Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».
Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция
Как показывают приведенные
данные, произошло увеличение неявок
персонала на 1,5%. Причины этого
заключаются в росте
Таблица 7 – Использование рабочего времени персоналом ДОП ЮУЖД
2003 год |
2004 год |
2004 г. к 2003 г. в % | |||||||||
Всего |
На 1 работника |
Всего |
На 1 работника | ||||||||
Всего отработано (чел.дн.) |
1470133 |
211,53 |
1478196 |
214,48 |
101,4 | ||||||
Неявки всего (чел.дн.), в том числе: |
202119 |
29,02 |
203407 |
29,51 |
101,5 | ||||||
очередные отпуска (чел.дн.) |
172082 |
24,76 |
173127 |
2512 |
101,5 | ||||||
учебные отпуска (чел.дн.) |
3216 |
0,46 |
3448 |
0,5 |
108,7 | ||||||
больничные (чел.дн.) |
23840 |
3,47 |
23968 |
3,48 |
101,5 | ||||||
неявки, разрешенные законом (чел.дн) |
819 |
0,12 |
789 |
0,11 |
91,7 | ||||||
неявки с разрешения администрации (чел.дн) |
2120 |
0,31 |
2040 |
0,30 |
96,8 | ||||||
прогулы (чел.дн) |
42 |
0,006 |
35 |
0,005 |
83 |
очередных отпусков на 1,5% (предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков членам добровольной пожарной дружины 3 дня); увеличение продолжительности учебных отпусков на 8,7%; увеличении общей продолжительности листов нетрудоспособности на 128 дней – 1,5%. В целом использование рабочего времени работниками Дорожной дирекции удовлетворительное. Есть резерв для повышения эффективности использования рабочего времени – это снижение общей заболеваемости, профилактика простудных заболеваний. В профилактических целях и для предупреждения массовой заболеваемости в осенне-зимний период работники дирекции проходят бесплатную вакцинацию против гриппа и других вирусных инфекций. Кроме того, сотрудники, имеющие хронические заболевания, наблюдаются цеховыми врачами и специалистами, направляются на санаторно-курортное лечение.
Эффективное управление персоналом характеризуется уровнем издержек на персонал. Прежде всего, это фонд заработной платы. Рассмотрим основные показатели, составляющие фонд заработной платы, в таблице 8.
Несмотря на снижение общей численности работников в Дорожной дирекции на 58 человек, фонд оплаты труда увеличился в 2004 году на 29,3%. Причины увеличения ФОТ:
- увеличение тарифной ставки первого разряда на 13,3%;
- увеличение объема пассажирских перевозок на 4,6%;
Таблица 8 – Фонд оплаты труда персонала ДОП ЮУЖД по составляющим
№ |
Составляющие ФОТ |
Всего тыс. рублей |
2004г. к 2003г. в % | |
2004год |
2003 год | |||
1 |
Контингент, человек |
6892 |
6950 |
99,2 |
2 |
Тариф |
201914,8 |
151254,0 |
133,5 |
3 |
Премия основная |
96348,0 |
82065,8 |
117,4 |
4 |
Премия прочая |
8873,6 |
7685,6 |
115,5 |
5 |
Совмещение |
2913,7 |
2124,5 |
137,1 |
6 |
Ночные |
14075,2 |
10887,9 |
129,3 |
7 |
Классность |
261,4 |
205,3 |
127,3 |
8 |
Районный коэффициент |
56048,5 |
43477,2 |
128,6 |
9 |
Доплата |
80,6 |
982,5 |
8,2 |
10 |
Выходные и праздничные |
6625,2 |
5135,1 |
129,0 |
11 |
Отпускные |
56579,9 |
42572,9 |
132,9 |
12 |
Вредность |
2990,4 |
2196,4 |
136,2 |
13 |
Выслуга лет |
31203,4 |
22956,0 |
135,9 |
14 |
Надбавка 20% |
37736,5 |
28255,3 |
133,6 |
15 |
Ученические |
3194,1 |
2615,8 |
122,1 |
16 |
Доплата за разъездную работу |
25682,6 |
19287,3 |
133,2 |
17 |
Оплата и доплата до среднего |
5821,8 |
5442,8 |
106,9 |
18 |
Совместительство |
864,9 |
807,6 |
107,1 |
19 |
Классность мастеров |
49,2 |
20,0 |
246,0 |
20 |
Мотивационный фонд |
825,0 |
- |
- |
21 |
Фонд мастера |
2521,4 |
2151,5 |
117,0 |
22 |
Прочие |
4462,0 |
2130,3 |
209,5 |
23 |
Итого |
559272,2 |
432252,9 |
129,3 |
24 |
Средняя ставка 1-го разряда |
1504 |
1327 |
113,3 |
- увеличение вагоноремонтных работ на 60%;
- выплата пенсионерам, уволенным на пенсию впервые, окладов согласно коллективного договора – 2153,6 тыс. рублей;
- доплата к тарифным ставкам рабочим с первого по пятый разряд – 316 тыс. рублей;
- увеличение фонда мастеров на 369,9 тыс. рублей;
- увеличение доплаты за классность мастеров на 29,2 тыс. рублей;
- внедрение мотивационного фонда.
Среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась на 26,3%. Совершенствование основной зарплаты тесно связано с планированием методов материального стимулирования через систему премий, доплат и надбавок. Рост благосостояния работников дирекции – это постоянная и последовательная политика руководства, проводимая за счет внутренних ресурсов, в первую очередь за счет повышения производительности труда.
Помимо заработной платы
администрация дирекции уделяет
внимание созданию нормальных условий
для труда и отдыха, так как
улучшение условий труда и
охраны здоровья работников создает
предпосылки для более благопри
В дирекции 186 человек работающих пенсионеров (2,6% от общей численности), неработающих пенсионеров 4044 человек. Ежегодно на оказание социальной поддержки ветеранам (единовременные пособия в связи с уходом на пенсию, материальная помощь, оплата лекарств, обеспечение топливом и др.) расходуется около 7,0 млн. рублей. Вопросы приобретения и ремонта жилья ветеранов финансируются отдельно. В оздоровительные учреждения ежегодно приобретается 560 путевок, из них для неработающих пенсионеров выделяется 90 путевок.
Производится отчисление в государственные внебюджетные фонды:
- фонд социального страхования (12640 тыс. рублей);
- пенсионный фонд (48034 тыс. рублей);
- фонд занятости (4215 тыс. рублей);
- фонд обязательного медицинского страхования (8530 тыс. рублей).
Помимо этих отчислений существуют обязательные налоговые выплаты в бюджет: подоходный налог, налог на имущество, в экологический фонд, налог с продаж, налог на пользователей дорог и прочие налоги.
Управление персоналом – это планомерное его развитие, достижение комплекса показателей, реализация определенных мероприятий для достижения поставленных целей и решения производственных задач. Эффективному управлению трудовыми ресурсами способствует проводимая работа по развитию персонала, содержание которой представлено в виде важнейших направлений:
- совершенствование социальной
структуры производственного
- улучшение условий
труда и охрана здоровья
- совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий.
Очевидной является необходимость
реализации этих направлений, а также
необходимость
Глава 3 Анализ
процесса набора и отбора персонала
в Челябинском резерве
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того насколько успешно проведена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. В организации, которая профессионально подходит к управлению человеческими ресурсами, осуществление набора и отбора кандидатов на имеющиеся вакантные должности предполагает поэтапную постановку и решение взаимосвязанных задач. Все многообразие решений классифицировано на несколько самостоятельных направлений, что отражено в таблице 1
Таблица 1 - Сфера принятия решений при заполнении имеющихся в организации вакансий.
Основные вопросы |
Содержание кадровых решений | |
1 |
Зачем нужны работники и какие? |
Определение требований к кандидату. Описание и спецификация работы. |
2 |
Сколько? |
Планирование потребности в персонале. |
3 |
Где взять? |
Обоснование источников выбора. |
4 |
Как привлечь? |
Представление информации о вакансиях, реклама. |
5 |
Как отобрать? |
Предварительный отбор, интервьюирование, тестирование |
6 |
Как помочь кандидату сделать окончательный выбор? |
Предложение занять рабочее место. Контрпредложение. Проверка рекомендаций. |
7 |
Как помочь начать трудовую деятельность на рабочем месте |
Адаптация на новом месте. |
Для принятия оптимальных решений в области набора и отбора персонала важно четко определить критерии оценки различных вариантов. Необходимо сформулировать общие критерии оценки эффективности принимаемых в данной области решений.
Такими основными критериями являются:
- Соответствие уровня знаний и навыков работы, способностей и личностных качеств кандидатов требованиям, которые к нему предъявляются в зависимости от содержания и характера выполняемой работы, особенностей организационной культуры организации;
- Соблюдение временных параметров и ограничений;
- Затраты на осуществление набора и отбора кандидатов. Реализация различных вариантов предполагает неодинаковые затраты.
Все перечисленные критерии важны для принятия решений в области подбора персонала. Но особое место принадлежит определению соответствия способностей и личностных качеств работника требованиям, которые к нему предъявляет конкретное рабочее место, так как именно это является целью подбора – подыскать максимально соответствующего требованиям работы кандидата за определенный период времени и с минимальными затратами. Требования непосредственно вытекают из характера работы. Профессиональный подход к определению требований, которые предъявляются к претенденту на свободную вакансию, предполагает составление документа – спецификации работы, как правило это является частью должностных инструкций. Содержание работы и требования к ее исполнителю неразрывны и должны отвечать на вопросы:
Какой кандидат и зачем нужен?
Какие его качества и характеристики необходимы для выполнения работы.
Требования должны:
Иметь непосредственное отношение к работе;
Быть четко сформулированы;
Быть легко измеримы;
Не являться дискриминационными.
Все многообразие требований к будущему кандидату может быть условно разделено на несколько групп и отражено в таблице 2
Таблица 2 - Основные требования к кандидатам при приеме на работу
Требования |
Содержание | |
1 |
Знания и навыки |
Образование, переподготовка и повышение квалификации, стаж. |
2 |
Способности |
Физические способности, умственные способности. |
3 |
Личностные качества |
Готовность и умение работать в команде, общительность, целеустремленность, уверенность в себе. |
4 |
Интересы и потребности |
Увлечение, семейное положение, карьерные ожидания. |
5 |
Дополнительные требования |
Умение работать на компьютере, владение языками. |