Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:22, дипломная работа
Цель: Разработка системы мероприятий по повышению эффективности работы с кадровым резервом Южно-Уральской железной дороги на основе использования тестовых методик оценки профессиональных и личностных качеств резервистов.
Задачи:
1. Изучить технологию формирования кадрового резерва.
2.Показать состояние работы с кадровым резервом номенклатуры начальника дороги.
3. Провести психологическое тестирование кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв.
4.Проанализировать личностные характеристики кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв, выявить группы успешности.
5.Предложить рекомендации для лучшей подготовки будущих руководителей.
6.Провести экономическую, санитарно-гигиеническую и экологическую оценку проекта.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методические аспекты понятия «кадровый
резерв» 10
1.1. Понятие кадрового резерва и необходимость его в условиях
конкурентной экономики 10
1.2. Принципы подбора кандидатов в резерв 20
1.3. Структура личностного потенциала кадрового резерва 25
1.4. Деловые качества кандидатов 30
1.5. Источники информации о кандидатах 38
1.6. Методы оценки потенциала специалистов 41
Раздел 2. Организация работы по формированию кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге 46
2.1. Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги 46
2.2. Структура службы управления персоналом Южно-
Уральской железной дороги 51
2.3. Общие положения о работе по формированию кадрового
резерва 56
2.4. Формирование кадрового резерва на Южно-Уральской
железной дороге 60
2.4.1. Планирование карьеры 64
2.4.2. Подготовка кадрового резерва 68
2.4.3. Психологическое тестирование 69
2.4.4. Подбор руководителей 71
Раздел 3. Исследование личностного потенциала кандидатов
предварительно отобранных в кадровый резерв номенклатуры
начальника дороги 75
3.1. Методы используемые в исследовании 76
3.2. Анализ результатов исследования 80
Раздел 4. Рекомендации и мероприятия по улучшению работы с
резервом на Южно-Уральской железной дороге 89
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта 101
Раздел 6. Экономическая оценка проекта 108
Раздел 7. Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка проекта 114
7.1. Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза
отдела кадрового учета службы управления персоналом 114
7.2. Эргономические требования к рабочему месту специалиста
кадровой службы 125
Заключение 132
Библиография 137
Начальник службы управления персоналом железной дороги руководит деятельностью службы на основе единоначалия и имеет право:
- распределять обязанности между работниками службы;
- проверять работу
отделений железной дороги, предприятий
и учреждений, а также служб
и самостоятельных отделов
-издавать приказы,
обязательные для всех
- вызывать работников служб и самостоятельных отделов управления, аппарата отделений, предприятий и учреждений железной дороги по вопросам, связанным с назначением, перемещением и освобождением от должности, направлением в служебные командировки и другим вопросам работы с кадрами;
- получать от служб и самостоятельных отделов управления, аппарата отделений, предприятий и учреждений железной дороги информацию по вопросам, входящим в полномочия службы и необходимую для осуществления её деятельности в соответствии с настоящим Положением; рассматривать проекты нормативных актов и давать свои предложения по вопросам, относящимся к полномочиям службы; представлять интересы железной дороги в государственных, общественных и других организациях при рассмотрении вопросов, относящихся к полномочиям службы.
Начальник службы управления персоналом железной дороги готовит руководству железной дороги предложения по приему, переводу, перемещению и увольнению работников, а также поощрению и наложению дисциплинарных взысканий на работников железной дороги в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и Положением и дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Начальник службы управления персоналом железной дороги организует работу службы и несет ответственность за её деятельность, выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями, другими нормативными и иными актами ОАО «РЖД» и железной дороги.
2.3. Общие положения по работе с резервом на руководящие должности
Нормативной базой кадровой политики отрасли является пакет документов, определяющих цели, задачи, формы и методы работы с кадрами. Среди основных документов следует назвать Положение о профессиональной службе на предприятиях ОАО "Российские железные дороги", Положение об аттестации руководителей и специалистов, Положение о дополнительном профессиональном образовании и др.
Развитие Южно-Уральской
железной дороги в условиях рыночных
отношений требует
Для предупреждения вакансий руководящих должностей, для сохранения кадрового потенциала предприятий железной дороги и обеспечения необходимой непрерывности в решении задач производства, своевременного укомплектования предприятий квалифицированными специалистами, выявления потенциальных руководителей различного уровня, создания условий для их профессионального роста, повышения квалификации и приобретения практических навыков работы на дороге разработаны основные положения по работе с резервом на руководящие должности. Основные положения по работе с резервом на руководящие должности.
1.Структурные
уровни дороги, на которых организуется
и проводится работа с
- первый |
- предприятия, структурные подразделения; |
- второй |
- отделения, дирекции; |
- третий |
- службы управления дороги. |
2.Перечни руководящих
- должности, на которые назначает президент ОАО «РЖД» и вице-президент ОАО «РЖД» (номенклатура президента ОАО «РЖД» и вице-президента ОАО «РЖД» (сокращенно «Ц» и «ЦЗ» );
- должности, на которые назначает начальник дороги (номенклатура начальника дороги (сокращенно «Н»);
- должности, на которые назначает начальник отделения (номенклатура начальника отделения (сокращенно «НОД»);
Полностью все перечни должностей, кроме мастеров и командиров среднего звена, изложены в приложениях приказа № 22/Ц от 12.11.2003 года президента ОАО «РЖД» «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководящих работников и специалистов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а также приказа начальника дороги от 15.12.03 г. № 64/Н «О порядке назначения (утверждения) на должность и освобождение от должности руководящих работников и специалистов Южно-Уральской железной дороги». Для улучшения безопасности движения поездов назначение и освобождение на должность машиниста-инструктора локомотивных бригад производится приказом начальником дороги.
3.На все должности, изложенные в приказах № 22/Ц и 64/Н формируется резерв.
4.Списки резерва на
руководящие должности
5.Списки резерва на руководящие должности аппарата отделений, филиалов, дирекций дороги (второй уровень) согласовываются с отраслевыми службами и подписываются первым руководителем подразделений этого уровня.
6. Списки резерва на
руководящие должности
7. Для работы с резервом
руководящих кадров копии
8. Сроки формирования списков резерва на руководящие должности всех уровней и согласования с вышестоящими органами:
а) Для первого - третьего уровней 2 раза в год (до 1 января и 1 июля), ответственные начальник предприятия, начальник отделения, дирекции, начальник службы.
б) Для службы управления персоналом 2 раза в год (до 10 января и 10 июля), ответственные начальник, первый заместитель начальника службы, начальник отдела руководящих кадров.
9. Список руководителей, ответственных за организацию и проведение работы с резервом специалистов для выдвижения на руководящие должности в подведомственных структурных подразделениях дороги,
направленной на повышение
качественного состава
10. После утверждения
списков резерва ознакомить
Таблица 5-Список ответственных за организацию и проведение работы с резервом.
Уровни |
Ответственные руководители |
Первый уровень предприятия, структурные подразделения |
Начальник предприятия, структурного подразделения Начальник отраслевого отдела отделения Начальник отдела филиала, дирекцииНачальник отделения, филиала, дирекции Начальник отраслевой службы Отраслевой заместитель начальника дороги |
Второй уровеньаппарат отделения, филиала, дирекции |
Начальник отделения, филиала, дирекции Начальники отраслевых служб Отраслевые заместители начальника дороги |
Третий уровеньаппарат служб, отделов управления дороги |
Начальник службы Отраслевые заместители начальника дороги |
11. Совместно с отраслевой
Установить контроль за развитием деловой карьеры кандидатов в резерв.
Начальникам отделений и служб использовать утвержденный список кадрового резерва как источник при назначении работников на руководящие должности.
Оплату за обучение
Служба управления персоналом – это «мозговой центр» дороги. Именно здесь осуществляется планирование и прогнозирование развития персонала, разрабатываются и осуществляются новые кадровые технологии подбора и найма работников, оценки персонала, его социального и профессионального развития. Формирование резерва – это сложный и длительный процесс. Он
представляет собой
является элементом механизма ее реализации.
2.4. Формирование кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге
На дороге сложилась определенная система подготовки кадров, что позволило в основном укомплектовать предприятия специалистами и рабочими кадрами массовых профессий и обеспечить стабильную работу дороги.
При подборе кандидатур используются комплексная, всесторонняя оценка информации о квалификационном уровне, профессиональных, деловых, нравственных и других личностных качествах работника, а также оценка конкретных результатов его трудовой деятельности. На этой основе делается вывод о потенциальных возможностях кандидата обеспечить замещение конкретной руководящей должности.
При формировании кадрового резерва строго учитывается прохождение работником определенного круга должностей.
Так, кандидату на должность начальника отделения железной дороги из числа специалистов по управлению перевозками на железнодорожном транспорте необходим опыт работы в должностях дежурного по железнодорожной станции, поездного диспетчера, начальника железнодорожной станции, заместителя начальника отделения.
Кандидат на должность начальника службы железной дороги обязательно должен иметь опыт руководства соответствующим предприятием, отделом в отделении железной дороги.
Кандидат на должность
главного инженера предприятия -
опыт работы организатора производства
и инженерной деятельности.
Другими словами, кандидат на зачисление в резерв должен знать основы организации управления, обладать организаторскими способностями, решительностью и ответственностью за порученное дело.
На Южно-Уральской железной дороге введена в практику психологическая диагностика специалистов, рекомендованных к включению в резерв, для чего первичные списки данных специалистов собираются заранее - за два месяца до окончательного формирования резерва. Результаты психологической диагностики дают дополнительную информацию о специалистах, включаемых в резерв, и о целесообразности такого включения.
Ежегодно до 1 января составляется перспективный план резерва на замещение руководящего состава. Специалисты до зачисления в резерв номенклатуры президента ОАО «РЖД» и начальника дороги направляются в дорожный психофизиологический центр для тестирования и получения рекомендации о дальнейшем формировании навыков руководителя.
Подбор и отбор кандидатов в резерв руководителей номенклатуры начальника железной дороги осуществляется высшим руководством предприятия совместно с отделом управления персоналом в обстановке конфиденциальности. Отбор производится применительно к конкретной ключевой должности с учетом трех основных критериев:
Более подробно рассмотрим процедуру отбора в резерв. Цель отбора в кадровый резерв для нас - выявление претендентов с высоким управленческим потенциалом. В формировании кадрового резерва мы ориентировались на то, чтобы на каждую руководящую должность высшего и среднего звена управления подобрать не менее двух перспективных резервистов. Следует отметить, что при формировании резерва мы не рассматриваем каждого резервиста как претендента на одну определенную должность. Формируемый резерв - это скорее корпоративный резерв перспективных руководителей для различных предприятий ОАО «РЖД». В качестве основных задач отбора в кадровый резерв нами были выделены следующие: выявление уровня управленческого потенциала, определение профессиональной перспективности и определение направлений требующейся подготовки для тех, кто будет включен в резерв.
При формировании под конкретную,
позицию учитывается
Информация о работе Управление кадровым резервом на предприятии