Совершенствования деятельности администрации муниципального образования г.Ипатово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного проекта является разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности администрации муниципального образования г.Ипатово.
Сформулированная цель может быть достигнута с помощью решения следующих задач:
- изучения теоретических основ местного самоуправления;
- организационно-экономического анализа и характеристики администрации муниципального образования г.Ипатово;
- разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности администрации муниципального образования г.Ипатово.

Содержание работы

Введение
6
1 Теоретические основы местного самоуправления
9
1.1 Понятие и значение местного самоуправления
9
1.2 Формы осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления в системе народовластия
13
1.3 Основы осуществления местного самоуправления
18
1.4 Общие проблемы осуществления местного самоуправления
32
2 Организационно-экономический анализ и характеристика
администрации муниципального образования г.Ипатово
36
2.1 Общая характеристика администрации муниципального образования г.Ипатово как субъекта осуществления местного самоуправления
36
2.2 Анализ организационной структуры администрации муниципального образования г.Ипатово
43
2.3 Анализ кадрового потенциала администрации муниципального образования г.Ипатово
58
3 Рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности
администрации муниципального образования г.Ипатово
65
3.1 Основные направления повышения эффективности деятельности
администрации муниципального образования г.Ипатово
65
3.2 Совершенствование организационной структуры администрации муниципального образования г.Ипатово
68
3.3 Совершенствование кадрового обеспечения муниципальной службы в
администрации муниципального образования г.Ипатово
72
3.4 Внедрение использования электронного документооборота как основы эффективности современного управления
79
Заключение
94
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 541.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации о местном самоуправлении (1991 г.) так же, как и Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990 г.), определяя территориальные основы местного самоуправления, исходил из существовавшего административно - территориального деления. При этом союзный закон выделял первичный территориальный уровень местного самоуправления: сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон допускал также возможность с учетом местных условий и национальных особенностей определение и других уровней местного самоуправления. Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в российском законе о местном самоуправлении (1991 г.) отсутствовало. В соответствии со статьей 2 указанного Закона местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов. Закон содержал исчерпывающий перечень административно-территориальных единиц, в границах которых должны были действовать органы местного самоуправления. Он не допускал возможность осуществления местного самоуправления на каких-либо иных территориях.

Таким образом, принципы административно - территориального устройства, предполагающие отношения соподчинения органов власти разного территориального уровня, были по существу перенесены на систему местного самоуправления. Район, бывший в советский период развития российской государственности узловым звеном системы управления на местах, сохранил свою ключевую роль и в структуре местного самоуправления. В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. районный Совет вправе был «отменять противоречащие законодательству решения нижестоящих местных Советов», т.е. Советов районных городов, поселков, сельских населенных пунктов, которые по-прежнему находились в определенной финансово-экономической и организационной зависимости от районных органов власти.

На следующем этапе развития местного самоуправления в Российской Федерации, который начался в октябре 1993 года (когда были изданы указы Президента Российской Федерации о реформировании системы местного самоуправления) и продолжался до принятия в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предпринимаются попытки по-новому подойти к решению вопроса о территориальных основах местного самоуправления.  Но  фактически Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, по существу, закрепил те же территориальные единицы, которые назывались и прежним законом в качестве территориальной основы местного самоуправления, оставляя только этот перечень открытым ,  не связывая его жестко с административно-территориальным делением. В целом Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года показал свою жизненную несостоятельность, подвергаясь многочисленной критике в научной литературе.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». Конституция Российской Федерации, таким образом, не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством. Вместе с тем она не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления [1].

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», используя понятие муниципальное образование,  связывает осуществление местного самоуправления и его территориальную организацию  с  муниципальными образованиями, на территории которых оно осуществляется, а не с  административно-территориальными единицами (хотя, однако не исключается, что в их границах и будет осуществляться местное самоуправление).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года устанавливает принципиально новый подход к территориальной организации местного самоуправления. Если прежний закон обозначал лишь возможность существования в границах одного муниципального образования других муниципальных образований, то теперь четко определена необходимость создания различных типов муниципальных образований, в том числе сложносоставных, включающих в себя другие образования. В статье 10 дан исчерпывающий (в отличие от ранее действовавшего закона) перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление: на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Таким образом, местное самоуправление должно развиваться не только в городских центрах и поселках, как это по преимуществу было до сих пор, но и на всех сельских территориях, и не только в крупных и средних, но и в небольших населенных пунктах.

Установление и изменение границ муниципальных образований теперь, как и прежде, относится к компетенции субъектов РФ, в порядке, предусмотренном законом. Главный критерий при определении размеров территорий сельских и городских поселений, - это численность их населения, а также возможность для жителей сельских поселений и муниципальных районов в короткий срок добираться до центра муниципальных образований. Территории всех поселений, за исключением городских округов, а также возникающие на малонаселенных территориях межселенные территории включаются в границы муниципальных районов. "Бесхозных" территорий теперь не будет. Городскими округами должны становиться относительно крупные города и поселки с развитой инфраструктурой.

В настоящее время в Российской Федерации юридически оформлено 12215 муниципальных образований, из них [18]:

- городов – 625;

- поселков – 516;

- городских районов  и округов – 153;

- районов - 1404;

- сельских округов  – 9314;

- сельских населенных  пунктов – 203.

Таким образом, муниципальные образования имеют различную территориальную основу: отдельные поселения (города, поселки, села, деревни); внутригородские округа и районы; сельские округа (несколько поселков, сел, деревень); районы с выделением крупных поселений и сельских округов в качестве самостоятельных внутрирайонных муниципальных образований, районы без выделения внутрирайонных муниципальных образований и т.д.

Организационные основы местного самоуправления [37].

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.

Таким образом, понятие «организационные основы местного самоуправления» характеризует:

- структуру органов  местного самоуправления;

- порядок, формы и принципы их деятельности;

         - организацию муниципальной службы.

Формирование и развитие организационной структуры местного самоуправления предполагает т сочетание форм прямой  и представительной демократии, коллегиальных и единоличных начал, выборности и назначенности при замещении муниципальных должностей; осуществление контроля представительных органов местного самоуправления за деятельностью иных органов местного самоуправления; установление оснований и форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Статья 131 Конституции РФ предусматривает возможность населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Однако, статья 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года ограничивает эту возможность, вводя жестко определенный перечень основных органов местного самоуправления: «Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

Кроме того, закон определяет  представительный орган, главу муниципального образования и местную администрацию как обязательные органы. По-видимому, таким образом, добиваясь единообразия структуры органов местного самоуправления, гарантируя от неоправданной пестроты организационных систем местного самоуправления, характерной для современной практики.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» непосредственно решает многие организационные вопросы: закрепляет правило, по которому порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования; устанавливает минимальную численность депутатов представительных органов в зависимости от численности населения муниципального образования; определяет количество депутатов имеющих право работать на профессиональной основе - не более десяти процентов. Все эти нормы регламентирующие формирование представительного органа местного самоуправления имеют целью оптимизацию представительства и организацию эффективной работы коллегиального органа, предотвращение трансформации депутатов в чиновников.

Обеспечением организационной самостоятельности местного самоуправления является ограничение участия органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления  (только в строго установленных законом случаях).

Современный период развития организационной основы местного самоуправления характеризуется формированием и становлением в России института муниципальной службы. Принятие Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» послужило базой развития законодательства субъектов Федерации о муниципальной службе.

Организационная структура местного самоуправления является важнейшим условием его эффективности. Она должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

Финансово-экономические основы местного самоуправления [16]. 

Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, обеспеченностью его деятельности соответствующими материальными и финансовыми средствами, составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления. О самоуправлении можно говорить тогда, когда оно обеспечено экономически. Отсутствие экономической основы – одна из основных причин бесправия местных органов власти и низкой эффективности их работы.

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Определение экономических основ местного самоуправления закреплено в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года. Согласно данному закону «экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований» (статья 49). Таким образом, экономическая основа местного самоуправления включает [16]:

- имущество, находящееся в муниципальной  собственности, т.е. принадлежащее на  праве собственности муниципальным  образованиям;

- средства местных бюджетов  – совокупность денежных средств, мобилизуемых для осуществления  функций органов местного самоуправления;

- имущественные права муниципальных  образований.

Муниципальная собственность

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям [2].

Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленном за ними имуществом. Частью этого имущества – денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника — муниципального образования — они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (Ст.8 Конституции РФ). Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно (Ст.132 Конституции РФ) [1].

В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.  Органы местного самоуправления вправе самостоятельно покупать объекты недвижимости и создавать на их базе унитарные предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности. Они самостоятельно определяют цели, порядок, условия деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности, осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей, осуществлять контроль над их деятельностью.

Информация о работе Совершенствования деятельности администрации муниципального образования г.Ипатово