Управление конфликтами и стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

Структурные методы, т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, существующей организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.

Координационные механизмы могут быть реализованы  при использовании структурных  подразделений организации, которые  в случае необходимости могут  вмешаться и разрешить спорные  вопросы.

Метод постановки общеорганизационных целей предполагает разработку или уточнение общеорганизационных  целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.

Система вознаграждений. Стимулирование может  быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном  оказании влияния на поведение людей  можно избежать конфликтов. Важно, чтобы  система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных  лиц или групп. Например, если вознаграждать  руководителей отделов сбыта  только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения  прибыли.

Устранение  реального предмета (объекта) конфликта  – т.е. подведение одной из сторон под отказ от объекта конфликта  в пользу другой стороны.

При возникновении  конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта  его участникам необходимо выбрать  форму, стиль своего дальнейшего  поведения с тем, чтобы это  в наименьшей степени отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных конфликтах, в  которых участвуют минимум две  стороны и в которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения  для сохранения своих интересов  с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. При  возникновении конфликтной ситуации личность (группа) может выбрать  один ин нескольких возможных вариантов поведения:

  • активную борьбу за свои интересы, устранение или подавление любого сопротивления;
  • уход из конфликтного взаимодействия;
  • разработку взаимоприемлемого соглашения, компромисса;
  • использование результатов конфликта в своих интересах.

Было  выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:

  • исход конфликта для индивида не особенно важен;
  • ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников;
  • у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;
  • исход конфликта для индивида не особенно важен.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствие сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все  доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для  него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию  по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта  в случае их сопротивления.

Условия применения данного стиля:

  • восприятие ситуации как крайне значимой для индивида;
  • наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем;
  • ограниченность времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения;
  • необходимость сохранить “свое лицо” и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.

Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Данный  подход возможен, если:

  • вклад индивида не слишком велик: а возможность проигрыша слишком очевидна;
  • предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида;
  • сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;
  • у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество  означает, что индивид активно  участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта  в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной  работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение  проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе  возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка  общего решения с соблюдением  интересов всех участников.

При компромиссе  действия участников направлены на поиск  решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Любой конфликт, его стихийное развитие часто  приводит к нарушению функционирования организации, разрушая ее связи, отношения, ценности, изменяя организационно-управленческую основу. Он приводит к эмоционально-психической  напряженности, при которой люди начинают испытывать в отношении  друг друга чувство неприязни, формируется  желание и готовность навредить  сопернику, а иногда уничтожить его. Все это препятствует поиску и  реализации рационального выхода из конфликта и формирует образ  врага.

В организации  также может протекать несколько  свойственных ей видов конфликтов (Рис.2). Как можно классифицировать конфликты в организации? Сделать это можно также по нескольким основаниям.

1) По  характеристикам субъектов конфликта  они могут быть:

а) Межличностные  по вертикали - между руководителем  и подчиненным, межличностные по горизонтали - между участниками  одного иерархического уровня управления;

б) Межгрупповые конфликты - между структурными подразделениями; между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и  между микрогруппами; между руководством организации и персоналом; между  администрацией организации и профсоюзами;

в) Конфликты  типа "личность - группа" - между  руководителем и персоналом, коллективом  организации или структурного подразделения; между рядовыми сотрудниками и коллективом  организации.

Некоторые исследователи выделяют следующие  виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации2:

Первый - между работодателями и служащими.

Второй - между подразделениями крупных  организаций.

Третий - межличностные конфликты.

Четвертый - межэтнические конфликты.

Есть  авторы, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты  к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком  смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми  отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия.

Типы конфликтов


Межличностный конфликт

Конфликт между 

организациями

Конфликт между группами внутри организации

Конфликт между личностью  и организацией


Рис. 2 Типы конфликтов

 

Причинами такого вида конфликтов могут быть психологические, организационные, социальные противоречия в межличностной сфере, межличностных отношениях, неадекватное распределение ресурсов, плохо организованная система коммуникаций, плохие условия труда, нарушения в сфере трудового законодательства, договорных обязательств и ряд других причин.

2) По  источникам конфликтности (конфликтогенам) конфликты могут быть:

а) структурными - между структурными подразделениями  организации (например, между отделами производства - бухгалтерией и отделом развития);

б) инновационными - связанными с развитием организации, ее структурными изменениями;

в) позиционными - возникающими в сфере значимости тех или иных субъектов социального  взаимодействия внутри организации;

г) ресурсными - возникающими в процессе распределения  и использования ресурсов;

д) динамическими - происходящими в процессе социально-психологического изменения, функционирования организации.

Соответственно  видам рассмотренных нами конфликтов их причинами, как правило, становятся несоответствия и противоречия в сфере их возникновения: противоречия в задачах, которые объективно должны решать в организации и ее подразделениях; изменения в организационной структуре организации, ошибках распределения функций, просчеты и несоответствия во взаимоотношениях, нормативах общения, в квалификации работников; различие в целях деятельности подразделений, групповой эгоизм; ограниченность ресурсного обеспечения, нарушение справедливости и целесообразности в отношениях между персоналом организации; Социально-психологические причины жизнедеятельности организации, ее структурированности и уровня организованности.

3) По  характеристикам типа функциональной  системы.

а) Организационно-технологические  конфликты. При таких конфликтах происходит рассогласование организационных  начал структуры, что вызывает разбалансированность рабочих мест, должностных установок  и предписаний через внутренние факторы конфликта, нарушение технологических  процессов.

б) Конфликты  в социально-экономической системе  организации. Причинами такого вида конфликтов являются: неудовлетворенность  заработной платой, задержки ее выплаты, увеличение норм выработки и снижение тарифов оплаты труда; просчеты в  руководстве организацией.

в) Конфликты  в административно-экономической  системе. Обусловливаются радом  экономических и организационно-технологических  причин, нарушением договорных обязательств, информационной неопределенностью  и закрытостью.

г) Конфликты, связанные с функционированием  неформальной организации. Причины такого вида конфликтов кроются, прежде всего, в противоречиях системы формальных и неформальных интересов, несовпадением формальных и неформальных методов решения управленческих задач.

д) Конфликты, связанные с функционирование социально-психологической  системы отношений. Причины таких  конфликтов в противоречиях между  сложившимися формальными и неформальными  системами отношений в группе, групповыми нормами, в борьбе за лидерство  и другие формы влияния, в столкновении групповых интересов, ценностей  и целей.

Для специалиста  управления очень важно при разрешении конфликтов оптимально использовать имеющийся  у него административный ресурс и  свои личностные возможности руководителя. Однако для него наиболее предпочтительным и иногда эффективным способом разрешения конфликта является механизм властного воздействия - использования функциональных обязанностей. В личных же отношениях руководителя с подчиненными остается много субъективных моментов взаимодействия и воздействия, поэтому этот путь разрешения конфликтов является сложным, а иногда малоэффективным. Власть при этом используется не как средство урегулирования и погашения конфликта, а как способ достижения желаемого. При разрешении конфликта и конфликтной ситуации необходимо, прежде всего, четко представлять схему конфликтного взаимодействия, которая реализуется в таких параметрах конфликта как:

- предметная  сторона конфликта, связанная  с конкретной зоной противоречий, которые существуют между участниками  конфликтной ситуации. Соответственно, их действия будут ориентированы  на достижение результата, желательного  для каждой из сторон;

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии