Совершенствование управления предприятием на основе оценки административно-хозяйственной деятельнсти (на примере ОАО «Киреевская типо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – внести предложения по улучшению системы управления предприятием, найти пути создания целостного коллектива и использование его творческого потенциала, оптимизировать административно-хозяйственные расходы для снижения затрат предприятия.
В данной работе рассмотрены основы организационной структуры управления, раскрыты цели, функции предприятия, рассмотрена роль руководителя и вклада административно-хозяйственной деятельности в общую результативность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .……………………………
1.1. Приоритетные цели и направления предприятия …………………
1.2. Роль вклада административно-хозяйственной деятельности
в общую результативность предприятия ……………………………...
1.3. Роль руководителя в деятельности предприятия ………………….
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КИРЕЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Киреевская типография» ………………………………………….
2.2. Организация и управление затратами административно-
хозяйственной деятельности предприятия ……………………………….
2.3. Методы эффективного управления персоналом …………………….
2.4. Разработка и выбор стратегических альтернатив развития
на предприятии ……………………………………………………………
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………….
3.1. Разработка модели управления на основе оценки оптимизации
административно-хозяйственных расходов предприятия …………….
3.2. Предложения по повышению эффективности
функционирования организационной структуры управления
предприятием …………………………………………………………….
3.3. Методы повышения мотивации персонала ………………………..
3.4. Построение системы управления знаниями на предприятии ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

д.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

- ремонтная мастерская и гараж  (4 человека) – обеспечивает бесперебойную  работу внутренних коммуникаций  предприятия, доставку необходимых  материалов, перевозка грузов и  людей.

Рассмотрим подробнее состав административно-хозяйственных  расходов в 2009 году. Из таблицы 4 видно, что планирование административно-хозяйственных расходов происходит поквартально. Это позволяет достаточно гибко планировать расходы, учитывая данные предыдущего периода. В 2009 году наблюдается большое колебание расходов на ремонт и техническое обслуживание оборудования, а  так же  рост затрат на содержание здания. Однако следует  заметить,  что  плановые и фактические расходы совпадают, это говорит хорошей работе административно-хозяйственного отдела при заключении договоров на обслуживание и составление смет. Достаточно большие суммы ОАО «Киреевская типография» затратила на повышение квалификации работников предприятия. Это были выезды 1-3 дня на семинары, которые проводились в Московской и Тульской областях. Экономия по самой затратной статье – заработная плата – составляет 2,7 тыс.руб. Это произошло за счет снижения количества больничных листов работников.

Прочие затраты включает в себя расходы на поздравления с днем рождения, рождения ребенка у работника, юбилеи, знаменательные даты в истории предприятия, проведение новогоднего огонька на предприятии, подарки детям.  

В целом работу административно-хозяйственного отдела ОАО «Киреевская типография»  в 2009 год можно охарактеризовать положительно. По итогам года наблюдается экономия расходов в размере 5,2 тыс.руб. Это говорит о том, что на предприятии работают специалисты, которые прекрасно знают свое дело, умеют планировать расходы, организовывать мероприятия, при этом фактические расходы зачастую меньше, чем плановые.

 

 

Таблица 4

Административно-хозяйственные  расходы в 2009 г.

тыс.руб

Статьи расходов

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого за год

экономия (+)

перерасход (-)

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Ремонт, техобслуживание производственного оборудования

 

 

 

47,3

 

 

 

40,2

 

 

 

50,2

 

 

 

68,5

 

 

 

35,0

 

 

 

40,2

 

 

 

45,0

 

 

 

10,0

 

 

 

177,5

 

 

 

158,9

 

 

 

18,6

Содержание

здания

 

14,8

 

20,4

 

-

 

3,2

 

150,0

 

150,0

 

135,8

 

135,8

 

300,6

 

309,4

 

-8,8

Приобретение канцтоваров

 

13,4

 

15,0

 

13,4

 

13,4

 

13,4

 

9,3

 

13,4

 

15,2

 

53,6

 

52,9

 

0,7

Приобретение хоз. инвентаря

 

0,5

 

1,2

 

-

 

-

 

1,0

 

0,8

 

1,5

 

1,2

 

3,0

 

3,2

 

-0,2

Содержание территории

 

2,1

 

1,9

 

3,0

 

2,5

 

0,5

 

0,5

 

0,8

 

1,1

 

6,4

 

6,0

 

0,4

Расходы

ГСМ

 

9,2

 

8,9

 

9,2

 

9,3

 

8,5

 

7,9

 

9,2

 

10,5

 

36,1

 

36,6

 

-0,5

Затраты на повышение квалификации работников

 

 

 

32,0

 

 

 

27,6

 

 

 

22,4

 

 

 

25,7

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

25,0

 

 

 

25,0

 

 

 

79,4

 

 

 

78,3

 

 

 

1,1

Заработная плата работников АХО

 

140,7

 

140,7

 

143,4

 

142,4

 

155,2

 

152,7

 

143,9

 

160,1

 

583,2

 

585,9

 

-2,7

Затраты на связь

4,5

4,0

6,0

7,8

6,0

4,9

6,0

6,2

22,5

22,9

-0,4

Прочие затраты

10,0

7,0

15,0

12,0

15,0

14,0

120,0

120,0

160,0

153,0

-7,0

 

Итого

 

274,5

 

266,9

 

262,6

 

284,8

 

384,6

 

380,3

 

500,6

 

485,1

 

1472,3

 

1477,1

 

5,2


 

 

2.3. Методы эффективного  управления персоналом

 

Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью  координации их деятельности при  функционировании организации. Известны три группы методов:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях (в истории известны как методы «кнута»). Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления [18, с.16] (Приложение 7).

Экономические методы имеют  косвенный характер управленческого воздействия, ориентированы на мобилизацию трудовою коллектива на достижение конечных результатов, материальное стимулирование коллективов и отдельных работников и использование экономическою механизма. Неправильное использование экономических законов, их игнорирование или пренебрежение ими ведет к негативным результатам. [17, с.46].

Социально-психологические  методы - осуществление управленческих воздействий на персонал с использованием закономерностей социологии и психологии (Приложение 8). Объект воздействия этих методов - группы людей и отдельные личности [25, с.64].

Что касается методологии построения систем управления персоналом, то наукой и практикой выработан инструментарий изучения состояния действующих систем управления персоналом организации и обоснования методов реализации новых систем управления (Приложение 9).

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к совершенствованию систем управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие:

- системы управления персоналом и ее компонентов - целей, функций, кадров, технических средств управления, информации, методов и технологий управления людьми, управленческих решений;

- многообразия связей компонентов между собой и системы управления персоналом с внешней средой с интеграцией в целостную картину [18, с.29].

Рассмотрим сложившуюся систему управления персоналом в ОАО «Киреевская типография».

У руля предприятия стоит  руководитель - директор, который является капитаном данного корабля. У  него есть помощники – заместители: первый - главный инженер и второй – по кадрам и маркетингу. Так же в руководящий состав входят начальник административно-хозяйственного отдела и главный бухгалтер. Каждый из этих специалистов наделен большими полномочиями и несут большую ответственность за вверенный им участок работы. Так какие же методы в работе по управлению персоналом они используют и на сколько эффективно эти методы работают?

Организационная структура  управления персоналом базируется на утвержденных директором ОАО «Киреевская  типография» внутренних нормативных документах, регламентирующих деятельность персонала предприятия. К ним относятся: устав предприятия или организации; коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание предприятия; положения о структурных подразделениях; должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

Эти документы, кроме  устава,  оформляются в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом директора, как обязательные для всех сотрудников (их несоблюдение влечет за собой применение  дисциплинарных взысканий).

Из административных методов управления на предприятии  широко используется распорядительное воздействие.

Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах посредством прямого административного регулирования. В частности используются такие как приказы, указания и инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Использование данного метода в  основном оправдано, так как оно  не только помогает соблюдать субординацию на предприятии, но, и дисциплинирует работников.

Указания и инструкции - локальный  вид организационного воздействия, направленные на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников.

Но необходимо не забывать, что  если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель - подчиненный». Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Однако руководитель не может находить около каждого работника в  течении всей смены и необходимо обязательно оговаривать и доводить до сведения работников ответственность за нарушение дисциплины или нанесения ущерба предприятию по умыслу.  Дисциплинарная ответственность и взыскания в ОАО «Киреевская типография» применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Применение социологических методов  управления ОАО «Киреевская типография»  позволяет установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Данное направление в управлении персоналом разрабатывается вторым заместителем директора ОАО «Киреевская типография» и в частности отделом кадров. Отдел кадров проводит анкетирование работников по интересующим их вопросам, в частности по условиям труда и системы поощрений на предприятии. Выявленные результаты доводятся до сведения руководства, которое в свою очередь, принимает меры для устранения выявленных недостатков.

К экономическим методам управления персонала в ОАО «Киреевская типография» относятся:

- субсидирование персонала (в подразделениях установлены автоматы с питьевой водой, имеется доставка горячих обедов 50/50);

- товары со скидкой (предприятие позволяет приобретать своим работником товары фирмы со скидкой 10% и выше);

- вознаграждение, премии, надбавки.

Знание методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации, поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру, повысить ответственность работников, увеличить их производственный потенциал и т.д. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

 

2.4. Разработка и выбор  стратегических альтернатив развития на  предприятии

 

Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, как и то, какие возможности могут открыться для нее. Поэтому в стратегическом анализе особый упор необходимо делать на то – какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.

Возможность - это тот фактор из внешней среды и среды непосредственного окружения, который может повлиять положительно на предприятие (внутренние сильные стороны тоже могут дать направление поиска возможностей).

Угроза – тот фактор одной  из указанных выше сред, который  может повлиять на предприятие отрицательно в будущем (слабые внутренние стороны  предприятия могут указать на вероятные угрозы в будущем) [20, с.116].

Для сведения итогов анализа среды  предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется  применять метод SWOT (сокращенно с англ. - силы, слабости, возможности, угрозы). Данный подход является широко признанным в качестве аналитического инструмента для планирования и разработки стратегии.

Методология SWOT анализа заключается в последовательном установлении цепочек связей между силами, слабостями, угрозами и возможностями и формировании на их основе стратегических альтернатив.

Для проведения SWOT - анализа необходимо, прежде всего, оценить возможности и угрозы с точки зрения вероятности их реализации и степени влияния на организацию. Для этих целей были построены матрицы возможностей и угроз, в которых представлены наиболее важные с моей точки зрения возможности и угрозы (рис. 3 и 4) [44, с.420].

Вероятность использования возможности

Влияние реализации возможностей на деятельность предприятия

сильное

умеренное

малое

Высокая

Получение беспроцентных кредитов или под низкие проценты

Снижение налогового бремени на малые предприятия

 

Средняя

 

Покупка современного, но более дешевого оборудования

 

Низкая

 

   

Рис. 3. Матрица возможностей

 

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

разрушение

критическое

тяжелое

«легкие ушибы»

Высокая

 

Усиление конкурентной борьбы

1. Рост цен на электроэнергию  и материалы, рост тарифов на  грузовые перевозки

2. Перебои в поставке материалов

 

Средняя

       

Низкая

       

Рис. 4. Матрица угроз

 

Результаты SWOT-анализа деятельности ОАО «Киреевская типография» представлены на рис. 5.

 

Возможности:

- получение беспроцентных кредитов или под низкие проценты;

- снижение налогового бремени на малые предприятия;

- приобретение прогрессивного оборудования, но более дешевого, чем импортное

Угрозы:

- инфляция;

- усиление конкурентной борьбы;

- перебои в поставке материалов.

Сильные стороны:

- использование современных ресурсосберегающих технологий в процессе производства;

- высокая оборачиваемость капитала;

- низкая цена на продукцию;

- уникальность дизайна

- наращивание прибыли за счет использования заемного капитала;

- сохранение конкурентоспособного уровня цены;

- совершенствование технологий и приобретение дополнительного оборудования

- поддержание низкого уровня  себестоимости продукции за счет  перехода на самообеспечение  материалом;

- стратегия развития товара;

- поддержание цены на низком  уровне

Слабые стороны:

- большинство оборудования морально устарело;

- ухудшение финансового положение предприятия в связи с финансовым кризисом

- сохранение текущего финансового положения предприятия;

- приобретение нового, современного оборудования

- стратегия развития рынка;

- экономия материала

Информация о работе Совершенствование управления предприятием на основе оценки административно-хозяйственной деятельнсти (на примере ОАО «Киреевская типо