Совершенствование технологий внутрифирменного обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является совершенствование технологии внутрифирменного обучения сотрудников в ООО «Таймер».
Для достижения цели дипломного проекта мы выделили следующие задачи:
1. Теоретическое изучение проблемы внутрифирменного обучения персонала в организации;
2. Анализ технологии внутрифирменного обучения в ООО «Таймер»;
3. Внесение предложений и рекомендаций по совершенствованию технологии внутрифирменного обучения;
4. Оценка возврата инвестиций во внутрифирменное обучение персонала ООО «Таймер».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методические основы изучения технологии внутрифирменного обучения персонала………………………………………6
1.1. Зарубежный и отечественный опыт организации внутрифирменного обучения персонала………………………………………………………..8
2.1. Организация внутрифирменного обучения персонала: основные направления, этапы……………………………………………………….15
3.1. Методы внутрифирменного обучения персонала………………….......29
4.1. Преимущества, недостатки и целесообразность внутрифирменного обучения персонала…………………………………………………........37
2. Анализ технологии внутрифирменного обучения персонала
в ООО «Таймер»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Таймер»…………………42
2.2. Анализ технологии внутрифирменного обучения персонала
в ООО «Таймер»……………………………………………………........47
3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию технологии внутрифирменного обучения персонала в ООО «Таймер»......55
4. Компьютерное, правовое и экономическое обеспечение проекта………………………………………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………………...75
Список использованных источников…………………………………………….80

Файлы: 1 файл

дипломный проет.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Должностные категории сотрудников:

    • Рабочие;
    • Служащие и специалисты.

Специальные категории сотрудников:

  • Наставники (мастера участков) и внутренние преподаватели (зам. директора по качеству, инженер – технолог, главный  инженер).
  • Специалисты по качеству (внутренние аудиторы системы качества: зам.директора по качеству, инженер – технолог).

3. Цели внутрифирменного обучения  по категориям персонала.

Цели внутрифирменного обучения рабочих:

  • Формирование у рабочих единых ценностей и стандартов поведения в Компании, знаний миссии, видения, политики в области качества Компании;
  • Повышение уровня их профессиональных навыков и умений, прочное овладение технологическими данными по профессии;
  • Овладение знаниями по охране труда, по пожарной и электробезопасности;
  • Рост квалификации и мастерства.

Цели внутрифирменного обучения специалистов, служащих:

  • Создавать и поддерживать у сотрудников чувство причастности к деятельности Компании. Формирование знаний миссии, видения, стратегии и политики в области качества Компании;
  • Обеспечивать сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для эффективной работы;
  • Обеспечивать профессиональный рост;
  • Готовить специалистов и служащих к возможному замещению (ротации) коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случаях увольнения.

Цели внутрифирменного обучения данной категории сотрудников:

  • Обучение навыкам работы с аудиторией, необходимых для передачи узконаправленных знаний или практических навыков.
  • Развитие и поддержание высокого уровня профессиональной компетентности и этики.
  • Цели внутрифирменного обучения специалистов по качеству:
  • Приобретение более глубоких знаний по вопросам системы менеджмента качества, требований стандарта ISO: 9001 – 2000;
  • Внедрение на производстве статистических методов контроля качества продукции.
      • Совершенствование методов обучения, а также содержания программ обучения, которые должны завесить от целей обучения и от категории персонала.  Совершенствование методов внутрифирменного обучения рассмотрено в таблице № 2 «Методы внутрифирменного обучения персонала» (см. Приложение № 13).

Необходимо совершенствовать программы внутрифирменного обучения специалистов и служащих, не занятых в производстве, так как нет разработанных программ развития компетенций для данной категории сотрудников.

Содержание учебных программ должно зависит от целей внутрифирменного обучения, от категории работников, которые проходят обучение, от уровня подготовки и опыта преподавателя. Успех в освоении учебного материала в значительной степени будет зависит от того, в какой степени содержание учебного материала соотносится с образовательным уровнем, профессиональным опытом и интересами слушателей.

      • Совершенствование расписания учебных занятий; для проведения лекционных занятий  необходимо сократить продолжительность рабочего дня на 1 час, и в неделю, считаю целесообразным проводить 3 лекционных занятий.
      • Необходимо уделить особое внимание мотивации сотрудников к обучению и созданию соответствующего отношения к нему. Так как эффективность профессионального обучения на 80% зависит от подготовки программы обучения и на 20% от желания и способности  персонала.
      • В целом по организации численность кадровой службы должна составлять 1-1,5% от общей численности. В ООО «Таймер» как таковой службы кадров нет, вопросами по кадрам занимается один человек – инспектор по кадрам. Процентное соотношение составляет 0,46% от численности 216 человек по Штатному расписанию, таким образом, одного инспектора по кадрам не достаточно для того, чтобы в полной мере выполнять все функции управления персоналом. Предлагаю ввести одну единицу в штатное расписание – менеджер по развитию персонала, который будет осуществлять следующие функции: подбор персонала и развитие персонала, а инспектор по кадрам – делопроизводство и аттестацией. Таким образом, необходимо создать службу персонала.

Более подробно остановимся на совершенствовании первичного обучения рабочих в ООО «Таймер».

В ООО «Таймер» не уделяется должного внимания обучению вновь принятых сотрудников. И нами были предложен ряд рекомендаций и мероприятий по совершенствованию организации обучения вновь принятых рабочих.

Нами была предложена программа «Первичное обучение рабочих». 

Целесообразность данной программы:

Во – первых, в ООО «Таймер» существует спрос  на представителей рабочих специальностей, так как происходит постоянное обновление состава рабочих. Это связано с монотонностью труда рабочих, а также с постоянным движением кадрового потенциала ЗАТО п. Светлый – это в свою  очередь вызвано тем, что более 80% жителей поселка – семьи  военнослужащих по контракту.

Во – вторых, на рынке труда ЗАТО п. Светлый существует весьма ограниченный круг специалистов по профилю завода, поэтому возникает необходимость проводить первичное профессиональное внутрифирменное обучение вновь принятых сотрудников.

 

Цели программы:

  • Формирование у рабочих знаний системы норм и ценностей, принятых в ООО «Таймер»;
  • Подготовка рабочих по основным направлениям производственно – хозяйственной деятельности ООО «Таймер»;
  • Обеспечение более быстрого вхождения в должность нового работника;
  • Формирование у рабочих знаний по охране труда, по пожарной и электробезопасности.

Программа «Первичное обучение рабочих ООО «Таймер»» состоит из двух основных частей – общей, наставничество и завершения первичного обучения на рабочем месте– и рассчитана на весь испытательный срок.

1. Общая часть предполагает формирование общего представления о Группе компаний «Рубеж», основных направлениях деятельности, организационных особенностях ООО «Таймер», особенностях взаимоотношений  организации и работника (порядок приема и увольнения, заработная плата), условия труда и т.п.

Процедура ознакомления занимает 5 рабочих дней и состоит из 2 этапов:

1 этап. Вводное организационное  собеседование.

Вводное организационное собеседование проводится в первый день работы менеджером по персоналу. Основные вопросы, затрагиваемые на организационном собеседовании: история развития ООО «Таймер»; виды пожарных извещателей, производимых организацией;  политика организации в области качества; распорядок дня предприятия; правила поведения; основные подразделения, участки и содержание их деятельности.

2 этап. Ознакомление с рабочим местом и собеседование с непосредственным руководителем.

Проводит мастер соответствующего участка, показывает рабочий стол, оснащение, оборудование, места хранения документов,  методической литературы и т.д. и проводит инструктажи по технологической дисциплине, инструктаж по производственной гигиене. Инженер по охране труда и техники безопасности проводит инструктаж технике безопасности, в том числе эвакуации персонала из помещений предприятия. В течение первой недели работы проводится собеседование с непосредственным руководителем в свободной форме. Руководитель объясняет задачи и требования к работе, отвечает на вопросы и рассматривает предложения нового рабочего.

2. Наставничество

Первичное обучение на рабочем месте новых сотрудников с небольшим опытом работы (или без опыта работы) осуществляет наставник, который планирует, сопровождает, обучает приемам и методам работы, и оценивает работу нового сотрудника в период испытательного срока.

Основой для разработки второй части программы «Первичное обучение рабочих»   послужили рекомендации П. Шейла, предложенные в его книге «Развитие персонала».

наставничества мы предлагаем ряд рекомендаций состоящих из следующих этапов:

1этап: Подготовка

    • Определение целей и задач наставничества;
    • Направления наставничества
    • Выбор наставника.

2 этап: Наставничество

    • Оценка наставником потребностей обучаемого;
    • Обучение на рабочем месте/ делегирование обязанностей;

3этап: Оценка работ новичков

Далее дается пошаговое описание этапов первичного обучения на рабочем месте / наставничества с рекомендациями.

1. Подготовка

  Цели наставничества:

    • Обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника;
    • Обучение работника рациональным приемам выполнения монтажа и сборки изделий;
    • Повышения квалификации работников на рабочем месте;
    • Предоставление возможности менее опытным сотрудникам услышать мнение о совей работе от руководства;
    • Приобретение новых знаний и навыков наставником;
    • Укрепление духа команды и взаимоподдержки в компании.

Задачи: адаптация и первичное обучение на рабочем месте  начинающего работника.

Направления наставничества

Знакомство с:

    • Коллективом, традициями;
    • Разграничением полномочий,
    • Условиями повышения квалификации;
    • Системой стимулирования и льгот.

Оказание помощи при:

    • Вхождении в темп и ритм работы;
    • Освоении должностных задач и обязанностей;
    • Приобретении практических знаний и навыков;
    • Социально – психологической адаптации в коллективе;

Выбор наставника.

.Наставник должен обладать следующими  качествами:

    • Профессиональной компетентностью,
    • Инициативностью
    • Умением коротко и ясно  говорить о деле
    • Умением выслушать собеседника,
    • Стремлением достичь полного взаимопонимания,
    • Умением организовать эффективную деятельность подразделения, участка,
    • Способностью к конструктивной критике;
    • Умением доводить начатое дело до конца.

Основные задачи наставника за испытательный срок

    • Обучить работника рациональным приемам выполнения монтажа и сборки изделий;
    • Подготовить сотрудника для сдачи входного зачета
    • Мотивировать сотрудника на продолжение трудовой деятельности

2. Наставничество.

Оценка потребности в обучении.

Наставник оценивает  имеющиеся знания и навыки у обучаемого, составляет индивидуальный план работ на время испытательного срока. Приемы обучения зависят от имеющихся у обучаемого  знаний и опыта. В таблице №3 «Оценка учебных потребностей» представлена соответствующая методология.

Таблица № 3

Оценка учебных потребностей

 

Знания

Опыт

Методология

Отсутствуют

Отсутствует

Обучение на рабочем месте

Частичные знания

Небольшой или отсутствие опыт

Тренировка (затем, если требуется, обучение на рабочем месте)

Частичные предыдущие знания

Небольшой предыдущий опыт

Тренировка

Обширные предыдущие знания

Значительный предыдущий опыт

Оценка


 

Обучение на рабочем месте \ тренировка

1 шаг: срок 2 и 4 неделя  первичного обучения. 

Наставник провидит 5 часов занятий в неделю с обучаемым на рабочем месте:

      • Инструктирует обучаемого  безопасным приемам труда,
      • Подробно объясняет и демонстрирует приемы и методы работы,

Информация о работе Совершенствование технологий внутрифирменного обучения персонала