Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:05, дипломная работа
Цель дипломного проекта – внести предложения по улучшению системы управления предприятием, найти пути создания целостного коллектива и использование его творческого потенциала, оптимизировать административно-хозяйственные расходы для снижения затрат предприятия.
В данной работе рассмотрены основы организационной структуры управления, раскрыты цели, функции предприятия, рассмотрена роль руководителя и вклада административно-хозяйственной деятельности в общую результативность.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .……………………………
1.1. Приоритетные цели и направления предприятия …………………
1.2. Роль вклада административно-хозяйственной деятельности
в общую результативность предприятия ……………………………...
1.3. Роль руководителя в деятельности предприятия ………………….
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КИРЕЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Киреевская типография» ………………………………………….
2.2. Организация и управление затратами административно-
хозяйственной деятельности предприятия ……………………………….
2.3. Методы эффективного управления персоналом …………………….
2.4. Разработка и выбор стратегических альтернатив развития
на предприятии ……………………………………………………………
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………….
3.1. Разработка модели управления на основе оценки оптимизации
административно-хозяйственных расходов предприятия …………….
3.2. Предложения по повышению эффективности
функционирования организационной структуры управления
предприятием …………………………………………………………….
3.3. Методы повышения мотивации персонала ………………………..
3.4. Построение системы управления знаниями на предприятии ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание к человеку |
9 |
Идеальный | ||||||||
8 |
Либеральный |
|||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
Демократический |
|||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
||||||||||
1 |
Авторитарный |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Рис. 1. Стили управления на решетке менеджмента
Так же популярна система Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие [16, с.329].
Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа теория Х, а другая теория У (таблица 1) [16, с.332].
В соответствии с теорией «X» среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому требуется принуждать большинство людей различными методами вплоть до наказаний к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия. Все это в свете данной теории усугубляется еще и тем, что большинство работников не стремятся ни к чему, избегают брать на себя ответственность и желают, чтобы ими руководили. Однако Мак-Грегор отмечает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, при которых людям приходится жить и трудиться. [26, с.171].
Менеджмент в теории «Y» играет качественную роль: его задача — объединять (интегрировать), создавать условия, способствующие развитию актуальных способностей человека. Децентрализация управления — гарантия эффективности его труда. Большинство людей обладают сравнительно высокой степенью изобретательности и творчества, которые можно применить в интересах организации [26, с.192].
Таблица 1.
Теории X и Y Мак Грегора.
Предпосылки для организации типа «X» |
Предпосылки для организации типа «Y» |
1. Человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать её, т.е. по своей природе ленив. |
1. Человеку присуще стремление
трудиться, выражение |
2. По причине этого большинство
людей необходимо принуждать
приказами, системой контроля
и угрозами наказания к |
2. Ответственность и |
3. Человек предпочитает, чтобы им
управляли, старается не брать
на себя ответственность, |
3. Человек, воспитанный |
Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как теории Х, так и теории У. Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение теории У, а также какие последствия может вызвать применение теории Х [26, с.209].
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Мак-Грегора, высказанные им в виде теорий «X» и «Y». Изучив японский опыт управления, Оучи пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления персоналом, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией [26, с.210].
Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек — это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех деятельности организации. Оучи сформулировал цели теории «Z», в сжатом виде сводящиеся к следующему: долгосрочный наем работников; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о рабочих [26, с.210].
В рамках стилей управления
можно рассматривать две
Исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других. Модель К. Левина основана на том, что главная роль при классификации стилей руководства отдается свойствам личности и особенностям характера руководителя.
Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке. Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда.
Обе рассматриваемые модели стилей управления относятся к поведенческому подходу, который создал основу для классификации стилей руководства. Эффективность руководства согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер к своим подчиненным.
2. Анализ и оценка административно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Киреевская типография»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Киреевская типография»
Киреевская типография была создана в 1932 году для выпуска районной газеты. Типография являлась государственным предприятием до 2007 года. С 1 января 2007 года ГП «Киреевская типография» было преобразовано в ОАО «Киреевская типография». Главным акционером предприятия является комитет по управлению имуществом Тульской области.
Руководство ОАО «Киреевская типография» осуществляет директор, который избирается на общем собрании акционеров.
ОАО «Киреевская типография» осуществляет следующие виды деятельности:
Качество продукции во многом зависит от материалов, от совершенствования техники и технологии, от организации труда и производства на полиграфических предприятиях.
Полиграфия относится к серийному типу производства - продукция на полиграфических предприятиях изготовляется отдельными тиражами, то есть партиями конструктивно и технологически однородной продукции. Однако размеры партий продукции колеблются.
Для обеспечения выпуска
продукции предприятие
- производственный процесс по полиграфии;
Также предприятие устанавливает цены, ставки, тарифы и расценки на оказываемые им услуги и выполняемые работы и осуществляет подготовку и выпуск печатных изданий любого вида книжной продукции по договорным ценам за счет авторов или спонсоров.
Большинство полиграфических предприятий
из-за большой сложности и
1. Наборный цех. Представляет собой участки ручного и машинного набора документов (15 человек).
2. Печатный цех. Здесь проверяют качество бумаги, точность приводки, качество приправки (20 человек).
3. Переплетный цех – изготовление переплетов, а также крышек переплетов (10 человек).
Кроме того, в типографии имеются:
- отдел кадров (1 человек);
- отдел сбыта и рекламы (5 человека);
- склады (2 человека);
- административно-хозяйственный
- бухгалтерия (4 человека).
Организационная схема ОАО «Киреевская типография» рассмотрена в приложении 1.
Ритмичность производства в большей степени обеспечивает производственный отдел. Работники отдела согласовывают тематические планы с производственной программой типографии. Отдел разрабатывает планы поставок полуфабрикатов и обеспечивает наиболее полное использование производственных мощностей.
На каждом участке или в подразделении есть начальники, мастера, технологи, которые отвечают за свой объект. Рациональное построение аппарата управления цехом или участком в значительной степени предопределяет эффективность работы данного производственного подразделения. Главную роль на предприятии играет руководитель, и успешное руководство во многом зависит от методов, которые он применяет в своей работе. Директор разрабатывает структуру предприятия, утверждает штаты, определяет фонд оплаты труда, заключает договора от имени предприятия, заключает трудовые договора с работниками предприятия, а так же исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности предприятия и обеспечения его нормальной работы.
Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния. Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют группировку статей бухгалтерского баланса по признаку ликвидности и по срочности обязательств.
О финансовом положении предприятия свидетельствует состав и структура его активов (имущества), капитала и обязательств по состоянию на начало и конец отчетного периода, изменения в размещении средств и источниках их формирования (покрытия) на конец года по сравнению с началом года, приращение собственного и заемного капитала и изменение рентабельности активов за исследуемый период. Это позволит выявить причины отклонений и оценить перспективы развития финансового положения предприятия в будущем [14, с.91].
Для удобства анализа целесообразно построить так называемый уплотненный аналитический баланс путем агрегирования по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах (иммобилизованные активы, мобильные активы, собственный капитал, заемный капитал).
С помощью аналитического баланса оценивают тенденции изменения в имущественном положении предприятия: общая стоимость имущества предприятия и динамика его изменения; стоимость иммобилизованных и мобильных активов, их динамика и удельный вес в общей сумме имущества предприятия; величина собственного капитала и заемных средств предприятия и их динамика [15, с.183].
По данным аналитического баланса (Приложение 2 - 5) динамика активов и пассивов ОАО «Киреевская типография» за два отчетных года может быть охарактеризована следующим образом (таб. 2 и 3).
Анализируя данные отчетности за 2008 год (табл. 2), можно сделать вывод о том, что ОАО «Киреевская типография» увеличило свои средства. Рост доли иммобилизованных активов и уменьшение мобильных, говорит о замедлении оборачиваемости всей совокупности активов и создает неблагоприятные условия для финансовой деятельности. Уменьшение доли запасов и готовой продукции в мобильных активах говорит о хорошо организованном сбыте товаров. Об этом свидетельствует и рост дебиторской задолженности. Однако снижение запасов может привести к нарушению сроков выполнения заказов и потери части заказчиков.