Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение

Файлы: 1 файл

стратег.планирование на предприятии.docx

— 144.46 Кб (Скачать файл)

Стратегиями роста первой группы являются:

1. стратегия усиления  позиции на рынке, при которой  предприятие делает все, чтобы  с конкретным продуктом на  данном рынке завоевать лучшие  позиции. Для ее реализации  требуются большие маркетинговые  усилия. При этом допускается  осуществление "горизонтальной  интеграции", при которой предприятие  пытается установить контроль  над своими конкурентами;

2. стратегия развития  рынка, которая заключается в  поиске новых рынков для уже  производимого продукта;

3. стратегия развития  продукта, предполагающая решение  задачи роста за счет производства  нового продукта и его реализации  на уже освоенном ею рынке.

Вторую группу стратегий  роста составляют стратегии бизнеса, которые предполагают расширение организации  при добавлении новых структур. Эти  стратегии называются стратегиями  интегрированного роста. Обычно их применяют, если у организации есть сильный  бизнес, но она не может использовать стратегию концентрированного роста, однако в то же время интегрированный  рост не противоречит ее долгосрочным целям. Организация осуществляет интегрированный  рост как путем приобретения дополнительной собственности, так и путем внутреннего  расширения. При этом в обоих случаях  ее положение внутри отрасли меняется. Выделяют два основных типа стратегий  интегрированного роста:

1. стратегия обратной  вертикальной интеграции, направленная  на рост предприятия за счет  приобретения либо усиления контроля  над поставщиками, а также за  счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация  стратегии обратной вертикальной  интеграции может дать благоприятные  результаты вследствие уменьшения  зависимости от колебания цен  на комплектующие и запросов  поставщиков. При этом поставки  для предприятия как центра расходов могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

2. стратегия вперед идущей  вертикальной интеграции выражается  в росте фирмы за счет приобретения  либо усиления влияния на конечных  потребителей, выгодна в тех случаях,  когда посреднические услуги  очень расширяются или когда  фирма не может найти посредников  с качественным уровнем работы;

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если организация не может дальше развиваться на данном рынке с  имеющимся продуктом в рамках определенной отрасли. Стратегиями  данного типа являются:

- стратегия центрированной  диверсификации, базирующаяся на  поиске и использовании заключенных  в имеющемся бизнесе дополнительных  возможностей для производства  новых продуктов. При этом существующие  производства остаются в центре  бизнеса. А новое возникает  исходя из тех возможностей, которые  заключены в освоенном рынке,  используемой технологии либо  других сильных сторонах функционирования  фирмы,

- стратегия горизонтальной  диверсификации предполагает поиск  возможностей роста на существующем  рынке за счет новой продукции,  требующей новой технологии, отличной  от используемой. При данной стратегии  организация должна ориентироваться  на производства таких технологически  не связанных продуктов, которые  использовали имеющиеся ее возможности,  например в области поставок. Так как новый продукт должен  быть ориентирован на потребителей  основного продукта, то по своим  качествам он должен соответствовать  уже производимому продукту. Важным  условием реализации данной стратегии  является предварительная оценка  организацией собственной компетентности  в производстве нового продукта,

- стратегия конгломератной  диверсификации состоит в том,  что предприятие расширяется  за счет производства новых  продуктов, технологически не  связанных с уже производимыми  и реализуемых на новых рынках. Это одна из самых сложных  для реализации стратегий развития. Ее успешное осуществление зависит  от многих факторов, в частности,  от компетентности персонала  (в особенности менеджеров), сезонности  в жизни рынка, наличия необходимых  сумм денег.

Сегодня наиболее очевидной  и признанной формой роста является слияние корпораций. [13, статья]

3. Сокращение. Альтернативой,  которую реже всего выбирают  руководители и которую часто  называют стратегией последнего  средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается  ниже достигнутого в прошлом.  Фактически для многих фирм  сокращение может означать здравый  путь рационализации и переориентации  операций. В рамках альтернативы  сокращения может быть несколько  вариантов.

- Ликвидация. Характерна  для организаций, находящихся  в кризисных ситуациях (убыточность,  распад коллектива, отзыв лицензии  и др.). Как правило, это касается  организаций которые уже не  могут успешно конкурировать  с крупными учебными заведениями  региона, города или района. Для  этого нужно преодолеть "выходной  барьер" ухода с рынка и закрыть  организацию с уплатой долгов.

Стратегия ликвидации –  предельный случай стратегии целенаправленного  сокращения. Здесь организация в  течение короткого периода времени  ликвидирует (закрывает) отдельные  подразделения (кафедры, факультеты, филиалы), так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых направлений своей деятельности. [14, статья]

- Отсечение лишнего. Часто  фирмы считают выгодным отделить  от себя некоторые подразделения  или виды деятельности.

- Сбор урожая. Означает  отказ от долгосрочного взгляда  на бизнес в пользу максимального  получения доходов в краткосрочной  перспективе.

- Сокращение и переориентация. К данной стратегии обращаются  в период спада, при этом  осуществляется сокращение части  деятельности для увеличения  прибыли и достижения лучшей  управляемости, после чего предприятие  переходит на иные виды деятельности  отличной от основной.

К стратегиям сокращения прибегают  чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или  просто для спасения организации.

4. Сочетание. Стратегии  сочетания всех альтернатив будут,  скорее всего, придерживаться  крупные фирмы, активно действующие  в нескольких отраслях. Стратегия  сочетания представляет собой  объединение любых из трех  упомянутых стратегий – ограниченного  роста, роста и сокращения. [2, с. 346]

Глава 2. Реализация процесса стратегического  планирования на ОАО "Нагорный бетонный завод"

2.1 Характеристика  ОАО "Нагорный бетонный завод"

Открытое акционерное  общество "Нагорный бетонный завод" имеет свою многолетнюю историю, которая началась с того, что в  городе Горький по улице Шапошникова  в 1966 году был отведён участок  под строительство производственной базы Приокского СМУ треста №5 "Нефтегазстрой" и выдан акт на бессрочное пользование.

Проект привязки базы под  строительство был выполнен в 1967 году трестом "Оргтехстрой" "Главволговятстроя". Строительство велось СМУ-1 "Приокское", треста №9.

В июне 1967 года заложен первый камень, а уже в августе 1970 года Государственная комиссия приняла  первую очередь базы по производству товарного бетона, товарного раствора. Возглавил предприятие директор И.Д.Дерягин. В последствии производственная база от треста №9 была передана тресту №2 и имела название Цех №7 ЗДЖБ треста №2 "Промстрой".

Согласно приказу "Главволговятскстроя" №281 от 31.12.75 года Цех №7 ЗДЖБ был  принят 04.03.76 года трестом №3 "Нагорный" от треста №2 "Промстрой" и ему  было присвоено наименование Цех  №3 КПП треста №3 "Нагорный".

В сентябре 1977 года после  обследования технического состояния  Цех №3 был законсервирован. По решению  начальника "Главволговятскстроя" была произведена остановка завода на капитальный ремонт. В 1980 году возобновили  работу цементный склад, цех металлоконструкций и цех доборного бетона на ул. Заовражной.

В сентябре 1986 года БРУ и  производство с улицы Заовражной вместе с администрацией было переведено на улицу Шапошникова. В связи  с преобразованием строительно-монтажного треста №3 "Нагорный" в ТОО СМТ "Нагорный" с 1992 года, комбинату  было присвоено наименование филиал №6 (КПП) ТОО СМТ "Нагорный".

ТОО СМТ "Нагорный" был  реорганизован и филиал №6 выделился  с 11.12.96 года в самостоятельное предприятие  ОАО "Нагорный бетонный завод".

ОАО "Нагорный бетонный завод" (далее именуется Обществом) является юридическим лицом и действует  на основании устава и законодательства РФ. Акционерами Общества могут быть физические и юридические лица, признающие положение устава. Общество имеет  в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном  балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. Оно может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и  ответчиком в суде. (приложение 1) [16]

ОАО "Нагорный бетонный завод" специализируется, прежде всего, на производстве товарного бетона и товарного  раствора, удовлетворяя растущие потребности  строительного рынка. ОАО "Нагорный бетонный завод" принадлежит самая  большая доля поставок данных видов  продукции в Нижнем Новгороде  и области.

Кроме того, предприятие  реализует цемент, изготавливает  железо-бетонные изделия (перемычки  на окна, фундаментные блоки, лестничные ступени, канализационные колодцы), то есть все, что необходимо для современного строительного цикла. (приложение 2)

Объем производства на заводе составляет 450 куб. метров бетона в сутки, при этом производственные мощности завода не загружены полностью. Поэтому  завод не ждет, когда придет клиент, – он сам идет к клиенту, предлагая  свой производственный потенциал. Высококлассные специалисты, работающие в единой команде, оперативно способны увеличить объем  производства до 1500 куб. метров в день.

Летом 2006 года предприятие  смогло испытать свои возможности на выносливость и надежность. За двое суток непрерывного производства завод, не отрываясь от выполнения заказов  в Нижнем Новгороде, выработал, отгрузил, доставил и произвел укладку с  помощью бетононасосов свыше 1000 куб. м бетона на объекте в г. Сергач, более чем за 150 км от места производства. Данный объем бетона был необходим  на строительстве первого спорткомплекса по государственной программе, выполнение которой контролирует администрация  Нижегородской области. Практики подобных поставок нижегородский строительный рынок до этого еще не знал. Здесь  необходимо с благодарностью отметить партнеров ОАО "Нагорный бетонный завод" – перевозчиков, которые  помогли осуществить этот беспрецедентно масштабный проект.

Продукция ОАО "Нагорный бетонный завод" пользуется обоснованным доверием строительных фирм Нижнего  Новгорода. Среди заказчиков ОАО "Нагорный бетонный завод" все крупные предприятия  города и области. При непосредственном участии завода было построено большинство  гипермаркетов, спортивных и бизнес-центров  города. В их числе торговые центры "Республика", "Шоколад", "Этажи", "Гагаринский", "Малиновая гряда", жилищные комплексы "Хороши хоромы", "Две аллеи", гостиницы "Нижегородская", "Ока", кинотеатры "Октябрь", "Импульс" и др.

В рамках Президентской Федеральной  целевой социальной программы помощи селу ОАО " Нагорный бетонный завод" является основным партнером по выполнению задач программы для совхоза  Ждановский, совхоза Грудцинский, Линдовской, Сеймовской птицефабрик.

При непосредственном участии  ОАО "Нагорный бетонный завод" была реализована федеральная программа  по строительству Нижегородского цирка  – крупнейшего цирка Европы.

Таким образом, ни один значительный объект строительства последних  лет не обошелся без объемов, поставленных ОАО "Нагорный бетонный завод".

На заводе особое внимание уделяют качеству сырья и конечного  продукта. Для осуществления строгого контроля качества на предприятии работает собственная сертифицированная  производственная лаборатория, оснащенная согласно всем современным требованиям  к данному виду производства. Качество продукции в техническом процессе отслеживается компьютеризированной системой контроля рецептуры (бетон, раствор) и лабораторным неразрушающим контролем (ЖБИ). Каждая машина, въезжающая на территорию завода и покидающая ее, проходит компьютерный весовой контроль, что гарантирует  отсутствие недовесов.

Обновили парк спецтехники  – появилась возможность доставлять продукцию в самые труднодоступные  места и собственными силами вести  укладку бетона. Не так давно завод  закупил гибкие бетоновозы и современный  насос, длина

стрелы которого достигает 37 метров. С их помощью стало легче  возводить каркасно-монолитные конструкции.

В настоящее время на предприятии  работает более 200 человек. ОАО "Нагорный бетонный завод" предоставляет своим  сотрудникам полный социальный пакет, соблюдает требования техники безопасности и охраны труда, направляет работников на профессиональные медицинские осмотры.

В отношении внутреннего  трудового порядка Администрация  предприятия придерживается политики строгого контроля, что позволяет  избегать несчастных случаев на производстве.

На предприятии осуществляется транспортное обеспечение по доставке персонала на работу и после неё.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии