Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение

Файлы: 1 файл

стратег.планирование на предприятии.docx

— 144.46 Кб (Скачать файл)

Факторами роста выпуска  и реализации продукции стали: вложение денежных средств в развитие производственной базы, ремонт и приобретение нового оборудования, продолжаются работы по улучшению качества выпускаемой  продукции, работа с клиентами на основе гибких скидок зависящих от объемов потребления нашей продукции, увеличились затраты на рекламу  продукции.

Рынок сбыта готовой продукции  составляет город Нижний Новгород и  прилегающие районы в радиусе 100 км.

Деловая активность предприятия  проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные  и системные показатели.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения  деятельности данного предприятия  и родственных по сфере приложения капитала предприятий.

Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются:

- широта рынков сбыта  продукции

- репутация предприятия,  выражающаяся в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия  и др.,

Количественная оценка делается по следующим направлениям:

- степень выполнения плана,  обеспечение заданных темпов  роста.

-уровень эффективности  использования ресурсов предприятия;

- устойчивость экономического  роста.

Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарактеризована следующими основными показателями:

- Объем реализации продукции  (работ, услуг);

- Бухгалтерская прибыль;

- Величина активов предприятия  (авансированного капитала);

Оценивая динамику основных показателей, необходимо сопоставить  темпы их изменения. (таблица 2.1)

"Таблица 2.2. Основные  экономические показатели работы  предприятия"

Показатели

2005

2006

Абсолютное отклонение

Темп изменения, %

Выручка от реализации, тыс.руб.

29805,09

59385,55

+29580,46

199,25

Себестоимость продукции + коммерческие расходы + управленческие расходы, тыс. руб.

28645,15

55795,42

+27150,26

194,78

Расходы на 1 руб. выручки

0,96

0,94

-0,02

97,92

Прибыль (убыток) от реализации, тыс.руб.

1159,94

3590,14

+2430,19

209,5

Рентабельность продаж

0,04

0,06

+0,02

150

Сальдо внереализационных  доходов и расходов, тыс.руб.

15,8

-149,12

-164,91

-

Сальдо операционных доходов  и расходов, тыс.руб.

-624,31

-258

366,31

-

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

551,43

2547,93

+1996,5

+462,06

Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения

0,02

0,04

+0,02

200


В динамике финансовых результатов  можно отметить следующие положительные  изменения.

Прибыль от реализации, которая  увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 209,5%, растет быстрее чем  выручка от реализации, ее темп роста  по сравнению с 2005 г. увеличилась  почти в 2 раза. Это свидетельствует  об относительном снижении затрат на производство продукции. Увеличение выручки  от реализации объясняется также  повышением отпускных цен на продукцию.

В результате этого рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от реализации увеличилась на 0,02, что  является значимым фактором в работе предприятия.

Наблюдается рост себестоимости  продукции на 194,78%.

Увеличение себестоимости  происходит в результате повышения  цен на сырье, электроэнергию и внедрение  нового оборудования.

Положительным фактором служит и то, что у предприятия уменьшилась  доля расходов на 1 руб. выручки. Затраты  на 1 руб. выручки в базовом периоде  составили 0,96, а в отчетном на 2 копейки  меньше.

Хотя прибыль до налогообложения  в отчетном периоде по сравнению  с базовым увеличилась примерно в 4 раза, рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли до налогообложения, увеличилась  всего в 2 раза.

Отрицательную роль сыграло  преобладание операционных и внереализационных  расходов над доходами.

Но, несмотря на это, в 2006 году предприятие улучшило финансовые показатели, что свидетельствует о проведенных  мероприятиях коммерческой службой  по увеличению поступления выручки. (таблицы 2.3, 2.4)

"Таблица 2.3. Показатели  экономического потенциала"

Показатели

2005

2006

Абсолютное отклонение

Темп изменения, %

Выручка от реализации, тыс.руб.

29805,09

59385,55

+29580,46

199,25

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

551,43

2547,93

+1996,5

+462,06

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс.руб.

2011,33

4709,11

+2697,8

234,13

Средняя стоимость оборотных  средств в части материальных ресурсов, тыс.руб.

9630,43

8701,72

-928,71

90,36

Среднесписочная численность  персонала

113

174

+61

153,98

Рентабельность оборотных  средств

0,06

0,29

+0,03

483

Рентабельность основных средств

0,27

0,53

+0,26

200

Фондоотдача осн. средств, %

14,82

12,61

-2,21

85

Фондоемкость осн.средств, %

0,07

0,08

+0,01

114,3

Коэффициент оборачиваемости  материальных оборотных средств

3

6,8

+3,8

226,67

Срок оборачиваемости  материальных оборотных средств

116,32

52,75

-63,57

45,35

Выработка продукции на одного рабочего

263761,88

341296,26

+77534,38

130


"Таблица 2.4. Показатели  оборачиваемости капитала"

Показатели

2005

2006

Отклонение

Темп изменения

Коэффициент  оборачиваемости капитала, об.

2

3,5

+1,5

175

Коэффициент  оборачиваемости оборотного капитала, об.

2,5

5

+2,5

200

Коэффициент оборачиваемости  запасов, об.

2,9

6,3

+3,4

217

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, об.

21,5

26,6

+5,1

124

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности, об.

1,9

4,4

+2,5

231,6

Срок оборачиваемости  активов, дн.

179,4

102,8

-76,6

57,3

Срок оборачиваемости  оборотных активов, дн.

144,6

71,5

-73,1

49,4

Срок оборачиваемости  запасов, дн.

125,3

57,4

-42,1

45,8

Срок оборачиваемости  дебиторской задолженности, дн.

16,8

13,6

-3,2

80,95

Срок оборачиваемости  кредиторской задолженности, об.

191,4

82,6

-108,8

43


В результате увеличения оборачиваемости  средства высвобождаются.

Сумма высвобожденных средств  – 12 миллионов 58 тысяч 565 рублей 85 коп.

В результате этого уменьшается  задолженности предприятия перед  поставщиками, что должно положительно отразиться на ликвидности баланса. (таблицы 2.5, 2.6)

"Таблица 2.5. Показатели  задолженности в динамике"

Показатели

2005

2006

Отклонение

Общий показатель платежеспособности

6,38

2,75

-3,63

Коэффициент текущей платежеспособности

6,38

2,75

-3,63

Коэффициент задолженности  по кредитам и займам

1,1

0,39

-0,71

Коэффициент задолженности  другим организациям

3,95

2,05

-1,9

Коэффициент задолженности  по фискальной системе

0,38

0,27

-0,11

Коэффициент внутреннего  долга

2,05

0,44

-1,61


"Таблица 2.6. Показатели  платежеспособности предприятия"

Показатели

2005

2006

Отклонение

Темп изменения

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,013

0,006

-0,007

46,15

Коэффициент критической  ликвидности

0,1

0,17

+0,07

170

Коэффициент текущей ликвидности

0,76

0,87

+0,11

114,47


На данном предприятии  по всем элементам капитала наблюдается  ускорение оборачиваемости.

Фондоотдача основных средств 2006 году по сравнению с базисным периодом снизилась на 15%, несмотря на увеличение роста производительности труда по сравнению с базисным периодом Темп изменения выработки  продукции на 1-го рабочего составил примерно 130%, при увеличении среднесписочной  численности персонала.

Это произошло в результате того, что на данном предприятии  использовались научно-технические  разработки по совершенствованию технологических  процессов.

Финансовое положение  предприятия в данный момент является неустойчивым, но наметился ряд положительных  тенденций для выхода предприятия  из финансового кризиса и его  успешного дальнейшего развития.

Т.к. на предприятии коэффициент  необеспеченности собственными средствами снижается, а сумма недостатка при  этом уменьшается, т.к. размер оборотных  активов уменьшился в связи со снижением кредиторской задолженности. [19]

2.3.3 Человеческие ресурсы

Предприятие имеет достаточно налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными требованиями к сотрудникам. Существующие кадры полностью отвечают ее требованиям. Требования, следует сказать, весьма высоки, ибо предприятию необходимы идеальные высококвалифицированные  работники. Поэтому когда предприятие  находит человека, полностью удовлетворившего всем предъявленным требованиям, то она платит высокую заработную плату  и создает все условия, чтобы  удержать работника в фирме.

Немаловажную роль в достижении целей завода играет мотивация работников предприятия. Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Рациональная организация  оплаты труда на предприятии позволяет  стимулировать результаты труда  и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке  труда, необходимую рентабельность и прибыльность продукции.

Цель рациональной организации  оплаты труда – обеспечения соответствия между ее величиной и трудовым вкладом работника в общие  результаты хозяйственной деятельности предприятия, то есть установление соответствия между мерой труда и мерой  потребления.

Система оплаты труда имеет  две составляющие: сумма оклада (зависит  от должности, которую сотрудник  занимает в компании), сумма премии.

Косвенные экономические  методы мотивации применяемые в  ОАО "Нагорный бетонный завод" –  премии.

Премии на предприятии  подразделяются на:

- групповые (например, всему  отделу сбыта за хорошую работу  в месяце, квартале, году);

- премии в виде % от  подписанных и реализованных  контрактов;

- премии за рационализаторское  предложение.

Система оплаты труда рабочих  на производстве состоит так же из нескольких составляющих:

- оплата по тарифу в  соответствии с разрядом или  оклад;

- премии по итогам работы  за месяц.

На предприятии применяются  также и не денежные методы улучшения  мотивации сотрудников.

К ним относятся:

- бесплатное обучение  за счет предприятия,

- возможность продвижения  по службе,

- оценка результативности  каждого работника.

Повышение по служебной лестнице зависит от уровня профессионализма сотрудника предприятия.

Кроме выше перечисленных  экономических методов мотивации  персонала предприятия необходимо добавить следующие льготы:

- оплаченный отпуск,

- оплату больничных,

- пенсионное обеспечение,

- служебный транспорт,

- оплата спортзала, сауны  и бассейна.

Льготы, предоставляемые  заводом, и другие социальные мероприятия  играют огромную роль в системе мотивации  применяемой на предприятии.

Стратегическое управление персоналом становится актуальным, оно  объединяет возможности системного стратегического подхода и практические достижения в области кадрового  менеджмента.

Выделяют три стратегических направления обучения персонала:

1. Ключевые знания и  навыки:

- развитие у сотрудников  предприятия общих знаний об  их области деятельности –  основные принципы и технология  изготовления бетона, классификация  выпускаемой продукции и т.п.;

- развитие специфических  навыков, связанных с функциональной  специализацией персонала, то  есть в области маркетинга, финансов  и т.п.;

- формирование у руководства  предприятия лидерских качеств,  необходимых для претворения  в жизнь разработанной стратегии.

2. Организационная и корпоративная  культура:

- создание новых корпоративных  ценностей (таких, как эффективность,  технологичность и т.п.), стимулирующих  развитие полноценной корпоративной  культуры, в рамках которой наибольшее  значение имеют интересы клиентов  и акционеров предприятия, а  не конкретных менеджеров на  местах;

- продвижение и разъяснение  стратегии предприятия для сотрудников  на местах.

3. Развитие инновационной  деятельности:

- поощрение предложений,  направленных на повышение эффективности  бизнеса.

Каждый сотрудник нашего предприятия глубоко осознает участие  и влияние на качество конечного  результата и удовлетворенность  клиента. Постоянный анализ рынка и  творческий потенциал сотрудников  позволяет предприятию постоянно  совершенствоваться самому и совершенствовать свой продукт. На предприятии поощряется стремление к развитию и совершенствованию  профессионализма. У нас есть возможность  повышения квалификации и самореализации сотрудников, что является сильной  стороной.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии