Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».
Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция
Глава 2
Анализ эффективности
железной дороги и пути совершенствования
Дирекция по облуживанию пассажиров Южно – Уральской железной дороги (далее – Дорожная дирекция) филиал ОАО «Российские железные дороги» образована 28 февраля 2000 года в соответствии с концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.
Дорожная дирекция и подведомственные ей укрупненные региональные дирекции, пассажирские вагонные депо (см. рисунок 3) обеспечивают работу пассажирского комплекса Южно – Уральской магистрали в дальнем сообщении. В состав пассажирского комплекса входят:
- пять пунктов формирования поездов;
- пять резервов проводников;
- двадцать три классных вокзала;
- два вагоноремонтных депо с годовой программой 800 вагонов деповского ремонта и 160 вагонов капитального ремонта;
- семь сервис – центров.
Основная задача Дорожной дирекции в рамках общества заключается в осуществлении пассажирских перевозок в дальнем сообщении с наибольшей степенью комфортности. Для реализации этой задачи сформированы восемнадцать пассажирских составов, в т.ч. семь составов – скорые. Визитной карточкой магистрали стали такие фирменные поезда, как «Южный Урал», «Магнитка», «Зауралье», «Оренбуржье», следующие до Москвы; «Ильмень» - до Анапы. В 2003 году в разряд фирменного аттестован поезд «Челябинский экспресс» сообщением Челябинск-С.Петербург. С назначением беспересадочных вагонов до Варны, Пекина и Берлина значительно расширяются перевозки пассажиров в международном сообщении.
Ремонт пассажирских вагонов выполняется в двух специализированных депо: Челябинск–пассажирский и Оренбург. Вагонное депо Челябинск-Пассажирский (ВЧД-1) первоначально создано в 1900 году, сейчас это современное ремонтное предприятие, оснащенное высокотехнологичным оборудованием. С 1993 года в депо освоен капитальный ремонт подвижного пассажирского состава. Вагонное депо Оренбург образовано в 1933 году как ремонтный участок. Далее оно получило технически оснащенную базу, и в 2000 году было присоединено к Оренбургской дирекции по обслуживанию пассажиров.
В состав Дорожной дирекции входят двадцать три вокзала (ДОП Челябинск), и каждый имеет свою историю. Здание железнодорожного вокзала станции Челябинск уникально: спустя сорок лет после его сдачи в строй, оно смотрится современно. В 2004 году завершена реконструкция вокзала к 70-летию магистрали. Теперь общая площадь вокзала составляет более 20 тысяч квадратных метров, одновременно здесь могут разместиться до 6 тысяч пассажиров, в сутки вокзал способен обслужить до 50 тысяч пассажиров. Вокзал станции Оренбург в текущем году отметил 127-летие, в начале ХХ века построен уютный вокзал Орска. Молодые и современные здания вокзалов на станциях Магнитогорск, Петропавловск, Миасс, Златоуст и др. Вокзалы – это технологические помещения, предназначенные, прежде всего и главным образом для обслуживания пассажиров. Поэтому для создания современного уровня комфорта делается все возможное:
оборудованы современные залы ожидания,
внедрена современная система информатизации для обеспечения пассажиров всей необходимыми данными о предстоящей поездке,
оформление проездных документов производится автоматически через систему «Экспресс».
С целью осуществления
комплекса мер по
Качественное обслуживание пассажиров, чистоту и уют в поездах обеспечивает персонал Дорожной дирекции – главное достояние предприятия и фундамент предстоящих преобразований.
Только опыт и компетентность, высокая самоотдача и ответственность кадров является гарантом безаварийной работы и соблюдения технологии во всех подразделениях дирекции.
Усилия администрации направлены на обеспечение эффективной организации и координации работ в сфере управления персоналом, на совершенствование механизма реализации кадровой политики, системы отбора и подготовки кадров.
Дорожная дирекция имеет линейно – функциональную структуру управления отраженную на рисунке 4.
Она характеризуется
наличием линейных руководителе
Одним из факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности предприятия, является использование трудовых ресурсов.
От обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем, своевременность и качество оказываемых услуг, степень использования оборудования.
При изучении показателей, характеризующих труд персонала, в первую очередь определяется обеспеченность трудовыми ресурсами в сравнении с плановыми показателями, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ДОП ЮУЖД
Категории работников |
Лимит численности |
Фактическая численность |
Отклонения | ||||
2003г. |
2004г. |
От плана |
От прошлого периода | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | ||||
Среднесписочная численность, в том числе: |
6830 |
6950 |
6892 |
+62 |
101,6 |
-58 |
99,2 |
руководители |
347 |
343 |
344 |
-3 |
99,1 |
+1 |
100,3 |
специалисты |
295 |
293 |
294 |
-1 |
99,7 |
+1 |
100,3 |
служащие |
735 |
733 |
733 |
-2 |
99,7 |
- |
100 |
рабочие всего в том числе: |
5453 |
5581 |
5521 |
+68 |
101,2 |
-60 |
98,9 |
массовых профессий: |
3551 |
3540 |
3557 |
+6 |
100,2 |
+17 |
100,5 |
осмотрщики |
291 |
284 |
287 |
-4 |
98,6 |
+3 |
101,1 |
слесари РПС |
584 |
582 |
580 |
-4 |
99,3 |
-2 |
99,7 |
поездные электромеханики |
86 |
78 |
75 |
-11 |
87,2 |
-3 |
96,2 |
прочие |
1902 |
2041 |
1953 |
+51 |
102,7 |
-88 |
95,7 |
Из таблицы видно, что
Дорожная дирекция практически полностью
обеспечена трудовыми ресурсами, то
есть установленный лимит
Рассмотрим удельный вес каждой категории работников в общей численности персонала представленный в таблице 2.
Таблица 2 – Удельный вес каждой группы работников в общей численности персонала ДОП ЮУЖД
Категории работников |
Численность | |||
2003 год |
2004 | |||
Количество |
Удельный вес % |
Количество |
Удельный вес % | |
Среднесписочная численность персонала, в том числе: |
6950 |
100 |
6892 |
100 |
руководители |
343 |
4,9 |
344 |
5 |
специалисты |
293 |
4,2 |
294 |
4,3 |
служащие |
733 |
10,6 |
733 |
10,6 |
рабочие массовых профессий, в том числе: |
3540 |
50,9 |
3557 |
51,7 |
проводники |
2596 |
73,4 |
2615 |
73,4 |
осмотрщики вагонов |
284 |
8,0 |
287 |
8,1 |
слесари РПС |
582 |
16,4 |
586 |
16,4 |
поездные электромеханики |
78 |
2,2 |
75 |
2,1 |
прочие профессии |
2041 |
29,4 |
1953 |
28,4 |
Наибольший удельный вес в структуре персонала составляют рабочие – 80,1%.
Среди них доля рабочих массовых профессий составляет 51,7%. Подавляющее большинство - работники, непосредственно занятые на пассажирских перевозках: проводники вагонов – 73,4% и поездные электромеханики – 2,1%. Структура трудовых ресурсов и структура рабочих массовых профессий изображена на рисунке 5 и рисунке 6 соответственно.
Все работники Дорожной дирекции обладают определенным уровнем квалификации, который определяется разрядом производимых работ и средним разрядом работников. Квалификационный разряд руководителей, специалистов и служащих соответствует уровню выполняемых должностных обязанностей и определяется занимаемой должностью. Уровень квалификации рабочих отражен в таблице 3. Из таблицы видно, что уровень квалификации по некоторым категориям работников ниже разряда производимых работ.
Таблица 3 – Уровень квалификации рабочих в ДОП ЮУЖД
Категории рабочих |
Средний разряд производимых работ |
Средний разряд |
Отклонения | |||
2003год |
2004 год |
От плана |
От предыдущего периода | |||
Сдельщики |
3,8 |
3,6 |
3,7 |
-0,1 |
+0,1 | |
Повременщики, в том числе по профессиям: |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
-0,1 |
- | |
проводники |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
- |
- | |
осмотрщики вагонов |
6,8 |
6,6 |
6,7 |
-0,1 |
+0,1 | |
слесари РПС |
5,4 |
5,3 |
5,3 |
-0,1 |
- | |
поездные |
6,0 |
5,9 |
6,0 |
- |
+0,1 |
Но по сравнению с предыдущим периодом уровень квалификации – вырос. Это говорит о том, что на предприятии планомерно проводится работа по повышению квалификации работников. В противном случае наблюдалось бы большое отклонение в квалификации от разряда выполняемых работ и от уровня предыдущего периода.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации (разрядов и категорий) проводится в учебных центрах, училищах и Дорожной технической школе. На предприятии имеются следующие формы повышения квалификации рабочих:
- производственно-технические курсы;
- курсы целевого назначения
(изучение новой техники и
- школы передовых приемов и методов труда;
- курсы бригадиров (для повышения уровня знаний в области основ научной организации труда, производства и управления и др.)
Планируемое повышение квалификации рабочих в основном находится в пределах 20% от численности. В текущем году, при плане в 1400 человек, повысили свою квалификацию 1647 работников, что составило 117,6%. В 2003 году – 1019 / 918 работников соответственно (90,1%). От общей численности рабочих это составило: в 2004 году – 29,9%, в 2003 году – 16,4%. Численность рабочих, прошедших подготовку, переподготовку и обучение вторым профессиям, повышение квалификации приводится в Приложении 2. Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в прошедшем году равна 5909 млн. рублей. Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что руководство Дорожной дирекции уделяет достаточное внимание развитию потенциала работников, повышению их квалификационного уровня. Что соответствует велению времени и возросшему уровню технических требований, предъявляемых к рабочим.
Руководители и специалисты, непосредственно обеспечивающие безопасность движения, сотрудники кадровой, экономической, финансовой и юридической служб предприятия проходят переподготовку и повышение квалификации обязательно не реже одного раза в год. Остальные – один раз в пять лет. Повышение квалификации руководителей и специалистов должно находиться в пределах 15-20% от численности подлежащих повышению квалификации. В прошлом году этот показатель составил 13,8% (95% - план – 150 человек, факт – 143 человека). В текущем году запланировано на повышение 155 человек. Фактический уровень составил 146 человек - 94,2% (см. Приложение 3). Сюда же можно отнести курсы по подготовке резерва на замещение руководителей и стажировку молодых перспективных специалистов.
В целях углубления специальных профессиональных знаний и навыков, освоения технологии в конкретных условиях производства, повышения эффективности и качества работы, производительности труда в подразделениях Дорожной дирекции проводится техническая учеба. Техучеба осуществляется в соответствии со «Стандартом технической учебы НДОП», утвержденного главным инженером ЮУЖД Родоманченко М.Г. 28.05.2002г. Для проведения технических занятий, школ передового опыта имеются технические кабинеты, оснащенные видеоаппаратурой, тематическими стендами, тренажерами, макетами и плакатами. В Дорожной дирекции функционируют пять вагонов – тренажеров. Занятия проводят инженерно- технические работники и руководители подразделений. Таким образом, на предприятиях Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД введена приказом начальника дороги №194/Н от 23.05.2000г. и успешно действует единая система подготовки кадров и организации технической учебы.