Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе системы набора, отбора и найма персонала, как одного из направлений кадровой политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере Вагонного депо Челябинск-Пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД».
Введение 5
Раздел 1.Набор, отбор и найм персонала на предприятии.
1.1. Особенности кадровой политики предприятия в условиях рыночной экономики. 10
1.2. Формирование норм и требований к кандидату на вакантное рабочее место. Методы привлечения претендентов на предприятие 13
1.3. Отбор персонала. Основные положения процедуры набора и отбора. Место в общей системе управления. 19
1.4. Комплексный подход к организации отбора персонала. 26
1.5. Принципы, этапы и оценка состояния процедуры набора и отбора персонала на предприятии. Ошибки, допускаемые при отборе персонала на предприятие. 28
Раздел 2. Анализ эффективности управления персоналом в Дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД и пути совершенствования. 36
Раздел 3.Анализ процесса набора и отбора персонала в Челябинском резерве проводников. 54
Раздел 4. Рекомендации по совершенствованию процесса набора и отбора персонала на предприятии. 64 Раздел 5.Компьютерное обеспечение дипломного проекта. 66
Раздел 6.Оценка экономической эффективности набора и отбора персонала на предприятие. 68
Раздел 7.Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка предприятия. 71
Заключение 97
Библиография 100
Приложения
Приложение 1 Этапы профессионального отбора персонала
Приложение 2 Должностная инструкция
Подбор кандидатов является основой для следующего этапа – отбора будущих сотрудников организации. Содержание этого этапа во многом зависит от традиций, культуры организации, а также от характера должности. В самом общем виде этот этап может быть представлен схемой, включающей практически все возможные этапы:
Первичный отбор – Собеседование с сотрудниками отдела по персоналу – Справки о кандидате – Собеседование с руководителем подразделения – Испытание – Решение о найме.
Первичный отбор начинается с анализа списка подобранных кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации. Цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии, культуры организации. Наиболее распространенными методами являются: анализ анкетных данных, тестирование.
1.Анализ анкетных данных.
При использовании этого
метода отдел по персоналу проводит
анализ информации, содержащейся в
заполненных кандидатами
2.Тестирование завоевывает
все большую популярность
3.Собеседование с
Существует несколько
разновидностей собеседований с
кандидатами, выбор которых зависит
от традиций организации, особенностей
кандидата, вакантной должности
и индивидуального предпочтения
проводящего собеседования
4.Справки о кандидате.
Для того чтобы лучше оценить
профессиональные и личные
5.Собеседование с линейным
руководителем. Если
6.Выбор кандидата и предложение.
На основе анализа
результатов собеседования
В последнее время
все большее распространение
получает практика приема на работу с
испытательным сроком, дающая возможность
оценить кандидата
Как мы видели, подбор персонала является длительным и зачастую дорогостоящим процессом. Цена ошибки, которая может состоять как в выборе не обладающего необходимыми компетенциями сотрудника, так и в уходе не прижившегося в организации таланта.
Сегодня в ведущих фирмах кандидаты все чаще рассматриваются на предмет их соответствия не только требованиям рабочего места, но и организации в целом, ее традициям, культуре. Поэтому принимаются во внимание также и личностные качества, например, способность поддерживать хорошие отношения с окружающими, работать в команде.
- Определение перечня
требований к будущим
- Выбор конкретного варианта привлечения (сроки, источники, каналы)
Общий контроль за политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.
Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в контексте работы всей организации.
Основными предпосылками,
определяющими эффективность
-постановка четких целей организации.
-разработка эффективной
организационной структуры
-наличие кадрового
планирования, являющегося связующим
звеном между целями организаци
Набор и отбор персонала наиболее тесно связаны с такими направлениями работы в сфере управления персоналом, как кадровое планирование, анализ работы, оценка исполнения, система стимулирования, введение в должность, обучение и развитие персонала, а также со сложившейся организационной культурой. Поиск работников на замещение вакантных должностей может осуществляться как за счет внутренних ресурсов организации, так и за счет внешних источников.
При наборе и отборе персонала надо иметь в виду основные положения:
1.Набор и отбор персонала
не должен рассматриваться
2.Необходимо принимать во внимание не только уровень технической компетентности кандидатов, но и, что не менее важно, то, как новые работники будут вписываться в культурную и социальную структуру организации.
3.Необходимость полного
учета всех требований
1.4 Комплексный подход к организации отбора персонала
Отбор персонала нельзя осуществлять, лишь ориентируясь на какой-то один признак или решение какой-то одной задачи. Отбор персонала, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам требованиям организации, требует комплексного подхода.
Комплексный подход к найму и отбору персонала состоит из задач:
-узнать о том, что
из себя представляет
-определить личностные и деловые качества, необходимые для эффективного выполнения данной работы.
-найти возможные источники
и методы привлечения
-определить, какие методы позволят лучше всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности.
-обеспечить введение нового работника в должность и в организацию.
Анализ работы
Анализ работы позволяет получить:
1.Должностные инструкции.
2.Определение требований к должности.
Должностные инструкции
1.Должностные инструкции определяют основное содержание работы, которая должна выполняться работником, занимающим данную должностную позицию: что собой представляет данная работа, какие виды деятельности и обязанности она включает в себя, ответственность и полномочия, ее место в формальной структуре организации. В разных организациях они могут быть различными.
Существует два способа описания должностной инструкции:
-традиционным путем, через описание обязанностей, решаемых задач и выполняемых видов деятельности.
-в понятиях результата. Такие должностные инструкции помогают работникам ощутить свою значимость, дают им понять , почему они должны делать именно эту работу, почему их работа является важной для организации
Требования к должности
Требования к должности в дополнение к описанию работы указывают на то, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно выполнять эту работу: опыт, технические знания и навыки, физические характеристики, состояние здоровья и внешность, мотивация, интеллектуальные способности, формальные характеристики личных и деловых качеств.