Управление кадровым резервом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель: Разработка системы мероприятий по повышению эффективности работы с кадровым резервом Южно-Уральской железной дороги на основе использования тестовых методик оценки профессиональных и личностных качеств резервистов.
Задачи:
1. Изучить технологию формирования кадрового резерва.
2.Показать состояние работы с кадровым резервом номенклатуры начальника дороги.
3. Провести психологическое тестирование кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв.
4.Проанализировать личностные характеристики кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв, выявить группы успешности.
5.Предложить рекомендации для лучшей подготовки будущих руководителей.
6.Провести экономическую, санитарно-гигиеническую и экологическую оценку проекта.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методические аспекты понятия «кадровый
резерв» 10
1.1. Понятие кадрового резерва и необходимость его в условиях
конкурентной экономики 10
1.2. Принципы подбора кандидатов в резерв 20
1.3. Структура личностного потенциала кадрового резерва 25
1.4. Деловые качества кандидатов 30
1.5. Источники информации о кандидатах 38
1.6. Методы оценки потенциала специалистов 41
Раздел 2. Организация работы по формированию кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге 46
2.1. Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги 46
2.2. Структура службы управления персоналом Южно-
Уральской железной дороги 51
2.3. Общие положения о работе по формированию кадрового
резерва 56
2.4. Формирование кадрового резерва на Южно-Уральской
железной дороге 60
2.4.1. Планирование карьеры 64
2.4.2. Подготовка кадрового резерва 68
2.4.3. Психологическое тестирование 69
2.4.4. Подбор руководителей 71
Раздел 3. Исследование личностного потенциала кандидатов
предварительно отобранных в кадровый резерв номенклатуры
начальника дороги 75
3.1. Методы используемые в исследовании 76
3.2. Анализ результатов исследования 80
Раздел 4. Рекомендации и мероприятия по улучшению работы с
резервом на Южно-Уральской железной дороге 89
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта 101
Раздел 6. Экономическая оценка проекта 108
Раздел 7. Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка проекта 114
7.1. Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза
отдела кадрового учета службы управления персоналом 114
7.2. Эргономические требования к рабочему месту специалиста
кадровой службы 125
Заключение 132
Библиография 137

Файлы: 1 файл

Диплом резерв.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)
1.3.   Структура личностного потенциала кандидатов в резерв

В связи с необходимостью формирования руководителей и специалистов нового типа актуальной становится проблема подбора кадров.

Важным условием этого формирования является разработка научно обоснованных критериев и требований к профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения ответственных должностей. Одним из таких критериев является личностный потенциал работника, который имеет сложное строение и отличается единством всех своих элементов, который показан на  рисунке 2.

Критерием уровня развития личностного потенциала руководителя или специалиста служат качественные характеристики отдачи физических и  интеллектуальных сил, творческой энергии в процессе трудовой деятельности. Эта отдача находит свое конкретное выражение в трудовой активности человека, отношении к порученному участку работы. Поэтому развитие личностного потенциала сегодня становится первоочередной задачей служб управления персоналом железных дорог. При этом основное

внимание должно быть сосредоточено на формировании высокого профессионализма руководителей и специалистов, укомплектовании штатов квалифицированными работниками, обладающими высокими деловыми и нравственными качествами, создании благоприятных условий для проявления ими своих способностей, реализации позитивных интересов и личных планов, стимулировании их профессионального роста и служебного продвижения, повышении эффективности трудовой деятельности.

Оценка личностных качеств работников.

Управленческая деятельность предполагает наличие у человека определённых личностных свойств. Описание таких качеств, которые необходимы руководителю, является важной задачей, т. к. общеизвестно, что работа коллектива во многом зависит от руководителя: не только от его специальных знаний и общих способностей, но и от его умения распределить обязанности, погасить конфликты, мотивировать людей для выполнения работы, найти с ними общий язык и так далее.

 

Профессиональная компетентность

 

Познавательные

способности



Способность к сотрудничеству

 

Личностный  потенциал работника

 

Творческие  способности



Морально-нравственные качества

 

Психофизиологические  возможности


 

Рисунок  2 -  Структура личностного потенциала

Чтобы оценить специалиста  или руководителя отметить его успехи или неудачи в работе, необходимо представлять, какими качествами должен обладать кандидат данного уровня для эффективной деятельности.

Вопросу изучения индивидуально-психологических  особенностей, необходимых для успешного  осуществления управленческой деятельности, посвящено множество работ. Данная проблема лишь на первый взгляд кажется простой.

Человек как личность "представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности".

Индивидуальность личности проявляется, прежде всего, в особенностях ее психики, которая определяется как способность высокоорганизованной материи (мозга и нервной системы) субъективно отражать объективную действительность и выполнять функции регулирования и ориентации.

Личностные психические  качества слагаются из множества  компонентов, наиболее существенными для целей управления можно назвать: интеллект; образованность; эмоциональность; воспитанность; воля; интересы; способности; убеждения; моральность.

Каждый из названных компонентов имеет самостоятельное значение, но для нас важно то, что все компоненты тесно взаимосвязаны и проявляются интегрально в виде индивидуальной жизненной концепции человека.

Рассмотрим  подробнее понятие личностных качеств человека.

Интеллект (ум) обычно определяется как способность человека к мышлению, к умственному труду, к сознательному восприятию окружающего мира, действительности и собственной деятельности. Инструментами мышления являются речь, память, восприятие, представления, воображения.

Интеллект - одно из наиболее ценных личностных качеств, он является основой творческой и предпринимательской деятельности и образованности человека. Высокий интеллект встречается не часто, но редко кто-нибудь жалуется на его недостаток.

Эмоциональность - это восприятие окружающего мира и собственной деятельности на уровне чувств и переживаний. Хотя эмоции возникают подсознательно, они тесно связаны с сознательными, на уровне интеллекта, восприятиями и оценками, создают для них "подслой", который может быть положительным (стеническим) или отрицательным (астеническим).

На основе положительных эмоций хорошо реализуется  сознательная деятельность людей в виде деловой, творческой активности, изобретательности. Иногда мы слышим: "Давайте без эмоций!" Без эмоций ни жить, ни работать нельзя, и нет людей, лишенных этих качеств Излишняя

эмоциональность, как и пониженная, бесспорно всегда вредит делу, особенно отрицательные эмоции.

Воля - это такое личностное качество, которое выражает способность людей принимать решения и преодолевать препятствия на пути к их осуществлению.   

Волевые качества прекрасно  себя проявляют в виде трудолюбия, упорства и настойчивости в достижении намеченных целей, в доведении начатого дела до конца, в борьбе с трудностями и осложнениями в работе.

Однако сильная  воля остается ценным личностным качеством  только до тех пор, пока она не превращается в упрямство или негативизм, которые могут сильно мешать делу.

Способности можно определить как скорость восприятия, усвоения человеком знаний, умений и навыков. Такое оптимистическое представление о способностях оставляет шансы на успех каждому из людей. Суть в том, что при недостаточной "скорости" на пути к успеху, недостаток можно компенсировать за счет времени. Это значит, что трудолюбие, настойчивость при средних способностях всегда ведут к успеху в делах и в жизни. Если исходить из того, что людей с выдающимися способностями не слишком много, то большую ценность среди личностных качеств приобретают воля, трудолюбие, работоспособность.

Моральность, как личностное качество, проявляется в знании и исполнении человеком этических норм, принятых в обществе. К ним, прежде всего, следует отнести уважение к людям, честность, порядочность, верность слову, обязательствам, законопослушание.

Воспитанность - это знание и следование принятым в обществе нормам межличностного общения, к которым относятся внимательность к окружающим, вежливость, сдержанность в выражениях, жестах, ровность в поведении т.д.

Воспитанность проявляется в умении свободно, непринужденно вести себя в кругу других людей, располагая их к себе. Очень полезное качество для делового общения.

Образованность  заключает в себе сумму знаний, умений, навыков, накопленных человеком в процессе обучения и в результате жизненного и деятельностного опыта. Можно выделить общие и специальные знания, последние связаны с профессиональной деятельностью. Знания могут быть научными, связанными с достижениями науки и техники, полученными в результате обучения, они могут быть основаны на здравом смысле, обыденном сознании, на житейском и деловом опыте.

Образованность  тесно связана с интеллектом  и способностями. Она вместе с ними образует базу для больших возможностей в достижении высоких результатов в жизни и деятельности.

Интересы - это  присущее всем людям стремление к познанию окружающей их действительности и своей собственной жизни и деятельности. По мере удовлетворения одних интересов, на их месте возникают новые; процесс генерации интересов не прекращается. В силу разных причин этот процесс может усиливаться или ослабляться. Некоторые интересы сохраняются у людей очень долго, иногда всю жизнь. К такого рода интересам относятся различные увлечения, то, что принято называть "хобби". Очень важным является продолжительный интерес к области собственной деятельности, к своей работе. На основе такого интереса образуются прекрасные деловые качества специалистов, управляющих.

Убеждения - категория  более сложная, чем интересы, они  выражают сложившуюся у человека ценностную ориентацию в жизни и деятельности. Каждый из людей имеет свою собственную ценностную иерархию, на вершине которой располагается то, что он ценит, чем он дорожит более всего другого. Например, если для человека приоритетное значение имеет его общественный статус, его доброе имя и хорошая репутация, то, естественно, в связи с этим у него не может возникнуть потребности пойти на незаконную сделку для получения личных материальных выгод. При этом одни говорят "все зависит от суммы", а другие - "все зависит от порядочности". В этих разных суждениях как раз и заключается определенная личностная позиция относительно ценностных приоритетов.

Человек как  личность характеризуется не только психическими, но и физико-физиологическими личностными качествами. Эти качества в совокупности образуют телесную индивидуальность человека, но, вместе с тем, связаны и влияют на психические качества. К физиологическим качествам относятся пол, возраст, состояние здоровья,  рост, вес, телосложение, внешность и многие другие компоненты этой  группы личностных качеств.

1.4.  Деловые качества кандидатов

Деловые качества выражают способность человека делать дела, задуманные им самим или в связи с возложенными на него обязанностями по роду его занятий. Эта категория имеет большое значение в теории и практике управления персоналом.

В деловых качествах наиболее ярко проявляется индивидуальная деловая концепция человека.

Нас в данном случае интересуют те параметры этих качеств, на основании которых можно было бы подбирать работников на определенное рабочее место, сравнивать их между собой, производить их оценку.

Параметры, по которым возможно оценить деловые  качества человека, с определенной мерой условности делятся на пять групп: знание дела; отношение к делу; отношение к людям; отношение и способность к обучению; отношение к себе.

Знание дела - главный компонент деловых качеств. В него входят:

- профессия - основной род занятий, деятельности, для чего имеется необходимый объем теоретических знаний и практических навыков как результат обучения и опыта работы;

-  специальность - вид деятельности в рамках одной профессии, специализация, например, профессия - врач, специальность - терапевт;

- квалификация - уровень подготовленности к работе по профессии и специальности, профессионализм.

Отношение к делу стоит рядом со знанием дела. Бывает, что работник хорошо знает дело, но плохо к нему относится, выполняет работу незаинтересованно, небрежно, с ошибками. Нерадивое отношение к работе по существу сводит к нулю профессиональную подготовку и квалификацию работника.

Отношение к  людям предполагает характер взаимоотношений работника по всему полю его деятельности. Сюда входят отношения с руководителями, подчиненными (если они есть), с коллегами по работе и деловыми партнерами. Деловые взаимоотношения - неотъемлемая часть деятельности. Если в этой области у работника нет способностей и навыков (например, устанавливать и поддерживать благоприятные для ведения дела взаимоотношения), то это является большим изъяном в его деловых качествах.

Отношение и  способности к обучению проявляются в желании или нежелании учиться, а также в скорости усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения и применения их в своей работе.

Отношение к  себе выражает, прежде всего, самооценку (переоценку, недооценку, адекватность), а также большую гамму других качеств, так например, как отношение к здоровью, самолюбие, самоуверенность.

В итоге  можно  сказать,   что   персонал   всякой  организации   следует

рассматривать как объединение  индивидуальностей с весьма различными личностными, деловыми качествами, жизненными и деловыми концепциями.

Люди, как субъекты и  объекты управления, все связанные  с этим своим положением, процессы, события, явления, решения и указания "пропускают" через сознание и оценивают, исходя из собственной индивидуальной жизненной и деловой концепции. Личностные оценки ложатся в основу решений, действий, поведения людей, которые в итоге выражаются в характере и результатах деятельности. В зависимости от направленности руководителя на интересы или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить «решетку менеджмента»2 (рисунок 3), выделив пять типов руководителей. Ее авторами являются американские ученые Роберт Блейк и его сотрудница Джейн С. Моутон.

Рисунок 3  -  Решетка менеджмента

Зная свое место в «решетке менеджмента», каждый менеджер в состоянии оценить  самого себя, более четко определить цели и повысить

свою квалификацию.

Таким образом, «решетка менеджмента» имеет практическую направленность в целях улучшения работы менеджеров. Она дает возможность представить типологию современных менеджеров и использовать ее в целях улучшения управления.

Р. Блейк и Дж. С. Моутон выделили два параметра – две  «силовые линии», на основании которых  построена схема, представляющая пять типов менеджеров. Одна силовая линия – это «внимание к человеку», другая силовая линия – «внимание к производству».

На каждой силовой  линии выделено по пять характерных  типов управленческого поведения. Каждый из них имеет соответствующую  цифру.

Информация о работе Управление кадровым резервом на предприятии