Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:22, дипломная работа
Цель: Разработка системы мероприятий по повышению эффективности работы с кадровым резервом Южно-Уральской железной дороги на основе использования тестовых методик оценки профессиональных и личностных качеств резервистов.
Задачи:
1. Изучить технологию формирования кадрового резерва.
2.Показать состояние работы с кадровым резервом номенклатуры начальника дороги.
3. Провести психологическое тестирование кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв.
4.Проанализировать личностные характеристики кандидатов предварительно отобранных в кадровый резерв, выявить группы успешности.
5.Предложить рекомендации для лучшей подготовки будущих руководителей.
6.Провести экономическую, санитарно-гигиеническую и экологическую оценку проекта.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические и методические аспекты понятия «кадровый
резерв» 10
1.1. Понятие кадрового резерва и необходимость его в условиях
конкурентной экономики 10
1.2. Принципы подбора кандидатов в резерв 20
1.3. Структура личностного потенциала кадрового резерва 25
1.4. Деловые качества кандидатов 30
1.5. Источники информации о кандидатах 38
1.6. Методы оценки потенциала специалистов 41
Раздел 2. Организация работы по формированию кадрового резерва
на Южно-Уральской железной дороге 46
2.1. Краткая характеристика Южно-Уральской железной дороги 46
2.2. Структура службы управления персоналом Южно-
Уральской железной дороги 51
2.3. Общие положения о работе по формированию кадрового
резерва 56
2.4. Формирование кадрового резерва на Южно-Уральской
железной дороге 60
2.4.1. Планирование карьеры 64
2.4.2. Подготовка кадрового резерва 68
2.4.3. Психологическое тестирование 69
2.4.4. Подбор руководителей 71
Раздел 3. Исследование личностного потенциала кандидатов
предварительно отобранных в кадровый резерв номенклатуры
начальника дороги 75
3.1. Методы используемые в исследовании 76
3.2. Анализ результатов исследования 80
Раздел 4. Рекомендации и мероприятия по улучшению работы с
резервом на Южно-Уральской железной дороге 89
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта 101
Раздел 6. Экономическая оценка проекта 108
Раздел 7. Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка проекта 114
7.1. Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза
отдела кадрового учета службы управления персоналом 114
7.2. Эргономические требования к рабочему месту специалиста
кадровой службы 125
Заключение 132
Библиография 137
Для оценки уровня перспективности кандидатов в резерв мы выделили две группы критериев. Первая группа критериев: возраст, образование, опыт работы. С учетом принятой кадровой политики, ориентированной на введение в управление компанией молодых и перспективных, было принято решение о допустимом возрасте кандидатов номенклатуры начальника железной дороги в резерв (от 25 до 40 лет для среднего звена управления, для высшего звена возрастной ценз был увеличен до 45 - 50 лет с учетом пола), образовании не ниже высшего - выполнение требований приказа Министра путей сообщения № 18/Ц от 29 марта 1999 года «О типовой номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним профессиональном образовании на предприятиях, в организациях и учреждениях железнодорожного транспорта», и желательном опыте работы в должности руководителя среднего звена, результаты последней аттестации, характеризующие квалификацию работника, его трудовую деятельность, профессиональный уровень.
Процедура отбора состоит из трех этапов: подготовительный, где формируется список работников, имеющих соответствующее образование, возраст и опыт работы, согласно справке-объективке по которой можно определить необходимые критерии (приложение 2); второй этап, который состоит из определения перспективности кандидата по данным критериям, с учетом дополнительного образования. Третий этап – психологическое
тестирование.
Общий список является конфиденциальным, т.е. доступ к нему имеют
только руководитель предприятия и заместитель начальника по работе с персоналом, заместитель начальника отделения по кадрам и социальным вопросам, начальник отделения дороги и т.д. по вертикали. Список формируется в электронном виде по номенклатуре начальника дороги сокращенно «Н» согласовывается НОДЗК, НОД, курирующими службами, заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам и утверждается начальником дороги.
Список заполняется в
В АСУ «Кадры» в личной карточке сотрудника можно завести несколько резервных должностей используя справочники (если сотрудник стоит в резерве на какие - либо номенклатурные должности). Все реквизиты резервной должности должны быть заполнены обязательно.
В противном случае список работников, зачисленных в резерв, будет сформирован неправильно.
Вид номенклатуры относится к выбранной резервной должности.
”Код предприятия” указывает предприятие, в котором находится выбранная резервная должность.
”Код службы” характеризует службу (хозяйство), к которой относится выбранная резервная должность. Таким образом, сформированный список и база данных «Номенклатура» АРМ АСУ «Кадры» версии 15.6 передается в службу управления персоналом в виде электронного документа (файл с расширением txt и архивированной базой obj_obj.arj), а затем в Департамент по управлению персоналом, где формируется общесетевая база данных.
2.4.1. Планирование карьеры
Планирование карьеры на основе формирования кадрового резерва -составная часть развития персонала на предприятии.
Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. Планы карьеры в отличие от планов развития не направлены на конкретные рабочие места, а отражают только профессиональную деятельность на предприятии. Они должны разрабатываться на основе тщательного анализа работы, так как обладают сильным мотивирующим действием, которое при неблагоприятных условиях может привести к серьезному разочарованию. Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и, наконец, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в одной организации. Она может быть:
- вертикальной – подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
- горизонтальной – перемещение в другую функциональную область деятельности либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы). К горизонтальной можно отнести также расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
- центростремительной – движение к ядру, руководству организации, например, приглашение работника на недоступные ранее ему встречи, совещания как формального, так и неформального характера; доверительные обращения, выполнение отдельных важных поручений руководства. Планы карьеры часто разрабатываются в графической форме. Планирование занятия должностей проводится в виде планирования преемственности должностей и планирования занятия должностей.
Карьера руководителя и специалиста — это всестороннее творческое и профессиональное развитие личности в процессе деятельности и его должностной рост (продвижение), базирующиеся на потенциальных возможностях, непрерывном образовании, мотивационных процессах. Планирование карьеры руководителя, принимающего решения, и специалиста, участвующего в их разработке и реализации, базируется на Гражданском кодексе РФ, ТК РФ, тарифно-квалификационных требованиях, типовых квалификационных характеристиках для работников управления и производственных структур, других документах.
План карьеры руководителя и специалиста, составная часть плана работы с резервом кадров, отличается от последнего длительностью и представляет собой планирование жизненного и трудового пути, темпов продвижения работника по категориям и должностям, основывается на постепенном удлинении сроков пребывания на каждой ступени деятельности, ориентирован на многоступенчатые испытания, стимулирование трудовой активности, создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей личности в самоутверждении и признании.
Важнейшую роль в управлении развитием кадров играет планирование
карьеры перспективных сотрудников из резерва руководящих кадров предприятий дороги. Эта функция помогает реально подготовить руководителей способных эффективно работать в новых социально-экономических условиях. Планирование карьеры начинается с профориентационной работы с учащимися школ, ведется на протяжении учебы в техникумах, в вузах, в процессе отбора и продолжается весь период работника в отрасли. При этом связь и после выхода работников на пенсию связь ветеранов предприятия с коллективами производственных подразделений не теряется.
На работников, включенных в перспективный резерв и прошедших обучение, специалистами управления кадров совместно с руководителями подразделения составляется карта планирования карьеры.
Ежегодно руководителя заполняют карту планирования карьеры и совместно со специалистами по кадрам дают оценку развития работника и степени его готовности к занятию вышестоящей или руководящей должности. Итогом предварительной работы по планированию профессиональной карьеры должна стать модель служебной карьеры молодого специалиста с указанием всех должностей, необходимого стажа работы на каждой должности. Структура профессиональной карьеры с указанием необходимого стажа на каждой должности составляется по всем хозяйствам дороги. Покажем прохождение профессиональной карьеры в хозяйстве пути на конкретном примере рисунок 5 начальника дистанции пути Никель Оренбургского отделения Удалова Сергея Юрьевича 1973 года рождения, назначен на должность ПЧ 11.12.2003года. В 1995 году окончил Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта, специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В апреле 2002 года прошел обучение в группе резерва начальника дороги. После окончания института был в должности: монтер пути – 8 месяцев, бригадир пути – 2,5 мес., дорожный мастер – 1,3 мес., старший дорожный мастер – 2,10 мес., заместитель начальника дистанции по текущему содержанию пути – 11 мес. и начальник дистанции пути данные отражены в справке-объективке (приложение 2 ).
| ||
2-3 месяца (факт 08 мес.) | ||
| ||
Бригадир пути 1 год (факт 1г.6 мес.) | ||
| ||
2-3 года (факт 1г.4 мес.) | ||
Инженер техотдела ПЧ 6 месяцев | ||
Старший дорожный мастер 1,5 года (факт 2г.10 мес.) | ||
Служба пути диспетчер, инженер отдела 1 год | ||
| ||
до 3 лет (факт 11 мес.) |
Главный инженер дистанции пути до 3 лет | |
Начальник дистанции пути назначен 11.12.2003 г. |
2.4.2. Подготовка кадрового резерва
На Южно-Уральской железной дороге работники, включенные в состав кадрового резерва, проходят подготовку по индивидуальному плану, который предусматривает:
- повышение деловой
квалификации, расширение знаний
в области управления
- перевод работника на другие вакантные должности с целью приобретения им необходимых навыков и знаний;
- временное исполнение
- стажировку в службах управления железной дороги, на передовых предприятиях других железных дорог и за рубежом;
- участие в работе семинаров,
научно-практических
- решение отдельных вопросов по той должности, на которую готовится "резервист";
- самостоятельную подготовку
по направлениям, связанным с
исполнением планируемых
Подготовка резерва давно
Согласно приказа № 194/Н от 23.05.2000
г. «О единой системе подготовки кадров
и организации технической
На базе Дорожного
Дорожный психофизиологический
центр с момента его
Информация о работе Управление кадровым резервом на предприятии