Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:22, дипломная работа
Цель: Разработка системы мероприятий по повышению эффективности работы с кадровым резервом Южно-Уральской железной дороги на основе использования тестовых методик оценки профессиональных и личностных качеств резервистов.
Задачи:
1. Изучить технологию формирования кадрового резерва.
2.Показать состояние работы с кадровым резервом номенклатуры начальника дороги.
3. Провести психологическое тестирование кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв.
4.Проанализировать личностные характеристики кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв, выявить группы успешности.
5.Предложить рекомендации для лучшей подготовки будущих руководителей.
6.Провести экономическую, санитарно-гигиеническую и экологическую оценку проекта.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методические аспекты понятия «кадровый
резерв» 10
1.1. Понятие кадрового резерва и необходимость его в условиях
конкурентной экономики 10
1.2. Принципы подбора кандидатов в резерв 20
1.3. Структура личностного потенциала кадрового резерва 25
1.4. Деловые качества кандидатов 30
1.5. Источники информации о кандидатах 38
1.6. Методы оценки потенциала специалистов 41
Раздел 2. Организация работы по формированию кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге 46
2.1. Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги 46
2.2. Структура службы управления персоналом Южно-
Уральской железной дороги 51
2.3. Общие положения о работе по формированию кадрового
резерва 56
2.4. Формирование кадрового резерва на Южно-Уральской
железной дороге 60
2.4.1. Планирование карьеры 64
2.4.2. Подготовка кадрового резерва 68
2.4.3. Психологическое тестирование 69
2.4.4. Подбор руководителей 71
Раздел 3. Исследование личностного потенциала кандидатов
предварительно отобранных в кадровый резерв номенклатуры
начальника дороги 75
3.1. Методы используемые в исследовании 76
3.2. Анализ результатов исследования 80
Раздел 4. Рекомендации и мероприятия по улучшению работы с
резервом на Южно-Уральской железной дороге 89
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта 101
Раздел 6. Экономическая оценка проекта 108
Раздел 7. Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка проекта 114
7.1. Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза
отдела кадрового учета службы управления персоналом 114
7.2. Эргономические требования к рабочему месту специалиста
кадровой службы 125
Заключение 132
Библиография 137
Административно-
В последующие 70 лет, особенно в послевоенные годы, магистраль бурно развивалась. Росла ее техническая оснащенность, совершенствовалась технология работы.
Сегодня Южно-Уральская железная дорога является одной из самых стабильно и эффективно работающих железных дорог страны. Ее развернутая длина составляет около 8 тыс. км. Четыре отделения дороги – Челябинское, Оренбургское, Курганское и Петропавловское – обслуживают семь субъектов Российской Федерации (Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Самарскую, Свердловскую, Саратовскую области, Республику Башкортостан) и Северо-Казахстанскую область Республики Казахстан.
Эксплуатационная длина дороги – 4806 км, из них:
За этот промежуток времени структура отдела видоизменилась. В настоящий период это Южно-Уральская железная дорога – филиал ОАО «РЖД». Во главе дороги стоит начальник, который полностью отвечает за работу дороги, состояние трудовой дисциплины и безопасность движения, а также за подбор, расстановку и использование кадров. Сегодня численность работников дороги составляет 80566 человек по штатному расписанию.
Основные экономические показатели Южно-Уральской железной дороги за 2003 год в сравнении с 2002 годом показаны в таблице 3.
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2002 год |
2003 год |
% к | ||
план |
Отчет |
плану |
2002 г | ||||
1 |
Грузооборот |
млн. ткм |
122249 |
133150 |
140352 |
1,05 |
114,8 |
2 |
Пассажирооборот |
млн. пкм |
5553 |
5418 |
5400 |
1,00 |
97,2 |
3 |
Приведенные ткм |
млн. ткм |
127802 |
138568 |
145752 |
1,05 |
114,0 |
4 |
Погрузка грузов |
млн.т |
75,2 |
76,9 |
79,3 |
1,03 |
105,5 |
5 |
Оборот вагона |
сутки |
2,81 |
2,77 |
2,88 |
1,04 |
102,5 |
6 |
Среднесуточная |
тыс.ткм брутто |
1157,9 |
1228 |
1234 |
1,00 |
106,6 |
7 |
Вес грузового поезда |
т брутто |
3964 |
3984 |
3961 |
0,99 |
99,9 |
8 |
Участковая скорость |
км/ч |
45,7 |
44,6 |
45 |
1,01 |
98,5 |
9 |
Численность работников – всего |
чел. |
82180 |
80566 |
80560 |
1,00 |
98,0 |
в том числе перевозки |
чел. |
63593 |
63251 |
63245 |
1,00 |
99,5 | |
10 |
Производительность труда, прив. Т-км |
тыс. |
2192,4 |
2382,3 |
2470 |
1,04 |
112,7 |
11 |
Фонд оплаты труда – основная деятельность |
тыс. р. |
5520083 |
7217392 |
130,7 | ||
то же на перевозках |
тыс. р. |
4533730 |
5931645 |
130,8 | |||
12 |
Средняя зарплата – основная деятельность |
руб. |
5942,3 |
7766,7 |
130,7 | ||
то же на перевозках |
руб. |
6134 |
8070,1 |
131,6 | |||
13 |
Эксплуатационные расходы – всего |
млн. р. |
21894 |
26140 |
25888 |
0,99 |
118,2 |
14 |
Себестоимость 10 прив.т-км |
коп. |
170,6 |
188,6 |
177,7 |
0,94 |
104,2 |
Анализируя выполнение основных экономических
показателей можно сделать
В то же время по ряду причин не выполнены задания по пассажирообороту, участковой скорости и среднему весу грузового поезда. Это связано с отклонением движения нескольких пассажирских поездов с Западно-Сибирской дороги на Свердловскую, увеличением количества предоставленных «окон» и допущенными нарушениями технологии обмена локомотивами с Куйбышевской дорогой Вместе с тем на дороге были приняты меры по привлечению пассажиров, например введены четыре дополнительных скоростных электропоезда. В результате тенденция снижения пассажирооборота преодолевается. Уже в четвертом квартале план по пассажирообороту был выполнен с превышением уровня 2002 г. на 4%.
Не полностью реализовано
Дорога принимает меры по улучшению организации эксплуатационной работы. Уже в последние три месяца прошлого года эти показатели были улучшены. При этом необходимо отметить, что с переходом в новую организационно-правовую форму положительная динамика работы магистрали получила новый импульс.
Основные социально-
Таблица 4 -Основные социально-статистические показатели Южно-Уральской ж.д.
№ п/п |
Наименование показателей |
единица измерения |
2002 год |
2003 год |
% к 2002 г. |
1 |
Численность работников всего |
чел. |
82180 |
80566 |
98,0 |
2 |
В том числе |
чел. |
4769 |
4780 |
100,2 |
3 |
специалистов |
чел. |
12072 |
12418 |
102,9 |
4 |
служащих |
чел. |
3577 |
3643 |
101,9 |
5 |
Рабочих |
чел. |
61762 |
59725 |
96,7 |
6 |
Фонд оплаты труда |
млн.руб. |
5520083 |
7217391,8 |
130,8 |
В том числе учебные отпуска |
млн.руб. |
560184,9 |
719768,8 |
128,5 | |
7 |
Средняя заработная плата |
руб. |
5942,3 |
7766,7 |
130,7 |
В том числе учебные отпуска |
руб. |
62,2 |
73,6 |
118,3 | |
8 |
Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации |
млн.руб. |
98,4 |
120,2 |
122,1 |
9 |
Численность работников, входящие в номенклатуру начальника ж.д. |
чел. |
596 |
540 |
90,6 |
Возраст до 30 лет |
чел. |
29 |
32 |
121,8 | |
от 30 до 40 лет |
чел. |
137 |
135 |
108,8 | |
от 40 до 50 лет |
чел. |
244 |
211 |
95,4 | |
более 50 лет |
чел. |
186 |
162 |
96,1 | |
Образование Высшее |
чел. |
549 |
504 |
101,3 | |
среднее профессиональное |
чел. |
47 |
36 |
76,6 | |
количество практиков |
чел. |
0 |
0 |
||
10 |
Назначено в отчетном периоде |
чел. |
174 |
128 |
73,6 |
в том числе из резерва |
чел. |
127 |
97 |
76,2 | |
11 |
Действенность резерва |
% |
73 |
76 |
104,1 |
12 |
Число специалистов, включенных в резерв |
чел. |
984 |
981 |
110,0 |
Возраст до 30 лет |
чел. |
133 |
140 |
105,6 | |
от 30 до 40 лет |
чел. |
394 |
367 |
93,4 | |
от 40 до 50 лет |
чел. |
391 |
387 |
99,3 | |
более 50 лет |
чел. |
66 |
87 |
132,2 | |
Образование Высшее |
чел. |
883 |
895 |
101,7 | |
среднее профессиональное |
чел. |
101 |
86 |
85,4 | |
из них обучаются |
чел. |
83 |
72 |
101,9 |
Анализируя выполнение
основных социально-статистических
показателей можно сделать
Численность работников, входящих в номенклатуру начальника
железной дороги также уменьшилась в связи с реструктуризацией МПС.
Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации возросла на 22,1%, это показывает, что руководство дороги уверено: именно подготовка и развитие персонала являются важнейшими инвестициями, а совершенствование этого ресурса в целях реализации долгосрочного потенциала – очень разумная и прибыльная сфера приложения капитала.
Число специалистов, включенных в резерв увеличилось на 10%, улучшились качественные показатели: количество специалистов с высшим образованием возросло на 1,7%, а также увеличилось количество специалистов в возрасте до 30 лет на 5,6% в сравнении с 2002 годом. Действенность резерва возросла на 4,1% в сравнении с предыдущим годом, что говорит о хорошей работе службы управления персоналом по подбору кандидатов в резерв. Информация о качественном составе работников номенклатуры начальника дороги и работников включенных в кадровый резерв на должности номенклатуры начальника дороги на 2003 год представлена в приложении 1.
Поэтому в дипломном проекте поставлена задача получить информацию о целесообразности и перспективности использования того или иного претендента в должности первого руководителя предприятия.
2.2. Структура службы управления персоналом
Южно-Уральской железной дороги
Действующий сегодня механизм управления персоналом представляет собой гибкую структуру от предприятия до ОАО «Российские железные дороги. Схема отраслевой структуры управления персоналом показана на
рисунке 4. Группа учета личного состава в настоящее время называется службой управления персоналом Южно-Уральской железной дороги с численностью по штатному расписанию 16 человек, которая, с одной стороны подчиняется начальнику дороги, а непосредственно его заместителю по кадрам и социальным вопросам, а с другой стороны департаменту управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Служба управления персоналом дороги осуществляет оперативное и стратегическое руководство отделами управления персоналом входящими в состав аппарата отделений дороги как показано на рисунке 4.. Разработано типовое положение о службе управления персоналом железной дороги. Так служба управления персоналом железной дороги в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями и другими нормативными и иными актами ОАО «РЖД» и железной дороги, а также настоящим Положением, имеет круглую печать со своим наименованием.
Основными задачами службы управления персоналом являются:
- проведение активной кадровой политики на основе создания эффективной системы управления кадрами и социальными процессами,
- обеспечения условий
для инициативной и творческой
деятельности работников с
- разработка совместно с причастными службами системы материального и морального стимулирования работников, способствующей повышению эффективности труда и профессиональному росту руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.
Для решения указанных задач служба управления персоналом железной дороги обеспечивает выполнение следующих основных функций:
- качественное формирование
и рациональное использование
кадрового потенциала железной
дороги, с учетом перспектив развития
и изменения объемов перевозок;
Вице президент по управлению персоналоми социальным вопросам ОАО «РЖД» |
Департамент управления персоналом |
Начальник Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» |
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги –филиала ОАО «РЖД» по кадрам и социальным вопросамНЗК |
Служба управления персоналом Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»НОК |
Заместитель начальника отделения дорогипо кадрам и социальным вопросам НОДЗК |
Начальник отдела управления персоналом отделения дорогиНОДК |
Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам |
Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам |
Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам | ||
Специалист по кадрам |
Специалист по учету |
Специалист по управлению персоналом |
Рисунок 4 - Схема отраслевой структуры управления персоналом
- индивидуальное
планирование должностной
работников и специалистов железной дороги;
- создание необходимых
условий и реальных возможносте
- планирование потребности
в подготовке, переподготовке и
повышении квалификации
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях, методическое руководство профессиональным обучением кадров в целом по железной дороге, целевое направление работников на учебу в различные учебные заведения, включая зарубежные, а также стажировку персонала в центральном аппарате ОАО «РЖД», управлениях железных дорог, на передовых предприятиях отрасли и за рубежом;
- заключение договоров
на подготовку, переподготовку специалистов
между железной дорогой и
- направление выпускников
высших и средних
- изучение и анализ
причин текучести и
- создание действенного кадрового резерва всех уровней управления, целенаправленная подготовка по индивидуальным планам кандидатов, зачисленных в резерв;
- организация и проведение
аттестации руководителей и
Службу управления персоналом железной дороги возглавляет начальник службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке президентом ОАО «РЖД».
Информация о работе Управление кадровым резервом на предприятии