Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия.
В данной дипломной работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия, а также представлена практическая часть.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования 7
1.1 Основные понятия стратегического планирования 7
1.2 Процесс стратегического планирования 15
1.3 Базовые (типовые) стратегии 30
Глава 2. Реализация процесса стратегического планирования на ОАО
"Нагорный бетонный завод" 35
2.1 Характеристика ОАО "Нагорный бетонный завод" 35
2.2 Определение миссии и целей компании 39
2.3 Управленческое обследование факторов внутренней среды 41
2.3.1 Маркетинг 41
2.3.2 Финансы 46
2.3.3 Человеческие ресурсы 52
2.3.4 Производство 55
2.3.5 Культура 57
2.4 Анализ внешней среды 58
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на ОАО "Нагорный бетонный
завод" 66
3.1 Выбор стратегии 66
3.2 Направления реализации стратегии ОАО "Нагорный бетонный завод" 69
Заключение

Файлы: 1 файл

стратег.планирование на предприятии.docx

— 144.46 Кб (Скачать файл)

ОАО "Нагорный бетонный завод" разрабатывает новые направления  деятельности, развивает взаимовыгодное партнерство со своими клиентами, совершенствует свое умение и мастерство, радуется фактам проявления рабочей сознательности, гордится своими передовиками производства, ветеранами и новым молодым пополнением.

Особенностью сотрудничества с ОАО "Нагорный бетонный завод" являются специализированные программы  и льготные цены для своих клиентов. У завода есть так называемые "золотые" клиенты – те, кто закупает большие  объемы бетона. Для них предусмотрены  скидки и специальные сертификаты, а также устраивается праздник – "День Золотого Клиента". Накануне Дня строителя фирма вручает  всем своим крупным клиентам памятные подарки и приглашает их на праздничные  мероприятия с участием звезд  эстрады. (приложение 3)

Деятельность предприятия  неоднократно отмечалась Руководством Нижегородской области, Администрациями  Приокского и Советского районов  г. Нижнего Новгорода. В 2003 году ОАО "Нагорный бетонный завод" получило "Свидетельство добросовестного налогоплательщика". В мае 2004 года предприятие участвовало в российском Архитектурно-строительном форуме.

Жесткая конкурентная борьба не дает возможности ослаблять контроль за системой продаж, работой с клиентами  и отслеживанием новых направлений  и технологий в строительной индустрии.

Конкурентами ОАО "НБЗ" являются такие предприятия как  ООО "Трикарт", ООО "Гефест", ЗАО "Волгострой", ООО "Волга-Трейд", ЗАО "НТС",

ООО "ФТК", ООО "Вектор", ООО "ЗКПД-4", ЗАО "ЗЖБК-1". (приложение 4)

Но, даже находясь в позиции  конкурентов между этими предприятиями  и ОАО "НБЗ" поддерживаются отношения  взаимодействия и согласования ценовой  политики, а также разграничения  рынка строительства. [17]

2.2 Определение  миссии и целей компании

Стратегический план придает  предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в  то же время, не привлекать работников других типов. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию.

Миссия завода определяется на самом первом этапе осуществления  маркетинговых мероприятий и  служит отправной точкой при стратегическом планировании. Она представляет собой  четко сформулированную причину  его существования, устанавливает  то, к чему завод стремится.

Вот как ОАО "Нагорный бетонный завод" определяет свою миссию: завоевать строительный рынок в  Нижегородской области, других регионах и быть признанным лидером по данному  направлению.

Выбор миссии завода – очень  ответственный этап стратегического  планирования, на котором важно подойти  к масштабности установления задачи, не опуститься до частностей. Очень  сильное сужение рамок задачи деятельности завода ограничивает возможности  высшего руководства рассматривать  варианты при принятии решений.

Если миссия задает общие  ориентиры, направления функционирования организации, то конкретные конечные состояния, к которым стремиться организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели – это отдельное  состояние отдельных характеристик  организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить  значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных  отношений, на целях базируется система  мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета  в процессе контроля и оценки результатов  труда отдельных работников, подразделений  и организации в целом.

Цели формулируются и  устанавливаются на основе общей  миссии завода.

Долгосрочные цели нашего завода занимают важное место в системе  его целей.

К ним в первую очередь  относятся:

- увеличить темп роста  производства продукции в 1,5 раза  в течении года;

- прибыль (планируется  увеличение прибыли на 30% каждый  год);

- доля компании на рынке  (в течении 2-3 лет занять 1\5 долю  рынка);

- диверсификация производства.

Целями развития предприятия  являются:

1) эффективное управление  производством путём реализации  нижеследующих задач:

а) формирование производственных планов по всей технологической цепочке  создания продукции;

б) расчет затрат на производство и его рентабельности;

в) оперативное управления производством и диспетчеризации;

г) учет движения материалов в производстве;

д) учет затрат на производство продукции и калькуляции её фактической  себестоимости;

е) тщательный анализ полученных данных;

2) работа по новым технологиям.(приложение 5)

2.3 Управленческое  обследование факторов внутренней  среды

2.3.1 Маркетинг

Для утверждения позиционирования, необходимо начать новую рекламную  кампанию в специализированных СМИ. Разместить ряд статей о "Новом  Качестве" продукции ОАО "НБЗ". Реклама и PR должны четко объяснять  потенциальному покупателю в чем  именно отличие продукции ОАО "НБЗ" от продукции конкурентов, то есть быть направленной на четкое позиционирование продукции. Статьи должны содержать  технические характеристики продукции  и убедительно доказывать преимущество нашей продукции перед продукцией конкурентов.

Реклама в неспециализированных СМИ смысла не имеет, так как не направлена на узкую аудиторию строительного  рынка. Имеет смысл разместить информацию в справочниках: "Весь Нижний Новгород", "Что и Где в Нижнем" и  тому подобных.

Для увеличения объемов продаж клиентам предлагаются следующие виды скидок:

Накопительные.

Цель – увеличение объемов  продаж и увеличение прибыли.

Скидка предоставляется  при отсутствии задолженности покупателя перед поставщиком за отгруженную  продукцию на первое число месяца, следующего за отчетным. При условии  вывоза товара, дающего право на скидку в течение

1-го календарного месяца  на сумму:

Скидка

Кредит

Свыше 100 000 – 2%

нет

Свыше 150 000 – 3%

нет

Свыше 250 000 – 4%

нет

Свыше 500 000 – 5% (только продукцией)

До 200 000; скидка – 2%

Свыше 1 000 000 – 6% (только продукцией)

До 400 000; скидка – 3%

Свыше 5 000 000 – 8% (только продукцией)

Кредит – отдельным  договором; скидка – 5%


Скидка предоставляется  только на продукцию, за которую покупатель произвел 100% предоплату.

При покупке продукции  на сумму от 100 000 до 1 000 000 рублей, скидка предоставляется либо путем уменьшения стоимости продукции на указанный  процент, либо путем поставки покупателю дополнительных объемов продукции  до 5 числа месяца следующего за отчетным.

При покупке продукции  на сумму свыше 1 000 000 рублей, скидка предоставляется путем поставки покупателю дополнительных объемов  продукции до 5 числа месяца следующего за отчетным.

Покупатель, совершивший  покупку более чем на 5 000 000 рублей автоматически получает сертификат "Золотой Клиент".

Индивидуальные – "Золотой  Клиент".

Цель – стимулирование лояльности постоянных покупателей  и увеличение объема продаж.

Для покупателей обладающего  сертификатом "Золотой Клиент" устанавливается скидка на цену продукции  в размере 4% от цен действующего прейскуранта независимо от стоимости  поставки, либо путем поставки покупателю дополнительных объемов продукции  до 5 числа месяца следующего за отчетным.

Скидка предоставляется  только на продукцию, за которую покупатель произвел 100% предоплату.

"Золотому Клиенту"  также предоставляется возможность  товарного кредита на льготных  условиях.

Дополнительно для покупателя, обладающего сертификатом "Золотой  Клиент" действует накопительная  система скидок за объем покупки. Скидки предоставляются при покупке  продукции на сумму:

Скидка

Кредит

Свыше 200 000 – 1%

нет

Свыше 500 000 – 3%

До 200 000; скидка – 1,5%

Свыше 1 000 000 – 4%

До 400 000; скидка – 2,5%


При определении величины дополнительной скидки в расчет принимается  только стоимость продукции, отгруженной  покупателю в текущем календарном  месяце, за которую покупатель произвел 100% предоплату. Дополнительная скидка предоставляется только путем поставки покупателю дополнительных объемов  продукции до 5 числа месяца следующего за отчетным.

Кредит предоставляется  сроком на один календарный месяц. Последний  день месяца – последний день погашения  кредита. После погашения кредита, с первого числа следующего календарного месяца возможен новый кредит.

Также "Золотому Клиенту" предоставляется скидка в 3% на доставку продукции.

Покупатель, заключивший  контракт с ОАО "НБЗ" и ТД "ВВСК" на полную комплектацию строительного  объекта минимум на 200 000 рублей ежемесячно, автоматически приобретает статус "Корпоративный Клиент", что  дает ему право на скидку в 5% ежемесячно в течение срока контракта, обслуживание персональным менеджером, возможность  товарного кредита, дальнейшие накопительные  скидки при увеличении ежемесячных  объемов закупок. Скидка предоставляется  путем поставки покупателю дополнительных объемов продукции до 5 числа месяца следующего за отчетным.

Всем "Корпоративным Клиентам" предоставляется товарный кредит до 500 000 рублей ежемесячно. Сроки погашения  кредита – в течение действия контракта. При предоставлении кредита, накопительные скидки не действуют.

Накопительные скидки предоставляются  ежемесячно при превышении стоимости  покупаемой продукции на указанную  ниже сумму. При уменьшении в следующем  месяце стоимости покупаемой продукции  до оговоренной в контракте, накопительные  скидки перестают действовать.

Накопительные скидки (при  превышении ежемесячных 2 000 000 рублей):

- на 1 000 000 – 2%;

- на 3 000 000 – 5%;

- далее за каждый миллион  рублей – 0,5%.

Накопительная скидка предоставляется  только путем поставки покупателю дополнительных объемов продукции до 5 числа месяца следующим за отчетным.

Также "Корпоративному Клиенту" предоставляется скидка в 5% на доставку продукции.

Для увеличения объемов реализации выпускаемой продукции необходимо исходить из того, какие объемы продукции  предприятия сможет потребить рынок. Возникает необходимость маркетинговых  исследований рынка, изучения потребительского спроса на продукцию предприятия  и на конкретные виды продукции. Необходимо провести предварительную работу по заключению соглашений на поставку продукции  в те периоды, когда потребность  в строительных материалах резко  возрастает (весенне – летний период), постараться исключить моменты  пиковых нагрузок на производство, а также простои производства из-за несвоевременно заключенных договоров.

На данный момент завод  является известным участником рынка  и имеет хорошую репутацию  у покупателей. [18]

"Таблица 2.1. Оценка  маркетинговой деятельности предприятия"

Показатели

Характе ристика

Оценка

Характеристика

Имидж

Низкий

0

1

2

3

4

5

6

Высокий

Доля бизнеса в отрасли

Низкая

0

1

2

3

4

5

6

Высокая

Опыт и стаж работы

Низкий

0

1

2

3

4

5

6

Высокий

цена

Неудовлетворительная

0

1

2

3

4

5

6

Оптимальная

Приверженность потребителя  к продукции

Низкая

0

1

2

3

4

5

6

Высокая

Наполнение портфеля заказами

Плохое

0

1

2

3

4

5

6

Хорошее

Уровень деловых связей

Низкий

0

1

2

3

4

5

6

Высокий

Степень удовлетворения запросов целевой группы

Низкий

0

1

2

3

4

5

6

Высокий

Соответствие продукта идеальному

Низкое

0

1

2

3

4

5

6

Высокое

Широта ассортимента услуг

Низкая

0

1

2

3

4

5

6

Высокая


Из выше сказанного можно  сделать вывод, что маркетинговая  деятельность является сильной стороной предприятия.

2.3.2 Финансы

Одним из важнейших условий  успешного управления предприятием является его финансовое состояние. Финансовое состояние предприятия  характеризуется совокупностью  показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности интересуют и собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы.

Рассмотрим финансово-экономическую  характеристику предприятия.

В 2001 г. На ОАО "Нагорный бетонный завод" была произведена компьютеризация  технологических процессов и  бух.учета. Объем выпуска на предприятии  ежегодно увеличивается на 30-40% благодаря  эффективной деятельности службы маркетинга и сбыта готовой продукции.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии