Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение
2.3.4 Производство
У Нагорного бетонного завода существует стабильно работающая четвертый год система "Центровывоз" – свой специализированный автопарк, укомплектованный цементовозами и автобетоносмесителями, и четко работающая система диспетчеризации заказов. Каждый килограмм груза, каждая автомашина, выезжающая на завод и покидающая его, проходит компьютерный весовой контроль.
На предприятии ведутся работы по внедрению системы CRM (Client Relationship Management) – "клиентски – ориентированного бизнеса".
Заказ и отгрузка производится в двухсменном режиме, в выходные и праздничные дни.
Доставка продукции
Инертные материалы для производства бетонно-растворной смеси поставляются напрямую с месторождений, например, ОПГС – с Нижнекамска, т.к. только в низовьях р.Кама добывают и намывают данный вид заполнителя именно такого качества, который необходим для производства высококачественного бетона, гранитный щебень фракции 5-20 поставляется с Уральского месторождения "Сатка", т.к. именно это месторождение получило сертификат качества РФ, цемент поставляется с нескольких областей – Липецкая, Ульяновская, Михайловская.
Поставщики инертных материалов – это те организации, с которыми завод имеет опыт долгосрочного сотрудничества, но руководство предприятия никогда не работает с единственным поставщиком, т.к. есть возможность срыва поставок, что может привести к остановке производства, а рентабельность затрат рассчитана таким образом, что для того чтобы ее окупить необходимо каждодневное производство бетонно-растворной смеси в определенном объеме для покрытия все постоянных затрат. (приложение 6)
Качество выпускаемой
продукции контролируется собственной
лабораторией, в техническом процессе
– отслеживается
Лаборатория ОАО "НБЗ" – единственная лаборатория из предприятий данной отрасли г.Н.Новгорода, получившая лицензию на проведение независимых экспертиз качества строительных материалов. Это необходимо для того, чтобы клиенты были спокойны относительно качества. Немаловажно, чтобы клиент, который берет продукцию, не имел с этой продукцией никаких проблем.
Рецептуры, разработанные на предприятии уникальны и не используются больше ни на одном заводе-производителе строительных материалов.
На предприятии разработан стандарт системы менеджмента качества. Система качества предприятия – является средством реализации политики области качества и представляет собой совокупность равнозначных и взаимоувязанных компонентов, а именно:
- организационная структура
- документированные процедуры, процессы, влияющие на качество
- ресурсы
Система качества состоит из элементов в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и распространяется на все этапы (стадии) жизненного цикла выполняемых предприятием лицензированных в установленном порядке работ.
Внедрение системы менеджмента
качества, как системы администрирования
бизнеса, обеспечит достижение цели
выявления наилучших из применяемых
в организации методов
Поддержание в рабочем
состоянии системы менеджмента
качества позволит предприятию получить
рабочий инструмент, который вернет
затраты через повышение
Таким образом, основная цель системы менеджмента качества – это, в большей степени, предупреждение, чем обнаружение дефектов, брака, отступления от требований нормативно-технических документов.
Благодаря новым технологиям и дополнительным услугам производство на предприятии является сильной стороной.
2.3.5 Культура
Отношение между работниками
и руководителями строится на основе
уважения, доверия, справедливости и
признания достижений. Отношение
к коллегам должно быть уважительным
и доброжелательным это создает
благоприятную атмосферу в
На предприятии принято обмениваться информацией между сотрудниками подразделений, имеющей отношение к работе, а так же соображениями, касающиеся улучшения качества работы. Достаточность информации для работы и принятия решений – это залог успеха.
Приветствуется компромиссное решение конфликтов и поиск позитивного выхода из сложных ситуаций. Принято положительно отзываться о работе других сотрудников или подразделений предприятия в целом, как внутри коллектива, так и вне предприятия.
Наше предприятие известно,
мы имеем очень хорошую репутацию,
нас уважают клиенты, конкуренты,
партнеры. Каждый сотрудник делает
все для поддержания и
2.4 Анализ внешней среды предприятия
Анализ внешней среды представляет собой процесс, контролирующий внешние по отношению к предприятию факторы, для определения возможностей и угроз фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Экономические факторы. Банк
России продолжает применение режима
управляемого плавающего валютного
курса. В рамках этого режима в
соответствии с антиинфляционной направленностью
политики Банк России не будет препятствовать
повышению курса рубля, обусловленному
действием среднесрочных и
Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4–5,5% в 2009году. При этом на 2007год определена цель снизить инфляцию до 6,5–11% из расчета декабрь к декабрю.
Увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей организации.
Также изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это заставляет повышать цены на всю продукцию.
В 2007году и в период до
2009года в основном будут использоваться
принципы единой государственной денежно-
Рыночный фактор. Доля предприятия на рынке составляет 30%. Главным образом на предприятие влияют цены поставщиков на материалы (цемент, речной песок). Если поставщики поднимут цену, то предприятие не сможет сделать закупку в полном объеме, в следствии чего снизится отпуск реализации. Также имеет значение снижение цен конкурентов, которое наше предприятие не может себе позволить, так как это сильно отразиться на финансовом положении организации. Для успешного развития необходимо предвидеть потребности рынка.
Политический фактор. В целом, политическая ситуация в стране стабилизируется. Однако, внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует каждый отдельный филиал.
Ужесточенные меры к предприятиям, повлекут за собой повышение цен и, как следствие, снижение спроса на продукцию, изменение валютного курса также влияет на стоимость продукции.
Правовой фактор. Юрист
предприятия постоянно
Технологический фактор. Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития предприятия. ОАО "Нагорный бетонный завод" постоянно совершенствует технологию производства, создавая новые противоморозные добавки для бетона, что позволяет продолжать строительство зимой. Заменяет старое оборудование и транспорт на новое, более усовершенствованное, компактное.
Социальный фактор. ОАО "Нагорный бетонный завод" уже одиннадцать лет на нижегородском рынке. За это время появились постоянные клиенты, партнеры и поставщики. Мы предоставляем нашим клиентам продукцию высокого качества, доставку продукции, отсрочку платежа, скидки и бонусы. Также клиенты отметили, ценовую политику, которая явилась важным фактором при выборе предприятия. Профессионализм сотрудников, оперативность решения спорных вопросов, вежливое обращение на складе, наличие сертификатов все эти показатели были одобрены клиентами.
Фактор экосферы. Такое
природное явление как
Конкурентный фактор. ОАО "НБЗ" занимает одно из лидирующих позиций на рынке бетонов и растворов, однако часть строек города (например, в районе Верхние Печеры) покупают продукцию у конкурентов.
В первую очередь это связано с более близким расположением конкурентов к стройкам, и, соответственно, экономии на доставке продукции. Для получения клиентов, работающих с конкурентами, возможны следующие шаги:
- демпинговая ценовая
политика по отношению к
- материальное поощрение людей, ответственных за выбор поставщика;
- предложение скидок и бонусов "чужим" клиентам при переходе к продукции ОАО "НБЗ".
Учитывая специфику отрасли производства, в которой работает завод, можно сказать, что для нас актуальна внутренняя конкуренция, так как предприятие работает преимущественно на внутренний рынок, и поставки нашей продукции на мировой рынок отсутствуют.
Если же рассматривать
условия внутренней конкуренции, то
следует отметить тот факт, что
за последние несколько лет
Доля конкурентов на строительном рынке составляет 1\5, а доля ОАО "НБЗ" 1\3. (таблица 2.7)
"Таблица 2.7. Оценка доли предприятия на рынке"
Основные категории товаров |
Бетон, раствор, цемент, железобетонные изделия | |
Оценка доли предприятия на рынке (%) |
Наименование основных конкурентов |
Оценка доли конкурента на рынке (%) |
Цемент-42% |
ООО "Трикарт" ООО "Гефест" ЗАО "Волгострой" |
ООО "Трикарт" -9% ООО "Гефест" -9% ЗАО "Волгострой" -40% |
ЖБИ-3% |
ООО "Волга-Трейд" ЗАО "НТС" ООО "ФТК" |
ООО "Волга-Трейд" -3% ЗАО "НТС" -5% ООО "ФТК" -3% |
Бетон, раствор-30% |
ЗАО "ЗЖБК-1" ООО "Спецпромстрой" ООО "Вектор" ООО "ЗКПД-4" |
ЗАО "ЗЖБК-1" -20% ООО "Спецпромстрой"-50% ООО "Вектор" -40% ООО "ЗКПД-4" -30% |
Для успешного функционирования предприятия руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах. (таблица 2.8)
"Таблица 2.8. Таблица факторов внешней среды"
Фактор |
Важность фактора (1-5) |
Угрозы |
Возможности |
Результат | ||||||||
-50 |
-40 |
-30 |
-20 |
-0 |
+0 |
+ 20 |
+ 30 |
+ 40 |
+ 50 | |||
экономический |
4 |
+ |
-120 | |||||||||
рыночный |
4 |
+ |
+ |
-40 | ||||||||
политический |
3 |
+ |
+ |
-30 | ||||||||
правовой |
2 |
+ |
-40 | |||||||||
технологический |
4 |
+ |
+ |
+80 | ||||||||
социальный |
4 |
+ |
+ |
+80 | ||||||||
экосфера |
1 |
+ |
-10 | |||||||||
конкурентный |
4 |
+ |
+ |
+40 |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии