Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
Дипломный проект
На тему
"Управление конфликтами и стрессами на предприятии"
Содержание:
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ
возникновения конфликтов и стрессов
на примере ЗАО «Торгово-
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ
и оценка основных финансово-
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Общественная
жизнь немыслима без
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель организации, согласно своей роли, находится обычно, в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
В организациях
конфликты могут иметь
Конструктивная
сторона проявляется, когда конфликт
достаточен для мотивации людей.
Обычно, в целях, объективно обусловленных
характером выполняемой работы. Развитие
такого конфликта сопровождается более
активным обменом информацией, согласованием
различных позиций и желанием
понять друг друга. В ходе обсуждения
различий, которые нельзя учесть, но
и нельзя совместить в существующем
виде, вырабатывается компромиссное
решение, основанное на творческом и
инновационном подходе к
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
Цель
данной выпускной квалификационной
работы – изучить природу
Объектом данного исследования является персонал предприятия. Предметом исследования – управление конфликтами на предприятии.
Основными
теоретическими и методологическими
источниками при написании
В третьей главе приводятся данные об исследовании, проведенному по заказу ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА». Целью практической части было исследование психологических причин конфликтности персонала организации. Для этого были использованы три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности, социограмма. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности.
Глава 1.
Теоретические подходы к
1.1 Сущность
и содержание конфликтов и
стрессов на предприятии.
Что такое конфликт? Можно ли жить, управлять организацией, социумом без конфликтов? Почему происходят конфликты? Какова их сущность, смысл, предназначение и картина? На эти и другие вопросы постараемся ответить исходя из положений, разработанных в психологии и конфликтологии. Во многих языках мира значение конфликта понимается одинаково и одинаково звучит - от латинского conflictus - столкновение. Не учитывая тех или иных этнокультурных особенностей проявления конфликтов можно утверждать, что они происходят принципиально одинаково и обладают идентичностью своей психологической организации.
Человеку, который никогда не задумывался о природе и сущности конфликтов кажется, что конфликты мешают жить, портят отношения между людьми, вредят делу, здоровью, вызывают рассогласованность действий, стрессы, напряженность и т.п. Поэтому большинство людей не любят конфликтовать и, отчасти, побаиваются их. Так оно и происходит на уровне восприятия конфликтов в личности человека. Однако это утверждение свидетельствует и о сложности конфликтных отношений, их многогранности полярности и разнообразии. В результате реализации конфликта возникает новое качество, отношения, позиции и ориентиры в личности фигурантов конфликта, в их социальной организации. Конфликт является своеобразным средством управления социумом, определяющим, в конечном счете, его качество и уровни организации.
Можно ли жить без конфликтов? Можно не употреблять слово конфликт, но бесконфликтно жить невозможно. Это подтверждается тем, что:
- конфликты
происходят повсюду, где
- конфликт
является нормальным явлением
существования социума. "Если
в вашей жизни нет конфликтов,
проверьте, есть ли у вас
пульс" - говорит известный
Что же такое
конфликт? Как он влияет на управление?
Существует несколько определений
конфликта, они исходят из общих
традиций социума и существующих
в нем доктрин. Например, российская
традиция исследования конфликтов сочетает
в себе теории и доктрины либерализма,
религиозности и
- через противоречия и столкновения позиций в социуме;
- через различия интересов участников социума;
- через
противоречия, столкновения и различие
интересов, проявляющихся в
- через
отсутствие согласованных
- через
возникновение противоречий и
угроз удовлетворения базовых
потребностей человека как
Принципиальным в понимании конфликта является выделение ключевых понятий - противоречие и интерес. Но не каждые противоречия приводят к конфликту, а лишь те, которые:
- заставляют
человека (или группу) осознавать
противоположность интересов,
- определяют
некий уровень соответствующей
конфликту мотивации и
Именно
тогда формируется состояние
конфликта, реализующееся как
- совместной деятельности людей и групп;
- в межличностных отношениях;
- в личности участников конфликта.
Необходимо отметить еще оно важное слагаемое любого конфликта, представляющего его существенную долю - наличие иррационального компонента (иррациональной мотивации, иррациональных отношений, иррациональных чувств и эмоций и др.), который в значительной мере усиливает действие компонентов конфликта - конфликтогенов.
Сформулируем
обобщенное определение конфликта.
Итак: конфликт представляет собой
систему социально-
Исходя из данного определения, любому человеку и особенно специалисту в сфере управления деятельностью других людей в социуме необходимо знать:
- что такое конфликт?
- почему возникает и как развивается конфликт?
- кто участвует в конфликте?
- как
реализуется поведение и
- каковы результаты и истинные цели конфликта, и другие вопросы.
Кроме того, специалисту необходимо уметь ориентироваться в ситуации конфликта и принимать эффективные решения для того, чтобы конфликт не выполнял негативную роль в социуме, а являлся бы средством управления, мобилизации и оптимизации реальных производственных, социальных, творческих и других отношений человека. Для этого специалист должен знать и уметь:
- правильно предотвратить конфликт, разрушающий оптимальную систему управления и организации в социуме, в отношениях между людьми;
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии