Совершенствование системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ЗАО АФПЗ "Победа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ЗАО АФПЗ «Победа». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
- анализ организации стимулирования персонала ЗАО АФПЗ «Победа»;
- разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ЗАО АФПЗ «Победа».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО АФПЗ «Победа»
6
2. Анализ функции мотивации в управлении организацией
23

2.1 Сущность мотивации и ее формы. Теории потребностей.
23

2.2 Анализ системы материального стимулирования
28

2.3 Анализ форм нематериального стимулирования
39
3. Совершенствование функции мотивации в ЗАО АФПЗ «Победа»
43

3.1 Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала

43

3.2 Применение новых форм оплаты труда
50

3.3 Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала

58
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
68

Файлы: 1 файл

Функция мотивации и ее совершенствование.doc

— 684.00 Кб (Скачать файл)

 

Условно чистая продукция  определяется как объем продаж в  стоимостном выражении за вычетом  процентов за кредит и выплат банкам, изменения товарных запасов, стоимости  сырья и материалов и прочих выплат внешним организациям.

 

Таблица 17 – Расчет условно  чистой продукции в хозяйстве

показатели

2006 г.

2007г.

2008г.

Условно чистая продукция, тыс. руб.

217920

302052

238269


 

Величина условно чистой продукции в 2008 году по сравнению  с 2007 годом снизилась на 21,1 %, это обусловлено тем, что организация взяла в 2008 году краткосрочный кредит в размере 85 миллионов рублей, и, следовательно, увеличились проценты за кредит и выплаты банкам.

 

Таблица 18 – Расчет премиального фонда

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Объем премиального фонда, тыс. руб.

19880,84

27556,20

21737,28


 

Для того чтобы заинтересовать работников в увеличении прибыли  акционерного общества, совет директоров предлагает направить долю от прибыли, на формирование специального премиального фонда. Акционеры на общем собрании утверждают, размер этой доли в процентах. Принимается решение общего собрания акционеров, в котором фиксируется доля работников общества в прибыли. Порядок и условия выплаты вознаграждения работникам из закрепленной за ними доли прибыли устанавливается в коллективном соглашении.

На формирование данного  премиального фонда идет прибыль  организации, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль), а сумма вознаграждения, выплаченная из средств чистой прибыли, не включается в расходы на оплату труда организации (пункт 21 статьи 270 Налогового Кодекса Российской Федерации) и не облагается единым социальным налогом (пункт 3 статьи 236 НК РФ).

Несмотря на то, что, на первый взгляд, разделение прибыли  между работниками и акционерами порождает определенные противоречия между ними, однако заинтересованность акционеров в увеличении массы прибыли за счет использования аналогичного интереса работников общества, позволяет свести эти противоречия к минимуму.

Система Ракера обычно применяется на предприятиях капиталоемких отраслей. Дело в том, что здесь помимо экономии издержек на заработную плату, рост условно чистой продукции может быть обеспечен за счет экономии разных видов затрат прошлого труда, материально-энергетических ресурсов, запасов и т.п. Так что даже при стабильной или незначительно снизившейся доле заработной платы в условно чистой продукции, размер премий работникам, равно как и прирост эффективности производства на предприятии, может быть весьма ощутимым.

Есть ряд характерных черт, предопределяющих эффективность применения системы участия работников в прибыли:

  1. Участие в прибыли неэффективно, если не дополняется привлечением работников к управлению, к процессу принятия решений, к поиску и решению производственных проблем, путей совершенствования производства. Главное - понять, что система участия в прибыли - это не столько способ платить работникам, сколько способ управлять процессом труда, контролировать его так, чтобы постоянно стимулировать совершенствование производства за счет рационализаторской деятельности людей.
  2. Определение размера премий должно базироваться на таких показателях, на которые работники могут оказать реальное воздействие, то есть на что они могут повлиять, контролировать на своих рабочих местах.
  3. Работники обязательно должны сами участвовать в разработке систем участия в прибыли или в разделении выгод от повышения производительности, вместо того чтобы подобные системы разрабатывались лишь узким кругом специалистов или руководителей. Рядовым рабочим и служащим часто намного лучше видно, за счет каких источников можно поднять производительность, какие факторы являются ключевыми на их участке и соответственно за что именно нужно премировать людей.

Для достижения предложенной системой материального стимулирования  нужной степени эффективности необходимо дополнить экономическую систему стимулирования адекватными социально-психологическими мерами стимулирования.

 

3.3 Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала

 

Говоря об использовании социально-психологических методов стимулирования  персонала, необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

Рассмотренные выше меры по развитию системы мотивации работников в ЗАО АФПЗ «Победа» неизбежно требуют усовершенствования применения социально-психологических методов и концепций управления персоналом на предприятии. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования  социально-психологических методов в мотивации персонала:

  1. поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
  2. развитие системы управления конфликтами;
  3. формирование и развитие организационной культуры.

Рассмотрим подробнее возможности развития мотивации в указанных направлениях.

Комфортный психологический  климат - это обстановка, когда все  заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации  и доволен им, когда компетенции  сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи. Комфортный психологический климат не означает, что люди, работающие в организации, являются друзьями. Дружба и любовь нарушают психологический климат. Это слишком сильные чувства, которые предъявляют повышенные требования к тем, кто участвует в этих отношениях, что часто приводит к нарушению комфортного психологического климата. Возникает очень сильная эмоциональная окраска там, где должны быть деловые отношения.

Нормальный психологический  климат не создается в один день, он требует  огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому  его надо постоянно поддерживать. Для организации нормального  психологического климата необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции управления, но это не значит, что при идеальном психологическом климате в этой организации не будет конфликтов. Они будут обязательно, так как  конфликт - это различные точки зрения на одно и то же явление, и если их нет, то нет развития коллектива. Если конфликтная ситуация разрешена, стороны пришли к согласию, найден компромисс, то конфликт именуется конструктивным, функциональным. И любой руководитель должен поощрять функциональные конфликты, т.к. именно  с их помощью в процесс управления (совещания, собрания, семинары и т.п.) могут быть вовлечены все члены коллектива.

Конфликтная ситуация создается  факторами внешней среды или  организационными перестройками. Причиной инцидента могут быть низкая квалификация руководителя и возникающее из нее "положение угрожаемого авторитета" - руководитель  пытается избежать ситуаций, в которых может проявиться его некомпетентность и притесняет людей, способных это обнаружить.

В результате блокируется  информация, дающая представление о реальном положении вещей. Инцидент возникает вследствие некультурного обращения руководителя с подчиненными, если руководитель не обращает внимания на высокую квалификацию подчиненного и не продвигает его по службе. Конфликт может возникнуть в результате несоответствия поощрения и наказания в коллективе реальному вкладу сотрудников в деятельность организации, когда руководитель проявляет недоверие к кому-либо из работающих и информирует об этом сотрудников или не выполняет обещаний, данных при приеме на работу.

Избежать конфликтной  ситуации полностью невозможно, т.к. многие ее источники вне власти руководителя, но ослабить ее воздействие можно  и нужно, если квалифицированно осуществлять функции менеджмента. Управленческому  персоналу в ЗАО АФПЗ «Победа»  при развитии системы управления конфликтами необходимо ориентироваться на то, что несмотря  на неизбежность конфликтов необходимо стремиться избегать деструктивных конфликтов.  Деструктивный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности членов трудового коллектива,  уменьшению группового сотрудничества и эффективности организации. Немалую роль в развитии и протекании конфликтных ситуаций и поддержании благоприятного микроклимата в коллективе играет организационная культура. В современной литературе существует много определений организационной культуры. Ограничимся определением, согласно которому организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающим людям ориентиры поведения и действий.

Организационная культура существует независимо от того, применяются  ли специальные методы ее формирования руководством предприятия, однако в  таком случае, организационная культура может оказывать демотивирующее воздействие на сотрудников,  нейтрализовать воздействие мотивирующих факторов. Между тем, организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. Формирование организационной культуры сегодня является одним из важнейших элементов  системы стимулирования персонала.

Основные методы формирования  и поддержания организационной  культуры, которые могут быть использованы ЗАО АФПЗ «Победа»:

-   поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать  с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание.

-  заявления, призывы, декларации  руководства. Нельзя забывать, что  для закрепления желательных  трудовых ценностей и образцов  поведения большое значение  имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "Мы должны стать первыми!", "Высочайшее качество — это залог нашей победы над конкурентами!" и т.п.

-  реакция руководства на  поведение работников в критических  ситуациях. Культивируемое в организации отношение к людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в критических ситуациях. Это хорошо иллюстрируется на примере работника, ошибка которого обошлась предприятию в миллионы рублей. Будучи приглашенным к руководству, он заранее написал заявление об увольнении. Каково же было его изумление, когда ему было предложено новое ответственное направление работы. "Ваше обучение обошлось нам слишком дорого, чтобы мы разбрасывались такими работниками" — услышал он от президента компании.

- обучение персонала. Обучение  и повышение квалификации персонала  призвано не только передавать  работникам необходимые знания  и развивать у них профессиональные  навыки. Обучение является важнейшим  инструментом пропаганды и закрепления  желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.

- развитие системы стимулирования  в соответствии с потребностями  работников. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством организационной культуры. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы.

- организационные традиции и  порядки. Организационная культура  закрепляется и транслируется  в традициях и порядках, действующих в организации. При этом на оргкультуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, что не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться".

-   широкое внедрение корпоративной символики. Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение корпоративной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за свою организацию.

Чтобы оценить  влияние на результативность труда социально-экономических методов  мотивации, необходимо реализовывать их при неизменности  иных составляющих комплекса стимулирования, в частности материальных стимулов. Таким способом можно будет отследить степень влияния нематериального стимулирования на производительность труда и соотнести его с влиянием материального поощрения и выбрать наиболее оптимальный.

В предложенной же для ЗАО АФПЗ «Победа» улучшенной системе мотивации  персонала определяющими факторами  стимулирования будут  система материального  стимулирования и программа управления карьерным развитием. Методы же социально-психологической мотивации носят вспомогательный, хотя  и не менее важный характер.

Информация о работе Совершенствование системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ЗАО АФПЗ "Победа"