Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ЗАО АФПЗ «Победа». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
- анализ организации стимулирования персонала ЗАО АФПЗ «Победа»;
- разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ЗАО АФПЗ «Победа».
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО АФПЗ «Победа»
6
2. Анализ функции мотивации в управлении организацией
23
2.1 Сущность мотивации и ее формы. Теории потребностей.
23
2.2 Анализ системы материального стимулирования
28
2.3 Анализ форм нематериального стимулирования
39
3. Совершенствование функции мотивации в ЗАО АФПЗ «Победа»
43
3.1 Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала
43
3.2 Применение новых форм оплаты труда
50
3.3 Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала
58
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
68
Критика, то есть отрицательная оценка окружающими недостатков и упущений в работе, должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение и указывать на их возможные варианты. Любая критика должна восприниматься как форма помощи со стороны в деле устранения недостатков, поэтому критикуемые не могут обижаться на нее. Их задача состоит в том, чтобы, признав имеющиеся недочеты, постараться извлечь из критики пользу и исправить имеющиеся ошибки.
В заключение необходимо остановиться еще на одной форме мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив) и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности (моральный мотив).
Исходя из принципа «кадры решают
все», руководство постоянно демонстр
Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.
Примером высокой
При оценке и прогнозировании предприятия в этой области большое внимание уделяется точности и четкости в действиях администрации, повышается эффективность сбора и обмена информацией, учитывается быстрота ответов на запросы и жалобы, поступающих от сотрудников, обязательно проводится оценка результатов обучения работников.
И подводя итоги по написанному выше, можно сделать вывод: в ЗАО АФПЗ «Победа» слабо развита система поощрения и критики инициативы работников, система разрешения образующихся конфликтов на предприятии между персоналом и обмен информацией между администрацией организации и работниками, нет системы разработки продвижения в должности, разработки карьерного роста. И, исходя из этого, предлагаются меры по совершенствованию функции мотивации в управлении производством в ЗАО АФПЗ «Победа», представленные подробно в третьей части данного курсового проекта.
3 Совершенствование функции мотивации в ЗАО АФПЗ «Победа»
3.1 Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала
Карьерное стимулирование сегодня все более привлекает внимание менеджеров серьезных фирм. Оно позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников, объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального потенциала сотрудников. До того, как перейти к проектированию системы управления карьерой в ЗАО АФПЗ «Победа», рассмотрим разработанные в кадровом менеджменте основы управления карьерным развитием персонала.
Карьера (от фр. сariera) – «успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности». Карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и вне организационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Краткое описание этапов карьеры отражено в таблице 14.
Таблица 14 – Основные этапы карьеры
Этап карьеры |
Возрастной период |
Краткая характеристика |
Особенности мотивации |
предварительный |
до 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание |
становление |
до 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, независимость |
Продолжение таблицы 14
продвижение |
до 45 лет |
Профессиональное развитие |
Социальное признание, самореализация |
завершение |
после 60 лет |
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены |
Удержание социального признания |
пенсионный |
после 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды овладения деятельностью. Фазы развития профессионала представлены на рисунке 1.
Наставник | |||||
Авторитет |
|||||
Интернал |
Мастер |
||||
Адепт |
Адаптант |
||||
Оптант |
Рис.1 – Фазы развития профессионализма
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
Изменение основных мотивационных стимулов по мере пребывания человека в организации на одной должности отражено на рисунке 2.
Рис.2 - Психологическое отношение к работе в зависимости от пребывания в должности
Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и эффективного использования его потенциала является планирование карьеры.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Планированием карьеры в организации могут заниматься инженеры по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель.
Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Между тем, возможности управления карьерой сотрудников, ее развития и использования как средства стимулирования ограничены сформированностью на предприятии общей системы управления карьерным процессом. "Хотя планирование такого рода не является существенно новым, многие фирмы лишь сейчас начинают использовать его как способ скорее предотвращения, чем "лечения" проблем, связанных с кризисами начала и середины карьеры".
Комплексная система управления карьерным процессом должна включать взаимосвязанные между собой цели, функции, технологии, принципы, структуру и кадры управления карьерой. Цели системы управления карьерным процессом должны вытекать из общих целей системы управления персоналом, но вместе с этим иметь специфику данной сферы деятельности организации в области управления человеческими ресурсами. Цели системы управления карьерным процессом ЗАО АФПЗ «Победа» могут включать:
- формирование, развитие
и рациональное использование
профессионального потенциала
- обеспечение
преемственности профессиональн
- достижение
взаимопонимания между
- создание благоприятных
условий для развития и
Основными функциями системы управления карьерным процессом ЗАО АФПЗ «Победа» соответственно целям будут:
- исследование проблем,
связанных с выявлением
- планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.);
- регулирование протекания
карьерных процессов,
- координация и
согласование действий
- контроль за
выполнением функций, оценка
Достижение целей, реализация функций и технологий управления карьерным процессом предприятия должны происходить на основе определенных принципов, основными из которых могут быть:
- коллегиальность
в принятии решений по карьере;
- совмещение
целей организации и
- непрерывность развития и продвижения;
- прозрачность
процедур и технологий оценки,
механизма должностных
- экономичность развития, отбора и продвижения (например, обучение в деятельности, “новые знания – под новую должность”).
Рис. 3 - Проект системы карьерного роста в ЗАО АФПЗ «Победа»
Создаваемая программа по возможностям продвижений на ЗАО АФПЗ «Победа» должна включать в себя следующие услуги:
1. давать широкий спектр
2. указывать систему, в
3. помогать работникам
4. поощрять осмысленный диалог
между работниками и их
Программы развития карьеры для обеспечения систематического мотивирующего воздействия должны:
- регулярно предлагаться;
- быть открытыми для всех работников;
- модифицироваться, если их оценка показывает, что необходимы изменения.