Совершенствование системы набора, отбора и найма персонала на примере Вагонного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».

Содержание работы

Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Уровень образовательной  активности персонала характеризует  также состояние работы по формированию и подготовке резерва кадров. Число  сотрудников, включенных в кадровый резерв. Составляет в текущем году 206 человек (против 221 сотрудника, в прошедшем). Несмотря на меньшее количество работников, состоящих в резерве, действенность резерва (по данным за 9 месяцев 2004года) по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года значительно выше: 77,8% против 40,9%. Это говорит о возросшем уровне подготовки руководителей и специалистов.

Планирование карьеры  сотрудников, их карьерный рост –  одно из перспективных направлений  работы кадровой службы.  Приоритет  здесь отдается молодым специалистам. За период 2003-2004 года на предприятия дирекции были приняты на работу 76 молодых специалистов, в том числе из вузов – 22 человека, из техникумов – 54 человека. На каждого молодого специалиста разработан план профессионального роста карьеры.

Другими качественными  показателями трудового потенциала работников является структура персонала по уровню образования, стажу работы и половозрастная структура, отраженная в таблице 4.

Согласно данным, приведенным  в таблице, подавляющее большинство  работников имеет высшее и среднее  профессиональное образование. Количество практиков относительно общей численности персонала по категориям не превышает 8%. Средний стаж работы около 15 лет. На основании этого можно сделать вывод, что в целом коллектив Дорожной дирекции достаточно квалифицированный, имеющий опыт работы для осуществления качественного обслуживания пассажиров.

Таблица 4 – Сведения о персонале ДОП ЮУЖД

Показатели групп

персонала

Руководители

Специалисты и       служащие

Рабочие

Количество

Удельный вес %

Количество

Удельный вес %

Количество

Удельный вес %

По уровню образования

Высшее

204

59,3

416

40,8

380

6,9

Среднее

профессиональное

137

39,8

553

53,6

4743

85,9

Практики

3

0,9

58

5,6

398

7,2

Итого:

344

100

1027

100

5521

100

Учеба в вузах и     в техникумах

43

12,5

108

10,5

405

7,3

По возрасту

До 20 лет

-

-

8

0,8

26

0,5

От 20 до 30

5

1,5

43

4,7

410

7,4

От 30 до 40

82

23,8

480

46,5

2843

51,5

От 40 до 50

214

62,2

442

42,8

2118

38,4

От 50 до 60

41

11,9

53

5,1

124

2,2

Старше 60 лет

2

0,6

1

0,1

-

-

Итого:

344

100

1027

100

5521

100

По полу

Мужчины

216

62,8

370

35,9

1876

34,0

Женщины

128

37,2

657

64,1

3645

66,0

Итого:

344

100

1027

100

5521

100

По стажу

До 5 лет

-

-

32

3,1

87

1,6

От 5 до 10

7

2,0

148

14,3

494

9,0

От 10 до 15

79

23,0

232

22,7

1880

34,0

От 15 до 20

112

32,6

392

38,3

2077

37,6

Свыше 20 лет

146

42,4

223

21,6

983

17,8

Итого:

344

100

1027

100

5521

100


 

Специфика производства такова, что доля женщин среди рабочих  выше, чем мужчин (66%). Связано это, прежде всего с тем, что основной контингент – проводники пассажирских вагонов. Там женский труд предпочтительнее мужского. Почти такое же соотношение и в категории специалистов и служащих (64,1% - женщины, 35,9% – мужчины). К этой категории относятся бухгалтеры, экономисты, техники, технологи, кадровики, табельщики операторы, билетные кассиры и т.д.

Поскольку качественные изменения происходят в результате движения персонала, по этому вопросу  при анализе уделяют большое  внимание, что отражено в таблице 5.

Таблица 5 – Движение персонала ДОП ЮУЖД

Показатель

2003 год

2004 год

Численность персонала  на начало года

6950

6892

Принято на работу

252

244

Выбыли всего:

из них:

310

294

по собственному желанию

108

115

за нарушение дисциплины

80

75

уход на пенсию

96

80

перевод

8

10

арест

2

-

смерть

1

2

служба в армии

8

6

сокращение штатов

7

6

Коэффициент текучести  кадров

2,71%

2,76%

Коэффициент постоянства  кадров

97,29%

97,24%


 

Одним из основных показателей, характеризующих движение персонала, является коэффициент текучести  кадров Из таблицы видно, что за анализируемый период коэффициент текучести составил 2,76% (за прошедший год – 2,71%).

Текучесть кадров находится  в пределах нормы для железнодорожной отрасли.

Текучесть кадров находится  в тесной связи с такими характеристиками персонала, как мотивационный и моральный потенциал.

 Мотивационный потенциал  – степень удовлетворенности  трудом, отношение к выполнению  своих должностных обязанностей.

 Моральный потенциал  характеризуется состоянием трудовой  дисциплины и состоянием социально-психологического климата, наличием или отсутствием конфликтных взаимоотношений.

 Кадровой службой  дирекции совместно с психологом  уже два года подряд в первом  квартале проводится мониторинг  среди работников наиболее крупного  подразделения вагонного депо Челябинск-Пассажирский. По основным параметрам выявлены следующие показатели отраженные в  таблице 6.

Таблица 6 – Сравнительный  анализ мониторинга персонала ВЧД-1

В мониторинге приняли  участие:

2003год

2004 год

1. Проводники Челябинского  и Магнитогорского резерва 

156 чел.

325 чел.

2.Работники депо, связанные  с ремонтом вагонов

140 чел.

100 чел.

Из них на вопрос о  намерении относительно продолжения  трудовой деятельности на данном предприятии  высказались:

-  не планируют увольнение 

проводники 

83,3%

97,6%

работники депо

82,6%

95,0%

- ищут другую работу

проводники

16,7%

2,4%

работники депо

17,4%

5,0%

Удовлетворенность заработной платой:

- удовлетворены заработной  платой

проводники

41,7%

65,5%

работники депо

29,3%

81,0%

- неудовлетворенны заработной платой

проводники

58,3%

34,5%

работники депо

70,7%

19,0%

Психологический климат в коллективе

удовлетворены

79,8%

90,4%

неудовлетворенны

20,2%

9,6%

Профессионализм и компетентность непосредственных руководителей

- положительно оценена  работа руководителей

проводники

59,0%

73,7%

работники депо

57,1%

65,0%

- нейтральное отношение  к работе руководителей

проводники

37,2%

20,9%

работники депо

31,4%

27,0%

- отрицательное отношение  к работе руководителей

   

проводники

3,8%

5,4%

работники депо

11,5%

8,0%


 

Таким образом, показатели социально-психологического климата  в коллективе заметно улучшилось, уменьшилось количество работников, желающих покинуть предприятие, выросла удовлетворенность заработной платой, и улучшилось отношение к профессиональным качествам непосредственного руководства. Соответственно, снизились показатели нарушений производственной и технологической дисциплины: с1495 случаев с 2003 году до 1354 нарушений в 2004 году. Число уволенных за прогулы и пьянство также сократилось -  с 80 человек до 75 человек.

Один из показателей  социальной активности персонала –  это его участие в самоуправлении. Участие персонала в самоуправлении выражается, прежде всего, в работе профсоюзной организации. Членами  профсоюза являются 94,6% всех работающих в Дорожной дирекции. Все важные вопросы производственной и общественной жизни обсуждаются на профсоюзных собраниях профгрупп, и их решения доводятся до сведения администрации. Ежеквартально на профсоюзных собраниях подразделений заслушиваются руководители различного уровня по наиболее важным вопросам. Участие работников в управлении проявляется в разработке и заключении коллективных договоров между трудовыми коллективами и администрацией. Характеризует активность работников и участие в работе производственных комитетов, комиссий и собраний, выработка и принятие хозяйственных решений.

 Персонал Дорожной  дирекции обладает определенным  уровнем творческого потенциала, который проявляется посредством  участия в производственных конкурсах, в разработке и внедрении инноваций, в работе по рационализации и изобретательству.

Руководством дирекции традиционно проводятся следующие  дорожные смотры – конкурсы: «Лучшая  поездная бригада», «Лучший начальник  поезда», «Лучшая смена вокзала», «лучший осмотрщик», «Лучший билетный кассир», «Мисс проводница», «Лучший инструктор поездных бригад», «Лучший вагон-тренажер» и др. Коллективы дирекции участвовали в отраслевом и дорожном соревновании, с начала года 32 работника отмечены государственными и отраслевыми наградами. По итогам дорожного соревнования за первый квартал 2004 года коллективу вагонного депо Челябинск-Пассажирский присуждено третье место. По итогам отраслевого соревнования коллективу Дорожной дирекции присуждено первое место за первый и второй кварталы 2004 года. Работники дирекции способствуют внедрению инновационных технологий и оборудования в производство. Только с начала текущего года освоено 20 млн. рублей по программе дооснащения вагонного депо до регламента технической оснащенности и по программе повышения безопасности движения: внедрены новые специализированные станки с числовым программным управлением, новые технические средства и узлы повышенной надежности пассажирских вагонов, что позволит увеличить межремонтный пробег вагонов. Введены в эксплуатацию новые пассажирские вагоны, оборудованные сложной электроникой. Помимо внедрения новой техники и технологии, работники дирекции занимаются работой по рационализации и совершенствованию уже имеющегося оборудования. В производственно-технический отдел подано 68 заявок с рацпредложениями, способствующими сокращению времени на производство технологических операций, повышению качества производимых ремонтных работ и улучшению условий труда.

Уровень трудовой активности персонала может быть охарактеризован  с помощью производственно-экономических показателей: производительности труда, выполнения трудовых норм, качества выполняемых работ, использования рабочего времени.

За три квартала 2004 года отправлено 944,6 тыс. пассажиров в  дальнем следовании, что составляет 104,6% к плану (план – 903 тыс.). За счет этого получено доходов от пассажирских перевозок 689029 тыс. рублей, что составляет к плану 100,4%, а к соответствующему периоду прошедшего года 121,4%. План всех видов ремонта выполнен на 160% (206 единиц против 129). Выручка от выполнения работ и оказания услуг предприятиям, не входящим в систему ОАО «РЖД», и населению составляет 28976 тыс. рублей. Это к соответствующему периоду прошлого года составляет 110,5%, к плану – 113,3%. Доходов от оказания платных услуг в поездах получено на сумму 57045,8 тыс. рублей, что составляет 142,2% к доходам прошлого периода. Снизилось количество актов от контролеров-ревизоров дорог по нарушениям в работе поездных бригад на 8%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. За хорошую работу поездными бригадами получено 7913 благодарностей, это на 927 благодарностей больше, чем в 2003году.

Темп роста производительности труда составил 102,6% к плану и 103,2% к 2003 году. Производительность труда  плановая – 106%, фактическая – 108,7%, в 2003 году – 106,3%.

Труд любого работника  нормируется. Для повременщиков  – это обязательная норма времени, для сдельщиков – норма выработки. На вагоноремонтных предприятиях действуют 2249 норм: типовых – 965, местных – 273, технически обоснованных – 1011. За девять месяцев 2004 года пересмотрено 94 нормы (против 72 норм в прошедшем).

Эффективность от пересмотренных норм с момента их внедрения до конца третьего квартала составила 13552,6 нормо-часов (против 2912 нормо-часов), трудоемкость снизилась на 73%.

 Экономический эффект составил 70,9 тыс. рублей (22,7 тыс. рублей в 2003 году). Введено 9 местных норм (6 норм в прошлом году), все они являются технически обоснованными. Экономический эффект от их внедрения составил 2,4 тыс. рублей (против 1,9 тыс. рублей).

Уровень выполнения норм равен 138,6% (138,5%  в 2003 году). Нормированными заданиями охвачено 445 работников с повременной оплатой (к 425 работникам в 2003 году). Их доля в общей численности повременщиков равна 18%. Уровень выполнения нормированных заданий – 102%.

Следующим показателем  рационального использования трудовых ресурсов и важнейшим условием выполнения плановых заданий является экономное  использование рабочего времени, снижение его потерь. От того, насколько рационально используется рабочее время, зависит эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Использование рабочего времени приведено в таблице 7.

Информация о работе Совершенствование системы набора, отбора и найма персонала на примере Вагонного депо