Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение

Файлы: 1 файл

стратег.планирование на предприятии.docx

— 144.46 Кб (Скачать файл)

Таким образом, наибольшие возможности  во внешней среде наблюдаются  у технологического, социального  и конкурентного факторов, а наибольшая угроза со стороны экономики. Следовательно, обладая таким превосходным потенциалом  фирме следуют развивать свои положительные стороны и бросить  максимум сил на борьбу с угрозой, при этом не забывая об остальных  факторах внешней среды, так как  ситуация может измениться в любой  момент в любую сторону. То есть у  предприятия есть все шансы захватить  рынок в том процентном исчислении, на который фирма рассчитывает, так  как ситуация явно к этому располагает.

На основе информации о  внешней и внутренней среде необходимо выделить то самое главное, на чем  нужно сосредоточить свое внимание в первую очередь. (таблица 2.9)

"Таблица 2.9. Сильные  и слабые стороны, возможности  и угрозы предприятия"

Сильные стороны

1. высокая квалификация  персонала

2. хорошая репутация у  покупателей

3. известный участник рынка

4. отработанная технология  по выпуску железобетонных изделий

5. центровывоз

6. собственная лаборатория

7. система скидок и постоянные  акции

8. отсрочка платежа

Слабые стороны

1. морально и физически  устаревшее оборудование

2. непродуманная маркетинговая  стратегия

3. неустойчивое финансовое  положение

Возможности

1. наработанные связи и  контакты с потребителями и  поставщиками

2. потребность в бетоне  и растворе в строительстве

3. получение заказов от  властных структур на бетон,  раствор и ЖБИ

4. для расширения использовать  собственные финансовые источники

Угрозы

1. неплатежеспособность заказчиков

2. ужесточение государственного  регулирования деятельности

3. низкий темп роста  рынка

4. Выход на рынок более  сильных конкурентов


Выявив и оценив свои слабые и сильные стороны по сравнению  с конкурентами, определив возможности  и угрозы со стороны внешней среды, организация должна провести SWOT-анализ. (таблица 2.10)

SWOT-анализ позволит нам  выбрать оптимальный путь развития  нашего бизнеса, избежать опасностей  и максимально эффективно использовать  имеющиеся в нашем распоряжении  ресурсы.

"Таблица 2.10. Матрица  SWOT-анализ"

Внешняя среда

внутренняя среда

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1. возможность приобретения  новых связей с потребителями и поставщиками за счет квалифицированного персонала, системе скидок, акциям и отсрочке платежа.

2. за счет отработанной  технологии по выпуску ЖБИ,  доставке продукции на объект  и собственной лаборатории качества  наше предприятие получает заказы  от властных структур.

1. хорошая репутация у  покупателей, отработанная технология  по выпуску ЖБИ и центровывоз  позволит нам увеличить объем  реализации.

2. при отработанной технологии, центровывозу и собственной лаборатории  можно повысить конкурентоспособность  предприятия.

Слабые стороны

1. при потребности в  бетоне и растворе в строительстве,  получении заказов от властных  структур можно получить прибыль  и за счет нее обновить устаревшее  оборудование и стабилизировать  финансовое положение.

2. связи и контакты с  потребителями и поставщиками, потребность  в бетоне и растворе в строительстве  все это позволяет разрабатывать  маркетинговую стратегию.

1. из-за неплатежеспособности  заказчиков, низкого темпа роста  рынка и выхода на рынок  более сильных конкурентов возможен  выбор стратегии диверсификации.


Приведя внутренние силы и  слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство  готово к выбору стратегической альтернативы.

Глава 3. Выбор и реализация стратегии  на ОАО "Нагорный бетонный завод"

3.1 Выбор  стратегии предприятия

На базе диагностических  этапов и полученной информации, руководство  предприятия может перейти к  выбору стратегии. Для этого используется расчетные таблицы. (таблицы 3.1, 3.2)

Для определения привлекательности  рынка выбраны следующие факторы:

- Рост рынка и его  развитие. Производство стройматериалов  – динамично развивающаяся в  мировом масштабе отрасль, новые  материалы и технологии создаются  и выводятся на рынок непрерывно. К тому же многие стройматериалы, уже не считающиеся новинками  за границей, для отечественного  потребителя пока являются чем-то  невиданным и непривычным.

- Рыночная цена. На строительном  рынке (помимо стоимости перевозок)  растут в цене металлоконструкции  и цемент. Однако останавливать  процесс возведения новых домов,  офисов, торговых и складских  помещений нельзя. Проектные институты  ищут новые способы ускорения  и удешевления строительства.

- Конкурентная ситуация. За последнее время среди столичных  производителей товарного бетона, заводов железобетонных конструкций  и изделий заметно усилилась  конкуренция. На рынке появляются  новые агрессивные игроки. Их  приход не остается незамеченным  другими предприятиями – большинство  из них, стремясь удержать занятые  ранее позиции, активизировали  свою производственную деятельность.

На сегодняшний день в  столице насчитывается порядка 15 производителей товарного бетона, однако лидером отрасли является завод  железобетонных конструкций им. С. Ковальской, предприятие выпускает почти 50% объемов  бетона и железобетонных конструкций, реализуемых в Киевском регионе.

На втором месте – завод  ЖБК №1, выпускающий порядка 12–15 тыс. кубометров бетона в месяц.

Рынок товарного бетона за последние пять лет вырос в  шесть раз, сегодня он сформирован  уже практически полностью.

- Оценка внешних условий.  Сегодня основное средство влияние  на рынок – законы, нормативно  правовая база.

- Размер рынка. Ориентировочная  емкость рынка составляет сейчас  порядка $50 млн. Основной причиной  роста производства товарного  бетона стало широкое распространение  технологии монолитно-каркасного  строительства: в течение нескольких  последних лет спрос на бетона  увеличивается на 10–15% в год, причем  в будущем снижение темпов  роста не ожидается.

"Таблица 3.1. Привлекательность  рынка"

Фактор

Вес

Оценка

Результат

Рост рынка и его  развитие

0,2

4

0,8

Рыночная цена

0,2

5

1

Конкурентная ситуация

0,3

5

1,5

Оценка внешних условий

0,1

2

0,2

Размер рынка

0,2

4

0,8

итого

1

20

4,3


Ключевыми факторами успеха определяющими конкурентную позицию  предприятия являются:

- Доля рынка занимаемая  предприятием. ОАО "Нагорный бетонный  завод" – динамично развивающееся  предприятие, занимающее устойчивое  положение на российском строительном  рынке. Доля предприятия на  строительном рынке составляет 30%.

- Производительность. Сегодня  ОАО "Нагорный бетонный завод"  выпускает в сутки 450 кубометров  товарного бетона, при этом производственные  мощности завода не загружены  полностью. Поэтому завод не  ждет, когда придет клиент, – он  сам идет к клиенту, предлагая  свой производственный потенциал.  Высококлассные специалисты, работающие в единой команде, оперативно способны увеличить объем производства до 1500 куб. метров в день.

- Квалификация работников. Проблема квалифицированных кадров  на ОАО "Нагорный бетонный  завод" решена. Когда несколько  лет назад здесь практически  заново набирали штат. Сегодня  здесь рядом с опытными рабочими, пережившими со своим предприятием  самые тяжелые, кризисные годы, работает немало молодежи. Тот  факт, что на ОАО "Нагорный  бетонный завод" практически  прекратилась текучесть кадров, говорит о многом. Людей устраивают  не только растущие год от  года заработки, но и постоянная  забота со стороны руководства.  Улучшились условия труда. Каждый  сотрудник нашего предприятия  глубоко осознает участие и  влияние на качество конечного  результата и удовлетворенность  клиента.

- Маркетинговая стратегия.  Необходимо разработать маркетинговую  политику и политику по взаимодействию  с потребителями, позволяющую,  опираясь на лояльность клиентов  заводу, создать такие условия  сотрудничества, предоставить которые  конкуренты не имеют возможности.

"Таблица 3.2. Конкурентная  позиция предприятия"

Фактор

Вес

Оценка

Результат

Доля рынка занимаемая предприятием

0,3

3

0,9

Производительность

0,3

4

1,2

Квалификация работников

0,2

5

1

Маркетинговая стратегия

0,2

2

0,4

итого

1

14

3,5


Для определения стратегии  используется матрица Mckinsy в интерпретации  Вайсмана, на которую наносятся полученные значения. Параметр "привлекательность  рынка" по оси ординат, параметр "конкурентная позиция предприятия" по оси абсцисс. (таблица 3.3)

"Таблица 3.3 Матрица  Вайсмана"

В соответствии с полученными  результатами в своей деятельности предприятию ОАО "Нагорный бетонный завод" стоит придерживаться стратегии  роста. В этом случае предприятие  быстрее сможет завоевать нужные позиции на рынке и встать в  ряд самых крупных и известных  организаций в своей отрасли.

3.2 Направления  реализации стратегии предприятия

Для реализации стратегии  роста ОАО "Нагорный бетонный завод" необходимо провести следующие мероприятия:

1. Необходимо провести  разъяснительную работу среди  сотрудников предприятия с целью  вовлечения их в процесс реализации  стратегии. Это необходимо провести  в форме отдельных собраний  по производственным единицам.

2. Принятие решений руководством  по эффективному использованию  ресурсов.

Анализируются данные, полученные из соответствующих отделов, а также  их оценки со стороны бухгалтерии  на предмет финансового обоснования.

3. Разработать свое ноу-хау,  например, корпоративный клиент, так  как отделы продаж достаточно  часто работают с одними и  теми же клиентами.

4. Необходимо разработать  маркетинговую политику и политику  по взаимодействию с потребителями,  позволяющую нам, опираясь на  лояльность клиентов к заводу, создать такие условия сотрудничества, предоставить которые конкуренты  не имеют возможности.

При этом приоритетными направлениями  развития должны стать:

1. Расширить производство  за счет установки нового бетонно-растворного  узла немецкой фирмы "Reich", RSG – 160 с производительностью  160 м3/час.

2. Провести капитальную  модернизацию оборудования и  зданий.

3. Приобрести современную  технику (миксера, бетононасоса, крановую технику).

4. Построить причальный  порт, что позволит осуществлять  поставку инертных материалов  без посредников и снизить  себестоимость выпускаемой продукции.

5. Необходимо включить  в договор на субподряд по  обслуживанию и содержанию дорог  по улицам Шапошникова, Геологов  и Петровского все для уборки  этих улиц имеется полный комплекс  механизмов.

6. В 2008 году завершить  процесс запуска еще одной  производственной площадки –  цеха по производству бетона. Это будет новый импортный  завод, достаточно компактный, не  занимающий много места, отвечающий  достаточно жестким экологическим  требованиям.

7. Давать рекламу на  телевиденье и печатных изданиях.

8. Вложение капитала в  продукцию, которая пользуется  большим спросом.

9. Приобретение карьера  для добычи песка.

Заключение

Стратегическое планирование – процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы  развития организации, формулируют  конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для  достижения поставленных задач в  контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также  реализуют выбранный план действий. Сроки планирования более года.

На предприятии планирование фиксируется в письменном виде в  соответствии с корпоративным стандартом.

Стратегическое планирование оценивается через ряд критериев:

- наличие плана стратегического  развития Общества;

- правильность постановки  целей и задач, четкая расстановка  приоритетов;

- оптимальное определение  целей и задач в соответствии  с выделенными ресурсами (материальные  ресурсы, человеческие ресурсы);

- соответствие разработанного  стратегического плана корпоративному  стандарту стратегического планирования.

Для ОАО "Нагорный бетонный завод" были определены сильные и  слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

1. высокая квалификация  персонала

2. хорошая репутация у  покупателей

3. известный участник  рынка

4. отработанная технология  по выпуску железобетонных изделий

5. центровывоз

6. собственная лаборатория

7. система скидок и  постоянные акции

8. отсрочка платежа

Слабые стороны:

1. морально и физически  устаревшее оборудование

2. непродуманная маркетинговая  стратегия

3. неустойчивое финансовое  положение

Возможности:

1. наработанные связи  и контакты с потребителями  и поставщиками

2. потребность в бетоне  и растворе в строительстве

3. получение заказов от  властных структур на бетон,  раствор и ЖБИ

4. для расширения использовать  собственные финансовые источники

Угрозы:

1. неплатежеспособность  заказчиков

2. ужесточение государственного  регулирования деятельности

3. низкий темп роста  рынка

4. Выход на рынок более  сильных конкурентов

На основе полученных данных был составлен SWOT-анализ.

Для определения стратегии  использовали матрицу Mckinsy в интерпретации  Вайсмана. В соответствии с полученными  результатами в своей деятельности предприятию ОАО "Нагорный бетонный завод" стоит придерживаться стратегии  роста.

Для реализации стратегии  роста ОАО "Нагорный бетонный завод" необходимо провести следующие мероприятия:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии