Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение
зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.
Ограниченного роста придерживаются
большинство организации в
Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и
переориентации операций.
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда
показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
6. Выбор стратегии. Выбрав
определенную стратегическую
конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:
- Риск. Какой уровень риска
руководство считает
- Знание прошлых стратегий.
Часто сознательно или
- Реакция на владельцев.
Весьма часто владельцы акций
ограничивают гибкость
- Фактор времени. Фактор
времени при принятии решения
может способствовать успеху
или неудаче организации.
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее
значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения
структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
7. Реализация стратегии.
Выполнение стратегического
критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может "провалиться", если не принять мер по его реализации.
Очень часто наблюдаются
случаи, когда фирмы оказываются
не в состоянии осуществить
- неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
- непредвиденные изменения во внешней среде;
- неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
- цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы,
доведены до работников и восприняты ими;
- необходимо иметь четкий
план действий по реализации
стратегии, предусматривающий
8. Оценка и контроль
стратегии. Оценка и контроль
реализации стратегии являются
логическим завершающим
- определение системы контролируемых параметров;
- оценку состояния параметров контролируемого объекта;
- выяснение причин отклонения
параметров объекта от
- корректировку в случае
необходимости показателей
Главная задача такого контроля состоит в том, чтобы выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии фирмы. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей фирмы, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.
[5, с. 115]
Анализ среды организации направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми она обладает. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении. Довольно известный метод SWOT – анализ.
SWOT-анализ предполагает
дальнейшее изучение
В процессе SWOT-анализа менеджеры должны осуществить две операции:
1. сравнить профиль организации
с возможностями, реальными
2. сравнить сильные и
слабые стороны своей фирмы
с фирмами-конкурентами, и выяснить,
какими сильными сторонами
Перечень возможностей и
угроз составляют на основе анализа
информации, полученной при изучении
ближнего и дальнего окружения, привлекательности
отрасли и условий для бизнеса.
Не все возможности и угрозы одинаково
действуют на предприятие и могут
быть реализованы в
"Таблица 1.1. Матрица возможностей"
вероятность реализации сила влияния |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
большая |
|||
средняя |
|||
низкая |
"Таблица 1.2. Матрица угроз"
вероятность реализации сила влияния |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
большая |
|||
средняя |
|||
низкая |
Особое внимание следует уделить возможностям и угрозам, имеющим высокую вероятность реализации и большую силу влияния. Именно их оставляют для дальнейшего анализа. [6, статья]
После того как список сильных и слабых сторон, возможностей и угроз составлен, устанавливают связи, определяющие взаимодействия между ними, с помощью матрицы SWOT. (таблица 1.3)
"Таблица 1.3. Матрица SWOT-анализ"
Внешняя среда внутренняя среда |
Возможности |
Угрозы |
Сильные стороны |
Поле "СИВ" |
Поле "СИУ" |
Слабые стороны |
Поле "СЛВ" |
Поле "СЛУ" |
На пересечении разделов образуются четыре поля: "СИВ" (сила и возможности); "СИУ" (сила и угрозы); "СЛВ" (слабость и возможности); "СЛУ" (слабость и угрозы).
На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля "СИВ", следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле "СЛВ", стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле "СИУ", то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле "СЛУ", организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшие над ней угрозы.
В дальнейшем, составляя стратегический план мероприятий, решают, что надо сделать, чтобы усилить свои сильные стороны и подтянуть показатели, оказавшиеся ниже, чем у главного конкурента с учетом возможностей и угроз, которые могут возникнуть при реализации каждого пункта мероприятий.
При этом следует помнить,
что угрозы и возможности могут
переходить в свою противоположность.
Нереализованная возможность
Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. [5, с.118]
1.3 Базовые (типовые) стратегии
Выбор стратегии – центральный момент стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Так если организация хочет увеличить свою долю на рынке, она может достигнуть цели несколькими путями: понизить цены на продукцию, продавать товар через большее число магазинов, представить на рынок новую модель, через рекламу создать более привлекательный образ товара и т.п. Каждый путь открывает разные возможности. Например, ценовая политики легко осуществима и гибка, но и легко копируется конкурентами, а стратегия, основанная на новой технологии, трудно копируется, но требует больших затрат и менее гибка.
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды.
Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы. Хотя имеется множество вариантов каждой из этих альтернатив, мы сосредоточим наше внимание на выборе общей стратегии.
Давайте рассмотрим каждую из этих альтернатив, причины, почему компании применяют одну стратегию, а не другую, и ту точку, в которой конкретная стратегия, скорее всего, окажется успешной. К данным четырем альтернативам относятся ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
1. Ограниченный рост. Стратегической
альтернативой, которой
[2, с.346]
2. Рост. Стратегия роста
осуществляется путем
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии