Совершенствование системы набора, отбора и найма персонала на примере Вагонного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».

Содержание работы

Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция

Файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2 Анализ эффективности управления  персоналом в Дирекции по обслуживанию  пассажиров Южно-Уральской

железной дороги и пути совершенствования

 

Дирекция по облуживанию пассажиров Южно – Уральской  железной дороги (далее – Дорожная дирекция) филиал ОАО «Российские железные дороги» образована 28 февраля 2000 года в соответствии с концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.

Дорожная дирекция и подведомственные ей укрупненные региональные дирекции, пассажирские вагонные депо (см. рисунок 3) обеспечивают работу пассажирского комплекса Южно – Уральской магистрали в дальнем сообщении. В состав пассажирского комплекса входят:

- пять пунктов формирования поездов;

- пять резервов проводников;

- двадцать три классных  вокзала;

- два вагоноремонтных  депо с годовой программой 800 вагонов  деповского ремонта и 160 вагонов  капитального ремонта; 

- семь сервис –  центров.

Основная задача Дорожной дирекции в рамках общества заключается в осуществлении пассажирских перевозок в дальнем сообщении с наибольшей степенью комфортности. Для реализации этой задачи сформированы восемнадцать пассажирских составов, в т.ч. семь составов – скорые. Визитной карточкой магистрали стали такие фирменные поезда, как «Южный Урал», «Магнитка», «Зауралье», «Оренбуржье», следующие до Москвы; «Ильмень» - до Анапы. В 2003 году в разряд фирменного аттестован поезд «Челябинский экспресс» сообщением Челябинск-С.Петербург. С назначением беспересадочных вагонов до Варны, Пекина и Берлина значительно расширяются перевозки пассажиров в международном сообщении.

Ремонт пассажирских вагонов выполняется в двух специализированных депо: Челябинск–пассажирский и Оренбург. Вагонное депо Челябинск-Пассажирский (ВЧД-1) первоначально создано в 1900 году, сейчас это современное ремонтное предприятие, оснащенное высокотехнологичным оборудованием. С 1993 года в депо освоен капитальный ремонт подвижного пассажирского состава. Вагонное депо Оренбург образовано в 1933 году как ремонтный участок. Далее оно получило технически оснащенную базу, и в 2000 году было присоединено к Оренбургской дирекции по обслуживанию пассажиров.

В состав Дорожной дирекции входят двадцать три вокзала (ДОП  Челябинск), и каждый имеет свою историю. Здание железнодорожного вокзала станции Челябинск уникально: спустя сорок лет после его сдачи в строй, оно смотрится современно. В 2004 году завершена реконструкция вокзала к 70-летию магистрали. Теперь общая площадь вокзала составляет более 20 тысяч квадратных метров, одновременно здесь могут разместиться до 6 тысяч пассажиров, в сутки вокзал способен обслужить до 50 тысяч пассажиров. Вокзал станции Оренбург в текущем году отметил 127-летие, в начале ХХ века построен уютный вокзал Орска. Молодые и современные здания вокзалов на станциях Магнитогорск, Петропавловск, Миасс, Златоуст и др. Вокзалы – это технологические помещения, предназначенные, прежде всего и главным образом для обслуживания пассажиров. Поэтому для создания современного уровня комфорта делается все возможное:

 оборудованы современные  залы ожидания,

внедрена современная  система информатизации для обеспечения  пассажиров всей необходимыми данными  о предстоящей поездке,

оформление проездных документов производится автоматически через систему «Экспресс».

 С целью осуществления  комплекса мер по совершенствованию  культуры обслуживания пассажиров, предоставления дополнительных  видов услуг, расширения диапазона  услуг и повышения качества  обслуживания, открыты «Сервис-центры»  на  семи вокзалах (Челябинск, Миасс, Орск, Оренбург и др.). К услугам пассажиров комнаты отдыха и гостиницы, где можно отдохнуть и с удобствами подождать свой поезд.

Качественное обслуживание пассажиров, чистоту и уют в  поездах обеспечивает персонал Дорожной дирекции – главное достояние предприятия и фундамент предстоящих преобразований.

Только опыт и компетентность, высокая самоотдача и ответственность  кадров является гарантом безаварийной работы и соблюдения технологии во всех подразделениях дирекции.

Усилия администрации направлены на обеспечение эффективной организации и координации работ в сфере управления персоналом, на совершенствование механизма реализации кадровой политики, системы отбора и подготовки кадров.

Дорожная дирекция имеет  линейно – функциональную структуру управления отраженную на  рисунке 4.

 Она характеризуется  наличием линейных руководителей, возглавляющие трудовые коллективы подразделений: Дирекций по обслуживанию пассажиров Орска, Оренбурга, Кургана, Челябинска, вагонного депо Челябинск-пассажирский. К функциональным руководителям относятся руководители служб и отделов дирекций.

Одним из факторов, оказывающих  влияние на результаты деятельности предприятия, является использование  трудовых ресурсов.

От обеспеченности организации  трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем, своевременность и качество оказываемых услуг, степень использования оборудования.

При изучении показателей, характеризующих труд персонала, в  первую очередь определяется обеспеченность трудовыми ресурсами в сравнении с плановыми показателями, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ДОП ЮУЖД

Категории

работников

Лимит

численности

Фактическая

численность

Отклонения

2003г.

2004г.

От плана

От прошлого

периода

Кол-во

%

Кол-во

%

Среднесписочная

численность,

в том числе:

6830

6950

6892

+62

101,6

-58

99,2

руководители

347

343

344

-3

99,1

+1

100,3

специалисты

295

293

294

-1

99,7

+1

100,3

служащие

735

733

733

-2

99,7

-

100

рабочие всего

в том числе:

5453

5581

5521

+68

101,2

-60

98,9

массовых  профессий:

3551

3540

3557

+6

100,2

+17

100,5

осмотрщики

291

284

287

-4

98,6

+3

101,1

слесари РПС

584

582

580

-4

99,3

-2

99,7

поездные  электромеханики

86

78

75

-11

87,2

-3

96,2

прочие

1902

2041

1953

+51

102,7

-88

95,7


 

Из таблицы видно, что  Дорожная дирекция практически полностью  обеспечена трудовыми ресурсами, то есть установленный лимит численности  выдерживается. Однако, по некоторым  категориям работников предприятие  не обеспечено в полной мере персоналом, о чем свидетельствует показатель обеспеченности, это: осмотрщики вагонов – 98,6%, слесари по ремонту подвижного состава – 99,3%, поездные электромеханики – 87,2% к плану. Тогда как обеспеченность рабочими в целом превышает лимит на 1,2% в основном за счет проводников пассажирских вагонов и рабочих прочих профессий. По прочим рабочим контингент превышает план на 51 человека за счет увеличения объема работ по подсобно-вспомогательной деятельности. По отношению к прошедшему периоду их численность сократилась на 88 человек за счет механизации и автоматизации некоторых трудовых операций на ремонте вагонов. Увеличение количества проводников связано с ростом объема пассажирских перевозок в летний период.

Рассмотрим удельный вес каждой категории работников в общей численности персонала представленный в таблице 2.

Таблица 2 – Удельный вес каждой группы работников в общей  численности персонала ДОП ЮУЖД

Категории

работников

Численность

2003 год

2004

Количество

Удельный вес %

Количество

Удельный вес %

Среднесписочная

численность персонала,

в том числе:

6950

100

6892

100

руководители

343

4,9

344

5

специалисты

293

4,2

294

4,3

служащие

733

10,6

733

10,6

рабочие массовых

профессий,                    в том числе:

3540

50,9

3557

51,7

проводники

2596

73,4

2615

73,4

осмотрщики вагонов

284

8,0

287

8,1

слесари РПС

582

16,4

586

16,4

поездные                 электромеханики

78

2,2

75

2,1

прочие профессии

2041

29,4

1953

28,4


 

Наибольший удельный вес в структуре персонала  составляют рабочие – 80,1%.

 Среди них доля  рабочих массовых профессий составляет 51,7%. Подавляющее большинство - работники, непосредственно занятые на пассажирских перевозках: проводники вагонов – 73,4% и поездные электромеханики – 2,1%. Структура трудовых ресурсов и структура рабочих массовых профессий изображена на рисунке 5 и рисунке 6 соответственно.

Все работники Дорожной дирекции обладают определенным уровнем  квалификации, который определяется разрядом производимых работ и средним  разрядом работников. Квалификационный разряд руководителей, специалистов и служащих соответствует уровню выполняемых должностных обязанностей и определяется занимаемой должностью. Уровень квалификации рабочих отражен в таблице 3. Из таблицы видно, что уровень квалификации по некоторым категориям работников ниже разряда производимых работ.

Таблица 3 – Уровень  квалификации рабочих в ДОП ЮУЖД

 

Категории

рабочих

Средний разряд производимых    работ

Средний разряд

Отклонения

2003год

2004 год

От плана

От предыдущего      периода

Сдельщики

3,8

3,6

3,7

-0,1

+0,1

Повременщики,

в том числе по профессиям:

3,8

3,7

3,7

-0,1

-

проводники

3,2

3,2

3,2

-

-

осмотрщики вагонов

6,8

6,6

6,7

-0,1

+0,1

слесари РПС

5,4

5,3

5,3

-0,1

-

поездные                         электромеханики

6,0

5,9

6,0

-

+0,1


 

Но по сравнению с  предыдущим периодом  уровень квалификации – вырос. Это говорит о том, что на предприятии планомерно проводится работа по повышению квалификации работников. В противном случае наблюдалось бы большое отклонение  в квалификации от разряда выполняемых работ и от уровня предыдущего периода.

Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение  квалификации (разрядов и категорий) проводится в учебных центрах, училищах и Дорожной технической школе. На предприятии имеются следующие формы повышения квалификации рабочих:

- производственно-технические курсы;

- курсы целевого назначения (изучение новой техники и технологии, оборудования, правил технической  безопасности);

- школы передовых приемов  и методов труда;

- курсы бригадиров (для  повышения уровня знаний в  области основ научной организации труда, производства и управления и др.)

Планируемое повышение  квалификации рабочих в основном находится в пределах 20% от численности. В текущем году, при плане в 1400 человек, повысили свою квалификацию 1647 работников, что составило 117,6%. В 2003 году – 1019 / 918 работников соответственно (90,1%). От общей численности рабочих это составило: в 2004 году – 29,9%, в 2003 году – 16,4%. Численность рабочих, прошедших подготовку, переподготовку и обучение вторым профессиям, повышение квалификации приводится в Приложении 2. Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в прошедшем году  равна 5909 млн. рублей. Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что руководство Дорожной дирекции уделяет достаточное внимание развитию потенциала работников, повышению их квалификационного уровня. Что соответствует велению времени и возросшему уровню технических требований, предъявляемых к рабочим.

Руководители и специалисты, непосредственно обеспечивающие безопасность движения, сотрудники кадровой, экономической, финансовой и юридической служб предприятия проходят переподготовку и повышение квалификации обязательно не реже одного раза в год. Остальные – один раз в пять лет. Повышение квалификации руководителей и специалистов должно находиться в пределах 15-20% от численности подлежащих повышению квалификации. В прошлом году этот показатель составил 13,8% (95% - план – 150 человек, факт – 143 человека).  В текущем году запланировано на повышение 155 человек. Фактический уровень составил 146 человек - 94,2% (см. Приложение 3). Сюда же можно отнести курсы по подготовке резерва на замещение руководителей и стажировку молодых перспективных специалистов.

В целях углубления специальных  профессиональных знаний и навыков, освоения технологии в конкретных условиях производства, повышения эффективности и качества работы, производительности труда в подразделениях Дорожной дирекции проводится техническая учеба. Техучеба осуществляется в соответствии со «Стандартом технической учебы НДОП», утвержденного главным инженером ЮУЖД Родоманченко М.Г. 28.05.2002г. Для проведения технических занятий, школ передового опыта имеются технические кабинеты, оснащенные видеоаппаратурой, тематическими стендами, тренажерами, макетами и плакатами. В Дорожной дирекции функционируют пять вагонов – тренажеров. Занятия проводят инженерно- технические работники и руководители подразделений. Таким образом, на предприятиях Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД введена приказом начальника дороги №194/Н от 23.05.2000г. и успешно действует единая система подготовки кадров и организации технической учебы.

Информация о работе Совершенствование системы набора, отбора и найма персонала на примере Вагонного депо