Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение
Таким образом, наибольшие возможности
во внешней среде наблюдаются
у технологического, социального
и конкурентного факторов, а наибольшая
угроза со стороны экономики. Следовательно,
обладая таким превосходным потенциалом
фирме следуют развивать свои
положительные стороны и
На основе информации о внешней и внутренней среде необходимо выделить то самое главное, на чем нужно сосредоточить свое внимание в первую очередь. (таблица 2.9)
"Таблица 2.9. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятия"
Сильные стороны 1. высокая квалификация персонала 2. хорошая репутация у покупателей 3. известный участник рынка 4. отработанная технология
по выпуску железобетонных 5. центровывоз 6. собственная лаборатория 7. система скидок и постоянные акции 8. отсрочка платежа |
Слабые стороны 1. морально и физически устаревшее оборудование 2. непродуманная маркетинговая стратегия 3. неустойчивое финансовое положение |
Возможности 1. наработанные связи и контакты с потребителями и поставщиками 2. потребность в бетоне и растворе в строительстве 3. получение заказов от властных структур на бетон, раствор и ЖБИ 4. для расширения использовать
собственные финансовые |
Угрозы 1. неплатежеспособность 2. ужесточение государственного регулирования деятельности 3. низкий темп роста рынка 4. Выход на рынок более сильных конкурентов |
Выявив и оценив свои слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентами, определив возможности и угрозы со стороны внешней среды, организация должна провести SWOT-анализ. (таблица 2.10)
SWOT-анализ позволит нам
выбрать оптимальный путь
"Таблица 2.10. Матрица SWOT-анализ"
Внешняя среда внутренняя среда |
Возможности |
Угрозы |
Сильные стороны |
1. возможность приобретения новых связей с потребителями и поставщиками за счет квалифицированного персонала, системе скидок, акциям и отсрочке платежа. 2. за счет отработанной
технологии по выпуску ЖБИ,
доставке продукции на объект
и собственной лаборатории |
1. хорошая репутация у
покупателей, отработанная 2. при отработанной технологии,
центровывозу и собственной |
Слабые стороны |
1. при потребности в
бетоне и растворе в 2. связи и контакты с
потребителями и поставщиками, потребность
в бетоне и растворе в |
1. из-за неплатежеспособности
заказчиков, низкого темпа роста
рынка и выхода на рынок
более сильных конкурентов |
Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору стратегической альтернативы.
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный завод"
3.1 Выбор стратегии предприятия
На базе диагностических этапов и полученной информации, руководство предприятия может перейти к выбору стратегии. Для этого используется расчетные таблицы. (таблицы 3.1, 3.2)
Для определения привлекательности
рынка выбраны следующие
- Рост рынка и его
развитие. Производство стройматериалов
– динамично развивающаяся в
мировом масштабе отрасль,
- Рыночная цена. На строительном
рынке (помимо стоимости
- Конкурентная ситуация.
За последнее время среди
На сегодняшний день в столице насчитывается порядка 15 производителей товарного бетона, однако лидером отрасли является завод железобетонных конструкций им. С. Ковальской, предприятие выпускает почти 50% объемов бетона и железобетонных конструкций, реализуемых в Киевском регионе.
На втором месте – завод ЖБК №1, выпускающий порядка 12–15 тыс. кубометров бетона в месяц.
Рынок товарного бетона за последние пять лет вырос в шесть раз, сегодня он сформирован уже практически полностью.
- Оценка внешних условий.
Сегодня основное средство
- Размер рынка. Ориентировочная
емкость рынка составляет
"Таблица 3.1. Привлекательность рынка"
Фактор |
Вес |
Оценка |
Результат |
Рост рынка и его развитие |
0,2 |
4 |
0,8 |
Рыночная цена |
0,2 |
5 |
1 |
Конкурентная ситуация |
0,3 |
5 |
1,5 |
Оценка внешних условий |
0,1 |
2 |
0,2 |
Размер рынка |
0,2 |
4 |
0,8 |
итого |
1 |
20 |
4,3 |
Ключевыми факторами успеха определяющими конкурентную позицию предприятия являются:
- Доля рынка занимаемая
предприятием. ОАО "Нагорный бетонный
завод" – динамично
- Производительность. Сегодня
ОАО "Нагорный бетонный завод"
выпускает в сутки 450 кубометров
товарного бетона, при этом производственные
мощности завода не загружены
полностью. Поэтому завод не
ждет, когда придет клиент, – он
сам идет к клиенту, предлагая
свой производственный
- Квалификация работников.
Проблема квалифицированных
- Маркетинговая стратегия.
Необходимо разработать
"Таблица 3.2. Конкурентная позиция предприятия"
Фактор |
Вес |
Оценка |
Результат |
Доля рынка занимаемая предприятием |
0,3 |
3 |
0,9 |
Производительность |
0,3 |
4 |
1,2 |
Квалификация работников |
0,2 |
5 |
1 |
Маркетинговая стратегия |
0,2 |
2 |
0,4 |
итого |
1 |
14 |
3,5 |
Для определения стратегии используется матрица Mckinsy в интерпретации Вайсмана, на которую наносятся полученные значения. Параметр "привлекательность рынка" по оси ординат, параметр "конкурентная позиция предприятия" по оси абсцисс. (таблица 3.3)
"Таблица 3.3 Матрица Вайсмана"
В соответствии с полученными результатами в своей деятельности предприятию ОАО "Нагорный бетонный завод" стоит придерживаться стратегии роста. В этом случае предприятие быстрее сможет завоевать нужные позиции на рынке и встать в ряд самых крупных и известных организаций в своей отрасли.
3.2 Направления
реализации стратегии
Для реализации стратегии роста ОАО "Нагорный бетонный завод" необходимо провести следующие мероприятия:
1. Необходимо провести
разъяснительную работу среди
сотрудников предприятия с
2. Принятие решений руководством по эффективному использованию ресурсов.
Анализируются данные, полученные
из соответствующих отделов, а также
их оценки со стороны бухгалтерии
на предмет финансового
3. Разработать свое ноу-хау, например, корпоративный клиент, так как отделы продаж достаточно часто работают с одними и теми же клиентами.
4. Необходимо разработать
маркетинговую политику и
При этом приоритетными направлениями развития должны стать:
1. Расширить производство
за счет установки нового
2. Провести капитальную модернизацию оборудования и зданий.
3. Приобрести современную
технику (миксера,
4. Построить причальный
порт, что позволит осуществлять
поставку инертных материалов
без посредников и снизить
себестоимость выпускаемой
5. Необходимо включить
в договор на субподряд по
обслуживанию и содержанию
6. В 2008 году завершить
процесс запуска еще одной
производственной площадки –
цеха по производству бетона.
Это будет новый импортный
завод, достаточно компактный, не
занимающий много места,
7. Давать рекламу на
телевиденье и печатных
8. Вложение капитала в продукцию, которая пользуется большим спросом.
9. Приобретение карьера для добычи песка.
Заключение
Стратегическое планирование – процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, формулируют конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют выбранный план действий. Сроки планирования более года.
На предприятии планирование фиксируется в письменном виде в соответствии с корпоративным стандартом.
Стратегическое планирование
оценивается через ряд
- наличие плана стратегического развития Общества;
- правильность постановки
целей и задач, четкая
- оптимальное определение
целей и задач в соответствии
с выделенными ресурсами (
- соответствие разработанного
стратегического плана
Для ОАО "Нагорный бетонный завод" были определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Сильные стороны:
1. высокая квалификация персонала
2. хорошая репутация у покупателей
3. известный участник рынка
4. отработанная технология
по выпуску железобетонных
5. центровывоз
6. собственная лаборатория
7. система скидок и постоянные акции
8. отсрочка платежа
Слабые стороны:
1. морально и физически устаревшее оборудование
2. непродуманная маркетинговая стратегия
3. неустойчивое финансовое положение
Возможности:
1. наработанные связи и контакты с потребителями и поставщиками
2. потребность в бетоне и растворе в строительстве
3. получение заказов от властных структур на бетон, раствор и ЖБИ
4. для расширения использовать
собственные финансовые
Угрозы:
1. неплатежеспособность заказчиков
2. ужесточение государственного регулирования деятельности
3. низкий темп роста рынка
4. Выход на рынок более сильных конкурентов
На основе полученных данных был составлен SWOT-анализ.
Для определения стратегии использовали матрицу Mckinsy в интерпретации Вайсмана. В соответствии с полученными результатами в своей деятельности предприятию ОАО "Нагорный бетонный завод" стоит придерживаться стратегии роста.
Для реализации стратегии роста ОАО "Нагорный бетонный завод" необходимо провести следующие мероприятия:
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии