Управление кадровым резервом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель: Разработка системы мероприятий по повышению эффективности работы с кадровым резервом Южно-Уральской железной дороги на основе использования тестовых методик оценки профессиональных и личностных качеств резервистов.
Задачи:
1. Изучить технологию формирования кадрового резерва.
2.Показать состояние работы с кадровым резервом номенклатуры начальника дороги.
3. Провести психологическое тестирование кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв.
4.Проанализировать личностные характеристики кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв, выявить группы успешности.
5.Предложить рекомендации для лучшей подготовки будущих руководителей.
6.Провести экономическую, санитарно-гигиеническую и экологическую оценку проекта.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методические аспекты понятия «кадровый
резерв» 10
1.1. Понятие кадрового резерва и необходимость его в условиях
конкурентной экономики 10
1.2. Принципы подбора кандидатов в резерв 20
1.3. Структура личностного потенциала кадрового резерва 25
1.4. Деловые качества кандидатов 30
1.5. Источники информации о кандидатах 38
1.6. Методы оценки потенциала специалистов 41
Раздел 2. Организация работы по формированию кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге 46
2.1. Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги 46
2.2. Структура службы управления персоналом Южно-
Уральской железной дороги 51
2.3. Общие положения о работе по формированию кадрового
резерва 56
2.4. Формирование кадрового резерва на Южно-Уральской
железной дороге 60
2.4.1. Планирование карьеры 64
2.4.2. Подготовка кадрового резерва 68
2.4.3. Психологическое тестирование 69
2.4.4. Подбор руководителей 71
Раздел 3. Исследование личностного потенциала кандидатов
предварительно отобранных в кадровый резерв номенклатуры
начальника дороги 75
3.1. Методы используемые в исследовании 76
3.2. Анализ результатов исследования 80
Раздел 4. Рекомендации и мероприятия по улучшению работы с
резервом на Южно-Уральской железной дороге 89
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта 101
Раздел 6. Экономическая оценка проекта 108
Раздел 7. Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка проекта 114
7.1. Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза
отдела кадрового учета службы управления персоналом 114
7.2. Эргономические требования к рабочему месту специалиста
кадровой службы 125
Заключение 132
Библиография 137

Файлы: 1 файл

Диплом резерв.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Административно-организационный  отдел управления, с этого периода  стал называться «административным». Штат административного отдела на 01.09.1935 г. составлял 79 штатных единиц.

В последующие 70 лет, особенно в послевоенные годы, магистраль бурно  развивалась. Росла ее техническая  оснащенность, совершенствовалась технология работы.

Сегодня Южно-Уральская  железная дорога является одной из самых стабильно и эффективно работающих железных дорог страны. Ее развернутая длина составляет около 8 тыс. км. Четыре отделения дороги – Челябинское, Оренбургское, Курганское и Петропавловское – обслуживают семь субъектов Российской Федерации (Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Самарскую, Свердловскую, Саратовскую области, Республику Башкортостан) и Северо-Казахстанскую область Республики Казахстан.

Эксплуатационная длина  дороги – 4806 км, из них:

    • электрифицировано  - 2956 (61,5%)
    • в два пути и более  - 3013 км (62,7%)
    • с автоблокировкой и диспетчерской централизацией–3894км (81%).

За этот промежуток времени  структура отдела видоизменилась. В  настоящий период это Южно-Уральская  железная дорога – филиал ОАО «РЖД». Во главе дороги стоит начальник, который полностью отвечает за работу дороги, состояние трудовой дисциплины и безопасность движения, а также за подбор, расстановку и использование кадров. Сегодня численность работников дороги составляет  80566 человек по штатному расписанию.

Основные экономические показатели Южно-Уральской железной дороги за 2003 год в сравнении с 2002 годом показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Основные экономические показатели Южно-Уральской  ж.д. за 2003г.

 

№ п/п

Наименование показателей

Единица

измерения

 

2002 год

2003 год

% к

план

Отчет

плану

2002 г

1

Грузооборот

млн. ткм

122249

133150

140352

1,05

114,8

2

Пассажирооборот

млн. пкм

5553

5418

5400

1,00

97,2

3

Приведенные ткм

млн. ткм

127802

138568

145752

1,05

114,0

4

Погрузка грузов

млн.т

75,2

76,9

79,3

1,03

105,5

5

Оборот вагона

сутки

2,81

2,77

2,88

1,04

102,5

6

Среднесуточная производительность локомотива

тыс.ткм брутто

1157,9

1228

1234

1,00

106,6

7

Вес грузового поезда

т брутто

3964

3984

3961

0,99

99,9

8

Участковая скорость

км/ч

45,7

44,6

45

1,01

98,5

9

Численность работников – всего

чел.

82180

80566

80560

1,00

98,0

 

в том числе перевозки

чел.

63593

63251

63245

1,00

99,5

10

Производительность труда, прив. Т-км

тыс.

2192,4

2382,3

2470

1,04

112,7

11

Фонд оплаты труда  – основная деятельность

тыс. р.

5520083

 

7217392

 

130,7

 

то же на перевозках

тыс. р.

4533730

 

5931645

 

130,8

12

Средняя зарплата – основная деятельность

руб.

5942,3

 

7766,7

 

130,7

 

то же на перевозках

руб.

6134

 

8070,1

 

131,6

13

Эксплуатационные расходы  – всего

млн. р.

21894

26140

25888

0,99

118,2

14

Себестоимость

10 прив.т-км

 

коп.

 

170,6

 

188,6

 

177,7

 

0,94

 

104,2


 

Анализируя выполнение основных экономических  показателей можно сделать выводы: В 2003 году коллектив Южно-Уральской  железной дороги реализовал комплекс намеченных организационно-технических и финансовых мероприятий и выполнил основные плановые задания. По сравнению с 2002 г. достигнут прирост по ряду объемных показателей эксплуатационной работы. Так, увеличилась более чем на 5,4%, грузооборот – на 15%. Производительность вагона выросла на 4,4%, локомотива – на 6,5%, оборот вагона ускорен на 2,5%. Повысился средний вес грузового поезда.  Улучшены экономические показатели. Производительность труда возросла на 12,7%, а в целом за последние пять лет – на 74%. Не было превышено право по эксплуатационным расходам, выполнено задание по эксплуатационным расходам, выполнено задание по себестоимости перевозок. Получены положительные финансовые результаты.

В то же время по ряду причин не выполнены  задания по пассажирообороту, участковой скорости и среднему весу грузового поезда. Это связано с отклонением движения нескольких пассажирских поездов с Западно-Сибирской дороги на Свердловскую, увеличением количества предоставленных «окон» и допущенными нарушениями технологии обмена локомотивами с Куйбышевской дорогой Вместе с тем на дороге были приняты меры по привлечению пассажиров, например введены четыре дополнительных скоростных электропоезда. В результате тенденция снижения пассажирооборота преодолевается. Уже в четвертом квартале план по пассажирообороту был выполнен с превышением уровня 2002 г. на 4%.

Не полностью реализовано задание  по среднему весу грузового поезда. Ранее по этому показателю дорога занимала одно из ведущих мест на сети. Однако в связи с отклонением  груженых поездов в нечетном направлении на другие направления при пропуске в четном направлении порожнего потока было допущено отставание на 74т.

Дорога принимает меры по улучшению  организации эксплуатационной работы. Уже в последние три месяца прошлого года эти показатели были улучшены. При этом необходимо отметить, что с переходом в новую организационно-правовую форму положительная динамика работы магистрали получила новый импульс.

Основные социально-статистические показатели Южно-Уральской железной дороги показаны в таблице 4.

Таблица 4 -Основные социально-статистические показатели Южно-Уральской ж.д.

№ п/п 

Наименование показателей

единица измерения

2002 год

2003 год

% к 2002 г.

1

Численность работников всего

чел.

82180

80566

98,0

2

В том числе                                       руководителей

чел.

4769

4780

100,2

3

специалистов                                               

чел.

12072

12418

102,9

4

служащих                                                                

чел.

3577

3643

101,9

5

Рабочих

чел.

61762

59725

96,7

6

Фонд оплаты труда

млн.руб.

5520083

7217391,8

130,8

 

В том числе учебные отпуска

млн.руб.

560184,9

719768,8

128,5

7

Средняя заработная плата

руб.

5942,3

7766,7

130,7

 

В том числе учебные отпуска

руб.

62,2

73,6

118,3

8

Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации

 

млн.руб.

 

98,4

 

120,2

 

122,1

9

Численность работников, входящие в  номенклатуру начальника ж.д.

 

чел.

 

596

 

540

 

90,6

 

Возраст                                            

до 30 лет

 

чел.

 

29

 

32

 

121,8

 

от 30  до 40 лет

чел.

137

135

108,8

 

от 40  до 50 лет

чел.

244

211

95,4

 

более 50 лет

чел.

186

162

96,1

 

Образование                 

 Высшее

 

чел.

 

549

 

504

 

101,3

 

среднее профессиональное

чел.

47

36

76,6

 

количество практиков

чел.

0

0

 

10

Назначено в отчетном периоде

чел.

174

128

73,6

 

      в том числе  из резерва

чел.

127

97

76,2

11

Действенность резерва

%

73

76

104,1

12

Число специалистов, включенных в  резерв

 

чел.

 

984

 

981

 

110,0

 

Возраст                                                

      до 30 лет

 

чел.

 

133

 

140

 

105,6

 

от 30  до 40 лет

чел.

394

367

93,4

 

от 40  до 50 лет

чел.

391

387

99,3

 

более 50 лет

чел.

66

87

132,2

 

Образование                                  

      Высшее

 

чел.

 

883

 

895

 

101,7

 

среднее профессиональное

чел.

101

86

85,4

 

из них обучаются

чел.

83

72

101,9


 

Анализируя выполнение основных социально-статистических  показателей можно сделать выводы: в 2003 году общая численность работников уменьшилась в связи с реструктуризацией  МПС. Были выведены предприятия ведомственной охраны, дорожно-строительные тресты и предприятия врачебно-санитарной службы. За 2003 год фонд заработной платы увеличился в сравнении с 2002 годом на 30,7%. Рост средней заработной платы на 30,7% произошел за счет: увеличения размера минимальной оплаты труда по отрасли с 1081,8 руб. (в среднем за 2002 год) до 1351,7 руб. (в среднем за 2003 год) – 24,9% и увеличения премиальных выплат.

Численность   работников,   входящих   в  номенклатуру   начальника

железной дороги также уменьшилась в связи с реструктуризацией МПС.

Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации возросла на 22,1%, это  показывает, что  руководство дороги уверено: именно подготовка и развитие персонала  являются важнейшими инвестициями, а совершенствование этого ресурса в целях реализации долгосрочного потенциала – очень разумная и прибыльная сфера приложения капитала.

Число специалистов, включенных в  резерв увеличилось на 10%, улучшились качественные показатели: количество специалистов с высшим образованием возросло на 1,7%, а также увеличилось количество специалистов в возрасте до 30 лет  на 5,6% в сравнении с 2002 годом. Действенность резерва возросла на 4,1% в сравнении с предыдущим годом, что говорит о хорошей работе службы управления персоналом по подбору кандидатов в резерв. Информация о качественном составе работников номенклатуры начальника дороги и работников включенных в кадровый резерв на должности номенклатуры начальника дороги на 2003 год представлена в приложении 1.

Поэтому в дипломном проекте поставлена задача получить информацию о целесообразности и перспективности использования того или иного претендента в должности первого руководителя предприятия.

 

2.2.  Структура  службы управления персоналом

                           Южно-Уральской железной дороги

Действующий сегодня механизм управления персоналом представляет собой гибкую структуру от предприятия до ОАО  «Российские железные дороги. Схема  отраслевой структуры управления персоналом показана на

рисунке 4. Группа учета личного состава в настоящее время называется службой управления персоналом Южно-Уральской железной дороги с численностью по штатному расписанию 16 человек, которая, с одной стороны подчиняется начальнику дороги, а непосредственно его заместителю по кадрам и социальным вопросам, а с другой стороны департаменту управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Служба управления персоналом дороги осуществляет оперативное и стратегическое руководство отделами управления персоналом входящими в состав аппарата отделений дороги как показано на рисунке 4.. Разработано типовое положение о службе управления персоналом железной дороги. Так  служба управления персоналом железной дороги в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями и другими нормативными и иными актами ОАО «РЖД» и железной дороги, а также настоящим Положением, имеет круглую печать со своим наименованием.

Основными задачами службы управления персоналом являются:

- проведение активной кадровой  политики на основе создания эффективной системы управления кадрами и социальными процессами,

- обеспечения условий  для инициативной и творческой  деятельности работников с учетом  их индивидуальных особенностей  и профессиональных навыков;

- разработка совместно с причастными службами системы материального и морального стимулирования работников, способствующей повышению эффективности труда и профессиональному росту руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.

Для решения указанных  задач служба управления персоналом железной дороги обеспечивает выполнение следующих основных функций:

- качественное формирование  и рациональное использование  кадрового потенциала железной  дороги, с учетом перспектив развития  и изменения объемов перевозок; 

Вице президент по управлению персоналом

и социальным вопросам ОАО «РЖД»



 

Департамент управления персоналом



 

Начальник Южно-Уральской  железной дороги – филиала ОАО  «РЖД»



Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги –

филиала ОАО «РЖД» по кадрам и социальным вопросам

НЗК


 

Служба управления персоналом Южно-Уральской железной дороги –  филиала ОАО «РЖД»

НОК


 

 

Заместитель начальника отделения дороги

по кадрам и  социальным вопросам

НОДЗК


 

 

Начальник отдела управления персоналом отделения дороги

НОДК



Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам

 

Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам

 

Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам

Специалист  по кадрам

 

Специалист  по учету

 

Специалист  по управлению персоналом


Рисунок 4 - Схема  отраслевой структуры управления персоналом

-   индивидуальное  планирование должностной карьеры  руководящих

работников и специалистов железной дороги;

- создание необходимых  условий и реальных возможностей для развития способностей и удовлетворения потребностей каждого работника;

- планирование потребности  в подготовке, переподготовке и  повышении квалификации руководителей  и специалистов, организация переподготовки  кадров в области экономики,  управления, маркетинга, права, финансов, новых направлений современной техники и прогрессивной технологии. Совершенствование системы непрерывного профессионального обучения кадров, обобщение и распространение передового опыта в этой области;

-  организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях, методическое руководство профессиональным обучением кадров в целом по железной дороге, целевое направление работников на учебу в различные учебные заведения, включая зарубежные, а также стажировку персонала в центральном аппарате ОАО «РЖД», управлениях железных дорог, на передовых предприятиях отрасли и за рубежом;

-  заключение договоров  на подготовку, переподготовку специалистов  между железной дорогой и образовательными  учреждениями, а также контроль за работой по заключению индивидуальных договоров между студентами и подразделениями железных дорог.

- направление выпускников  высших и средних профессиональных  учебных заведений на предприятия  и в учреждения железной дороги, методическое руководство стажировкой молодых специалистов, организация работы Советов молодых специалистов;

- изучение и анализ  причин текучести и сменяемости  работников массовых профессий,  состояния трудовой дисциплины  на предприятиях и в учреждениях  железной дороги, разработка и осуществление совместно с соответствующими службами профилактических мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и закреплению кадров. Содействие проведению государственной и отраслевой политики занятости;

- создание действенного  кадрового резерва всех уровней управления, целенаправленная подготовка по индивидуальным планам кандидатов, зачисленных в резерв;

- организация и проведение  аттестации руководителей и специалистов  железной дороги.

Службу управления персоналом железной дороги возглавляет начальник службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке президентом ОАО «РЖД».

Информация о работе Управление кадровым резервом на предприятии