Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».
Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция
Уровень образовательной активности персонала характеризует также состояние работы по формированию и подготовке резерва кадров. Число сотрудников, включенных в кадровый резерв. Составляет в текущем году 206 человек (против 221 сотрудника, в прошедшем). Несмотря на меньшее количество работников, состоящих в резерве, действенность резерва (по данным за 9 месяцев 2004года) по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года значительно выше: 77,8% против 40,9%. Это говорит о возросшем уровне подготовки руководителей и специалистов.
Планирование карьеры сотрудников, их карьерный рост – одно из перспективных направлений работы кадровой службы. Приоритет здесь отдается молодым специалистам. За период 2003-2004 года на предприятия дирекции были приняты на работу 76 молодых специалистов, в том числе из вузов – 22 человека, из техникумов – 54 человека. На каждого молодого специалиста разработан план профессионального роста карьеры.
Другими качественными показателями трудового потенциала работников является структура персонала по уровню образования, стажу работы и половозрастная структура, отраженная в таблице 4.
Согласно данным, приведенным в таблице, подавляющее большинство работников имеет высшее и среднее профессиональное образование. Количество практиков относительно общей численности персонала по категориям не превышает 8%. Средний стаж работы около 15 лет. На основании этого можно сделать вывод, что в целом коллектив Дорожной дирекции достаточно квалифицированный, имеющий опыт работы для осуществления качественного обслуживания пассажиров.
Таблица 4 – Сведения о персонале ДОП ЮУЖД
Показатели групп персонала |
Руководители |
Специалисты и служащие |
Рабочие | |||
Количество |
Удельный вес % |
Количество |
Удельный вес % |
Количество |
Удельный вес % | |
По уровню образования | ||||||
Высшее |
204 |
59,3 |
416 |
40,8 |
380 |
6,9 |
Среднее профессиональное |
137 |
39,8 |
553 |
53,6 |
4743 |
85,9 |
Практики |
3 |
0,9 |
58 |
5,6 |
398 |
7,2 |
Итого: |
344 |
100 |
1027 |
100 |
5521 |
100 |
Учеба в вузах и в техникумах |
43 |
12,5 |
108 |
10,5 |
405 |
7,3 |
По возрасту | ||||||
До 20 лет |
- |
- |
8 |
0,8 |
26 |
0,5 |
От 20 до 30 |
5 |
1,5 |
43 |
4,7 |
410 |
7,4 |
От 30 до 40 |
82 |
23,8 |
480 |
46,5 |
2843 |
51,5 |
От 40 до 50 |
214 |
62,2 |
442 |
42,8 |
2118 |
38,4 |
От 50 до 60 |
41 |
11,9 |
53 |
5,1 |
124 |
2,2 |
Старше 60 лет |
2 |
0,6 |
1 |
0,1 |
- |
- |
Итого: |
344 |
100 |
1027 |
100 |
5521 |
100 |
По полу | ||||||
Мужчины |
216 |
62,8 |
370 |
35,9 |
1876 |
34,0 |
Женщины |
128 |
37,2 |
657 |
64,1 |
3645 |
66,0 |
Итого: |
344 |
100 |
1027 |
100 |
5521 |
100 |
По стажу | ||||||
До 5 лет |
- |
- |
32 |
3,1 |
87 |
1,6 |
От 5 до 10 |
7 |
2,0 |
148 |
14,3 |
494 |
9,0 |
От 10 до 15 |
79 |
23,0 |
232 |
22,7 |
1880 |
34,0 |
От 15 до 20 |
112 |
32,6 |
392 |
38,3 |
2077 |
37,6 |
Свыше 20 лет |
146 |
42,4 |
223 |
21,6 |
983 |
17,8 |
Итого: |
344 |
100 |
1027 |
100 |
5521 |
100 |
Специфика производства такова, что доля женщин среди рабочих выше, чем мужчин (66%). Связано это, прежде всего с тем, что основной контингент – проводники пассажирских вагонов. Там женский труд предпочтительнее мужского. Почти такое же соотношение и в категории специалистов и служащих (64,1% - женщины, 35,9% – мужчины). К этой категории относятся бухгалтеры, экономисты, техники, технологи, кадровики, табельщики операторы, билетные кассиры и т.д.
Поскольку качественные изменения происходят в результате движения персонала, по этому вопросу при анализе уделяют большое внимание, что отражено в таблице 5.
Таблица 5 – Движение персонала ДОП ЮУЖД
Показатель |
2003 год |
2004 год | |||
Численность персонала на начало года |
6950 |
6892 | |||
Принято на работу |
252 |
244 | |||
Выбыли всего: из них: |
310 |
294 | |||
по собственному желанию |
108 |
115 | |||
за нарушение дисциплины |
80 |
75 | |||
уход на пенсию |
96 |
80 | |||
перевод |
8 |
10 | |||
арест |
2 |
- | |||
смерть |
1 |
2 | |||
служба в армии |
8 |
6 | |||
сокращение штатов |
7 |
6 | |||
Коэффициент текучести кадров |
2,71% |
2,76% | |||
Коэффициент постоянства кадров |
97,29% |
97,24% |
Одним из основных показателей, характеризующих движение персонала, является коэффициент текучести кадров Из таблицы видно, что за анализируемый период коэффициент текучести составил 2,76% (за прошедший год – 2,71%).
Текучесть кадров находится в пределах нормы для железнодорожной отрасли.
Текучесть кадров находится в тесной связи с такими характеристиками персонала, как мотивационный и моральный потенциал.
Мотивационный потенциал
– степень удовлетворенности
трудом, отношение к выполнению
своих должностных
Моральный потенциал
характеризуется состоянием
Кадровой службой
дирекции совместно с
Таблица 6 – Сравнительный анализ мониторинга персонала ВЧД-1
В мониторинге приняли участие: |
2003год |
2004 год |
1. Проводники Челябинского и Магнитогорского резерва |
156 чел. |
325 чел. |
2.Работники депо, связанные с ремонтом вагонов |
140 чел. |
100 чел. |
Из них на вопрос о намерении относительно продолжения трудовой деятельности на данном предприятии высказались: | ||
- не планируют увольнение | ||
проводники |
83,3% |
97,6% |
работники депо |
82,6% |
95,0% |
- ищут другую работу | ||
проводники |
16,7% |
2,4% |
работники депо |
17,4% |
5,0% |
Удовлетворенность заработной платой: | ||
- удовлетворены заработной платой | ||
проводники |
41,7% |
65,5% |
работники депо |
29,3% |
81,0% |
- неудовлетворенны заработной платой | ||
проводники |
58,3% |
34,5% |
работники депо |
70,7% |
19,0% |
Психологический климат в коллективе | ||
удовлетворены |
79,8% |
90,4% |
неудовлетворенны |
20,2% |
9,6% |
Профессионализм и компетентность непосредственных руководителей | ||
- положительно оценена работа руководителей | ||
проводники |
59,0% |
73,7% |
работники депо |
57,1% |
65,0% |
- нейтральное отношение к работе руководителей | ||
проводники |
37,2% |
20,9% |
работники депо |
31,4% |
27,0% |
- отрицательное отношение к работе руководителей |
||
проводники |
3,8% |
5,4% |
работники депо |
11,5% |
8,0% |
Таким образом, показатели социально-психологического климата в коллективе заметно улучшилось, уменьшилось количество работников, желающих покинуть предприятие, выросла удовлетворенность заработной платой, и улучшилось отношение к профессиональным качествам непосредственного руководства. Соответственно, снизились показатели нарушений производственной и технологической дисциплины: с1495 случаев с 2003 году до 1354 нарушений в 2004 году. Число уволенных за прогулы и пьянство также сократилось - с 80 человек до 75 человек.
Один из показателей
социальной активности персонала –
это его участие в
Персонал Дорожной
дирекции обладает
Руководством дирекции традиционно проводятся следующие дорожные смотры – конкурсы: «Лучшая поездная бригада», «Лучший начальник поезда», «Лучшая смена вокзала», «лучший осмотрщик», «Лучший билетный кассир», «Мисс проводница», «Лучший инструктор поездных бригад», «Лучший вагон-тренажер» и др. Коллективы дирекции участвовали в отраслевом и дорожном соревновании, с начала года 32 работника отмечены государственными и отраслевыми наградами. По итогам дорожного соревнования за первый квартал 2004 года коллективу вагонного депо Челябинск-Пассажирский присуждено третье место. По итогам отраслевого соревнования коллективу Дорожной дирекции присуждено первое место за первый и второй кварталы 2004 года. Работники дирекции способствуют внедрению инновационных технологий и оборудования в производство. Только с начала текущего года освоено 20 млн. рублей по программе дооснащения вагонного депо до регламента технической оснащенности и по программе повышения безопасности движения: внедрены новые специализированные станки с числовым программным управлением, новые технические средства и узлы повышенной надежности пассажирских вагонов, что позволит увеличить межремонтный пробег вагонов. Введены в эксплуатацию новые пассажирские вагоны, оборудованные сложной электроникой. Помимо внедрения новой техники и технологии, работники дирекции занимаются работой по рационализации и совершенствованию уже имеющегося оборудования. В производственно-технический отдел подано 68 заявок с рацпредложениями, способствующими сокращению времени на производство технологических операций, повышению качества производимых ремонтных работ и улучшению условий труда.
Уровень трудовой активности
персонала может быть охарактеризован
с помощью производственно-
За три квартала 2004 года отправлено 944,6 тыс. пассажиров в дальнем следовании, что составляет 104,6% к плану (план – 903 тыс.). За счет этого получено доходов от пассажирских перевозок 689029 тыс. рублей, что составляет к плану 100,4%, а к соответствующему периоду прошедшего года 121,4%. План всех видов ремонта выполнен на 160% (206 единиц против 129). Выручка от выполнения работ и оказания услуг предприятиям, не входящим в систему ОАО «РЖД», и населению составляет 28976 тыс. рублей. Это к соответствующему периоду прошлого года составляет 110,5%, к плану – 113,3%. Доходов от оказания платных услуг в поездах получено на сумму 57045,8 тыс. рублей, что составляет 142,2% к доходам прошлого периода. Снизилось количество актов от контролеров-ревизоров дорог по нарушениям в работе поездных бригад на 8%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. За хорошую работу поездными бригадами получено 7913 благодарностей, это на 927 благодарностей больше, чем в 2003году.
Темп роста производительности труда составил 102,6% к плану и 103,2% к 2003 году. Производительность труда плановая – 106%, фактическая – 108,7%, в 2003 году – 106,3%.
Труд любого работника нормируется. Для повременщиков – это обязательная норма времени, для сдельщиков – норма выработки. На вагоноремонтных предприятиях действуют 2249 норм: типовых – 965, местных – 273, технически обоснованных – 1011. За девять месяцев 2004 года пересмотрено 94 нормы (против 72 норм в прошедшем).
Эффективность от пересмотренных норм с момента их внедрения до конца третьего квартала составила 13552,6 нормо-часов (против 2912 нормо-часов), трудоемкость снизилась на 73%.
Экономический эффект составил 70,9 тыс. рублей (22,7 тыс. рублей в 2003 году). Введено 9 местных норм (6 норм в прошлом году), все они являются технически обоснованными. Экономический эффект от их внедрения составил 2,4 тыс. рублей (против 1,9 тыс. рублей).
Уровень выполнения норм равен 138,6% (138,5% в 2003 году). Нормированными заданиями охвачено 445 работников с повременной оплатой (к 425 работникам в 2003 году). Их доля в общей численности повременщиков равна 18%. Уровень выполнения нормированных заданий – 102%.
Следующим показателем
рационального использования