний край сиденья  должен быть закруглен;

-возможность свободного  перемещения сиденья относительно  рабочей поверхности;

-возможность регулировки  высоты поверхности сидения;

- возможность регулировки  угла наклона спинки;

- возможность регулировки высоты подставки для ног.

При этом должна обеспечиваться надежная фиксация элементов кресла в заданном положении. Регулировка  параметров должна быть плавной и  осуществляться без применения дополнительного  инструмента.

Человек чувствует себя на рабочем месте тем комфортнее, чем больше ему удается контролировать действующие на него факторы.

Рациональное цветовое оформление производственного интерьера  – действенный фактор улучшения  условий труда и жизнедеятельности  человека. Цвета воздействуют на человека по-разному: одни цвета успокаивают, другие раздражают. Например, красный цвет – возбуждающий, вызывает у человека рефлекс направленный на самозащиту. Оранжевый – бодрит, стимулирует к активной деятельности. Зеленый –цвет покоя и свежести. Синий и голубой цвета свежести, под их воздействием уменьшается физическое напряжение.

Разностороннее эмоциональное  воздействие цвета на человека позволяет  широко использовать его в гигиенических  целях. Поэтому при оформлении интерьера  производственного помещения цвет используют как композиционное средство, обеспечивающее гармоническое единство помещения и технологического оборудования, как фактор, создающий оптимальные условия зрительной работы и способствующий повышению работоспособности; как средство информации, ориентации и  сигнализации для обеспечения безопасности труда.

Центром электромагнитной безопасности по сохранению здоровья при работе на компьютере даны рекомендации по организации рабочего места:

-положение тела должно  соответствовать направлению взгляда; дисплеи, расположенные слишком низко или под неправильным углом, являются основными причинами сутулости;

-нижний уровень экрана  должен находиться на 20 см ниже  уровня  глаз;

-экран компьютера  – на расстоянии 75-120 см от глаз;

-верхняя кромка экрана должна быть на высоте лба;

-высоту клавиатуры  отрегулировать так, чтобы кисть  пользователя располагалась прямо4

-спинка кресла должна  поддерживать спину пользователя;

-угол между бедрами  и позвоночником должен составлять 90 градусов;

Информация о работе Совершенствование системы набора, отбора и найма персонала на примере Вагонного депо