Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:22, дипломная работа
Цель: Разработка системы мероприятий по повышению эффективности работы с кадровым резервом Южно-Уральской железной дороги на основе использования тестовых методик оценки профессиональных и личностных качеств резервистов.
Задачи:
1. Изучить технологию формирования кадрового резерва.
2.Показать состояние работы с кадровым резервом номенклатуры начальника дороги.
3. Провести психологическое тестирование кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв.
4.Проанализировать личностные характеристики кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв, выявить группы успешности.
5.Предложить рекомендации для лучшей подготовки будущих руководителей.
6.Провести экономическую, санитарно-гигиеническую и экологическую оценку проекта.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методические аспекты понятия «кадровый
резерв» 10
1.1. Понятие кадрового резерва и необходимость его в условиях
конкурентной экономики 10
1.2. Принципы подбора кандидатов в резерв 20
1.3. Структура личностного потенциала кадрового резерва 25
1.4. Деловые качества кандидатов 30
1.5. Источники информации о кандидатах 38
1.6. Методы оценки потенциала специалистов 41
Раздел 2. Организация работы по формированию кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге 46
2.1. Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги 46
2.2. Структура службы управления персоналом Южно-
Уральской железной дороги 51
2.3. Общие положения о работе по формированию кадрового
резерва 56
2.4. Формирование кадрового резерва на Южно-Уральской
железной дороге 60
2.4.1. Планирование карьеры 64
2.4.2. Подготовка кадрового резерва 68
2.4.3. Психологическое тестирование 69
2.4.4. Подбор руководителей 71
Раздел 3. Исследование личностного потенциала кандидатов
предварительно отобранных в кадровый резерв номенклатуры
начальника дороги 75
3.1. Методы используемые в исследовании 76
3.2. Анализ результатов исследования 80
Раздел 4. Рекомендации и мероприятия по улучшению работы с
резервом на Южно-Уральской железной дороге 89
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта 101
Раздел 6. Экономическая оценка проекта 108
Раздел 7. Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка проекта 114
7.1. Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза
отдела кадрового учета службы управления персоналом 114
7.2. Эргономические требования к рабочему месту специалиста
кадровой службы 125
Заключение 132
Библиография 137
В то же время люди стремятся иметь о себе объективную информацию
Разрешить это противоречие позволяет самооценка с помощью психологических тестов, которая позволяет избавиться от чувства неизвестности и постепенно преодолеть психологический барьер по отношению к тестам.
1.6. Методы оценки потенциала специалистов
Процедура оценки эффективна тогда, когда в ней содержатся все без исключения этапы алгоритма комплексной оценки. Ключевой позицией в ней является выбор методов. Среди основных методов оценки можно выделить: количественные; качественные; комбинированные.
Как правило в практике используется более 20 методов оценки кадров (например, биографический, анкетирование, экспертные оценки, тестовые методы, деловые игры), не говоря уже о бесчисленном количестве частных методик. Применительно к данной процедуре, методы должны быть простыми оперативными, гибкими, универсальными. Как в любом социально-психологическом исследовании, они должны иметь описание правил сбора, обработки и оформления информации. Одним из самых распространенных методов является тестирование. Однако предпочтение следует отдавать комплексному подходу. Если использовать ряд методик, появляется возможность их варьировать в зависимости от уровня должности и профессиональных требований. Базовыми тестовыми методами должны быть наиболее информативные, опирающиеся на широкую оценку профессиональных и личностных качеств. В данной работе в качестве основных тестов применяются: личностный многофакторный (16-факторный) опросник Р. Кеттелла (форма С); опросник Г.Шмишека; тест карьерной ориентации (методика Дерра).
Особенность личностного многофакторного (16-факторный) опросник Р. Кеттелла (форма С) состоит в том, что он достаточно полно описывает личностную сферу опрашиваемого. Преимущества данной методики по сравнению с другими: дает достаточно точно дифференцированную информацию об индивидуальных чертах личности, проводится в течение 30-35 минут, удобна для группового применения, адаптирована, прошла проверку на валидность и надежность, выработаны нормы, пределы и принципы применения. В процессе тестирования выделяются следующие факторы, которые занесены в таблицу 1.
Ориентируясь на полученные оценки и результаты анализа, можно построить как индивидуальные график, так и сравнительные – по отношению к той профессиональной группе, с которой мы соотносим претендента.
Группа отличается экстравертностью, направленностью вовне, на людей
Высоко развита межличностная общительность, открытость, доверчивость к людям, проявляется высокий уровень дипломатичности в процессе общения. Сотрудники принимают требования и подчиняются нормам группы и общества в целом. Эмоциональная сфера уравновешенная, стабильная, стрессоустойчивая. Отмечается высокий контроль эмоций и поведения, развитый волевой компонент, внутренняя самодисциплина.
Таблица 1 - Выделяемые факторы в процессе тестирования по опроснику
Кеттела
№ |
Индекс |
Обозначения фактора |
1 |
А |
Замкнутость – Общительность |
2 |
В |
Конкретное мышление – Контрактное мышление |
3 |
C |
Аэмоциональность – Эмоциональность Нестабильность – Стабильность |
4 |
E |
Подчиненность – Доминантность |
5 |
F |
Сдержанность – Экспрессивность |
6 |
G |
Низкая нормативность
– Высокая нормативность |
7 |
H |
Робость – Смелость |
8 |
I |
Реализм – Чувствительность |
9 |
L |
Подозрительность – Доверчивость |
10 |
M |
Практичность – Мечтательность |
11 |
N |
Прямолинейность – Проницательность Искусственность – Наивность |
12 |
O |
Спокойствие – Тревожность |
13 |
Q1 |
Консерватизм – Радикализм |
14 |
Q2 |
Конформизм (самостоятельность) – Нонконформизм (зависимость от группы) |
15 |
Q3 |
Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль |
16 |
Q4 |
Расслабленность – Эмоциональная напряженность |
17 |
MD |
Низкая самооценка – Высокая самооценка |
Интеллектуальную сферу
В целом можно диагностировать способность к работе с людьми (развитую общительность), эмоциональную зрелость личности (стабильность, высокий самоконтроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость). Несколько снижен уровень притязаний. Проявляется конформность, спокойное, адекватное восприятие себя и действительности, а также направленность на конкретную практическую деятельность.
Опросник К. Томаса позволяет определить, какую стратегию предпочитает человек в конфликте. По мнению автора, существует пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость как показано в таблице 2.
№ |
Стратегия |
Проявление |
1 |
Сотрудничество (интегративный подход) |
В основе данного подхода лежит осознание участниками конфликта общности их интересов, возможности решения проблем только их совместными усилиями |
2 |
Компромисс |
Означает ориентацию
участника конфликтной ситуации
на поиск взаимоприемлемого |
3 |
Уступчивость |
Предполагает отказ человека от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру. В отличие от компромисса здесь самое главное - не нанести ущерб отношениям с партнером |
4 |
Уход (избегание) |
Связан с отказом
от своих интересов и с |
5 |
Доминирование (соперничество) |
Данная стратегия является ориентацией исключительно на свои собственные интересы, игнорирование интересов партнера и его позиции |
Методика выбрана по следующим причинам: дает достаточную информацию об индивидуальной стратегии поведения человека в сложной ситуации выбора по значимым для него аспектам взаимодействия; может быть использована для решения практических задач изучения групповой атмосферы, а также некоторых аспектов взаимодействия с клиентами; анализ полученных результатов позволяет определить предрасположенность претендента к работе с людьми (профессии типа "человек - человек"); тест проводится в течение 15-20 минут, удобен для группового эксперимента и может применяться как экспресс-методика; используется в комплексе с другими методиками и обеспечивает необходимую информацию при комплексной психодиагностике профессионально значимых качеств личности.
Тест состоит из 30-ти пар альтернативных вопросов.
Успех во взаимодействии людей зависит от многих переменных, в том числе от тактик и стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Исследование, проведенное в группе «выявило, что наиболее адекватными стратегиями в конфликтных ситуациях являются сотрудничество и компромисс - действия сотрудников данной группы направлены на то, чтобы без лишней напряженности (как это бывает в случае использования стратегии соперничества) решать конфликтные ситуации. Можно отметить, что чаще используется стратегия сотрудничества, т. е. путь совместного поиска решения вопросов. Реже - стратегия компромисса (как правило, в ситуациях обостренного конфликта). Данная оценка параметров личности проводится психологом выступающим в качестве эксперта. Заполнение бланков предложенных методик может проводиться как группой, так и индивидуально. Обработка результатов на компьютере. Результаты тестирования представляются в виде различных психограмм, предназначенных для руководства организации, аттестационной комиссии и для самого оцениваемого. Интерпретация результатов проводится специалистом по подбору персонала. Он составляет психологические и социально-психологические характеристики исследуемых подразделений и групп; делает психологическое заключение по наиболее полному использованию специалистов и выносит вердикт о профессиональной пригодности кандидата. Полученные результаты тестов сравниваются с выработанными нормативами профессионально важных качеств, что позволяет проводить отбор на вакантные должности с высокой достоверностью прогнозирования успешной профессиональной деятельности.
Выводы:
Резерв кадров представляет собой специально отобранную группу органически сочетающих в себе высокую компетентность, инициативность и творческий подход к исполнению служебных обязанностей, чуткость к сотрудникам, их нуждам и запросам, являющихся примером в работе, владеющих экономическими методами хозяйствования и способными при дополнительной подготовке достичь соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к вышестоящим должностям, на которые они включены в резерв.
Основными этапами формирования резерва являются подбор кандидатов в состав резерва, их изучение, согласование состава резерва с руководителем, определение сроков, форм и методов его подготовки. Формы и методы работы с резервом кадров многообразны. Руководители и кадровые службы должны использовать все источники пополнения резерва.
Несмотря на различные
В условиях, когда механизм экономических реформ и политических преобразований запущен, на первое место в системе задач стратегического руководства выдвигается проблема формирования резерва кадров управленцев, способных работать не в экстремальных условиях переходного периода, а в условиях принципиально нового стабильного развития общества.
2.1. Краткая
характеристика Южно-Уральской
Железная дорога является основным хозяйственным звеном в системе управления железнодорожным транспортом. Она призвана комплексно развивать и образцово содержать многоотраслевое и сложное хозяйство, обеспечивать выполнение перевозок с наименьшими издержками, эффективно использовать свои производственные фонды, материальные и трудовые ресурсы.
Южноуральский участок, как и весь Транссиб, более 100 лет назад строился в целях экономического становления России. Первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 году. В 1895 году в Челябинске соединились Уральская (впоследствии Пермская), Самаро-Златоустовская и Сибирская дороги. С 1893 по 1903 гг. осваиваемый на нем пассажиропоток возрос более чем в два раза, доходы – в 3 раза, количество грузов, перевозимых большой скоростью, - в 11 раз, а малой – в 2,5 раза. Магистраль начала модернизироваться, и в 1914 году объемы перевозок грузов на Самаро-Златоустовской дороге достигли 5,9 млн.т, а на Сибирской – 5,4 млн.т в год. В апреле 1934 года бала организована самостоятельная Южно-Уральская железная дорога с управлением в Челябинске. В этом статусе были сделаны первые шаги навстречу индустриализации страны. В то время со станции Челябинск в сутки отправлялось 17 грузовых и пять пассажирских поездов.
Южно-Уральская железная
дорога была создана путем выделения
ее из состава Пермской железной дороги приказом Народного
комиссариата путей сообщения № 80/Ц от
11.04.1934г. «Об открытии действия управления
Восточно-Сибирской и Южно-Уральской железных
дорог». В числе первых отделов и служб
созданных на ЮУЖД был и административно-
Приказом начальника дороги от 01.09.1935 г. № 236 АНА «О структуре аппарата управления дороги» в соответствии с указаниями Наркома пути с 01.09.1935 г. по административному отделу введена следующая структура:
Информация о работе Управление кадровым резервом на предприятии