Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
- социальная
сторона конфликта, связана с
характером отношений
- эмоциональная
сторона конфликта - именно с
ней связывается
Традиционные
стратегии и тактики поведения,
взаимодействия в конфликте различаются
в зависимости от ориентации конфликтантов
на достижение своих собственных
целей (или ориентацией на цели партнера).
Такие стратегии можно считать
признанными большим
- доминирование
- (конкуренция, соперничество,
- уход - (избегание, игнорирование);
- уступчивость
(иногда обозначается как
- сотрудничество (кооперация, интеграция);
- компромисс (взаимные уступки).
Стратегии поведения, которые избирают участники конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития и исхода. Необходимо отметить, что стратегии конфликтного поведения и взаимодействия не являются жестко определенными, а могут плавно или резко (в зависимости от конфликтной ситуации, уровня и качества его развития, структуры и целей) меняться. Они приобретают наиболее приемлемую для сторон форму воздействия друг на друга.
Рассмотрим виды психологического влияния в конфликте [19, стр. 121].
1) Убеждение
- сознательно аргументированное
воздействие на другого
2) Самопродвижение
- открытое проявление
3) Внушение
- Преднамеренное сознательное, недостаточно
или полностью
4) Заражение
- передача своего состояния и
отношения другому человеку
5) Склонение
к подражанию - выражается в создании
у оппонента желания "быть
похожим", подобным образцу.
6) Просьба
- словесное обращение к
7) Принуждение
- требование выполнять
8) Деструктивная
критика - высказываются
9) Игнорирование
- умышленное невнимание, подчеркнутое
неприятие оппонента, при
10) Манипуляция
- скрытое от оппонента
Что должен знать и на что ориентироваться руководитель, принимающий участие в разрешении конфликта? Основные понятия и термины процесса разрешения конфликта:
- управление
конфликтами - подразумевает процесс
контролирования течения
- урегулирование конфликта - его частичное или временное разрешение, достигаемое адекватными ситуации конфликта средствами, когда находятся условия, удовлетворяющие конфликтующие стороны;
- завершение
конфликта - прекращение конфликта
не обязательно предполагающее
его разрешение. Например, конфликтующего
человека увольняют с работы
или ребенка переводят в
- разрешение
конфликта - последовательная минимизация
проблематики и противоречий
конфликта, достигаемая,
- конструктивное
управление конфликтом - отражает
долгосрочное, надежное и адекватное
разрешение конфликта, при
Рассмотрим существующие основные способы урегулирования конфликтов: 1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия; 2) компромисс - означает уступки с обеих сторон и поэтому является желаемым для конфликтантов. 3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия сторон: открытое выявление всех сторон противоречий, уяснение круга понятий, используемых в конфликте. Благодаря возможностям интеграции создается новое качество структуры управления, организации и тем самым утверждается понимание конфликта как явления, связанного с прогрессивным развитием, а их содержание может рассматриваться как важный критерий оценки организации [16, С. 244].
Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько (выделяемых различными авторами):
- капитуляция - безоговорочная уступка победы;
- уход - отказ от участия в конфликте;
- переговоры
- обмен предложениями, мнениями,
идеями с целью поиска
- посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, предполагающее согласие сторон на такое участие;
- арбитраж
- форма жесткого правового
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
Признать
существование конфликта, т.е. признать
наличие противоположных целей,
методов у оппонентов, определить
самих этих участников. Практически
эти вопросы не так просто решить,
бывает достаточно сложно сознаться
и заявить вслух, что ты находишься
в состоянии конфликта с
Определить
возможность переговоров. После
признания наличия конфликта
и невозможности его решить “с
ходу” целесообразно
Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
Принять
согласованное решение. После рассмотрения
ряда возможных вариантов, при взаимном
обсуждении и при условии, что
стороны приходят к соглашению, целесообразно
это общее решение представить
в письменном виде: коммюнике, резолюции,
договоре о сотрудничестве и т.д.
В особо сложных или
Реализовать
принятое решение на практике. Если
процесс совместных действий заканчивается
только принятием проработанного и
согласованного решения, а дальше ничего
не происходит и не меняется, то такое
положение может явиться
Психологические
стратегии и принципы разрешения
конфликтов направлены на управление
конфликтами, которые возникают
в любой организационной
Глава 2.
Анализ возникновения конфликтов и
стрессов на примере ЗАО «Торгово-
2.1. Общая
характеристика предприятия
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
По структуре
предприятие имеет в
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии