Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
- Причина
конфликта. Причиной конфликта
в коллективе стали
- Основная цель оппонента – обратить на себя внимание, быть услышанным.
- Сфера
сближения точек конфликтующих.
Шкала дает возможность определить:
а) Тактику разрешения конфликта;
б) Характер поведения субъекта деятельности, то есть того, кто улаживает конфликт.
Нами была подготовлена шкала оценки глубины конфликта (табл. 9).
Таблица 9
Шкала глубины конфликта | |||||||
1 |
стороны осознают причину конфликта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
стороны не осознают причину конфликта |
2 |
причина конфликта имеет эмоциональный характер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
причина конфликта имеет материальный (служебный) характер |
3 |
Цель конфликтующих - устремленность к социальной справедливости |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
цель конфликтующих - получение привилегий |
4 |
есть общая цель, к которой стремятся все |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общей цели нет |
5 |
сферы сближения выражены |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
сферы сближения не выражены |
6 |
сферы сближения касаются эмоциональных проблем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем |
7 |
лидеры мнения не выделяются |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
замечено влияние лидеров |
8 |
в процессе общения оппоненты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в процессе общения оппоненты не придерживаются норм общения |
Оценка глубины конфликтной ситуации проводилась по пятибалльной системе. При этом сильная выраженность факторов левой стороны была принята за 1 балл, а правой – за 5 баллов. В нашем случае сумма баллов равна 30. это указывает на колебания в отношениях конфликтующих. В данном случае необходимо решение проблемы с помощью психологических мер.
Применение
психологических мер
Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т. е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствии со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей.
В конфликтных ситуациях люди демонстрируют различное поведение, такое как:
Избегание - это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает), само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Другими словами, человек стремится дистанцироваться от ситуации. Причины избегания: проблемы на самом деле может не быть; проблема есть, но она настолько незначительна, что не стоит обращать на нее внимание; у меня много других проблем, более важных, чем эта; я не смогу решить эту проблему; все это бесполезно и ни к чему не приведет; возможность проигрыша; я не люблю конфликтных ситуаций; это очень неприятная для меня ситуация; со временем все образуется; боюсь, что меня будут прямо связывать с этой проблемой или с участниками конфликта.
Приспособление - стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, то есть идет «капитуляция» другой стороне. Приспосабливающаяся сторона готова уступить, пренебрегая собственными интересами, соглашается на требования и претензии противостоящей стороны. Причины приспособления: у меня есть более важные интересы; мне дорого общение с этим человеком, поэтому не хочу его обижать; не хочу углубления конфликта; стремление сделать «жест доброй воли»; стремление избавиться от конфликта; ни одному из основных принципов (ценностей) не угрожает опасность; правота на стороне противника; приспособление сейчас поможет мне в будущем. Кроме того, многие из причин избегания конфликта применимы к пассивному и активному приспособлению, намеренному желанию умиротворить противника или просто «сдаться».
Конкуренция - стиль поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствия уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров. При этом для стороны, демонстрирующей данное поведение, наибольший интерес представляет результат и совершенно не важно, какими останутся у нее отношения с другими участниками конфликта. Конкуренция не обязательно ведет к насилию, а в некоторых случаях стимулирует талант. Причины конкуренции: недоверие к другим, особенно к тем, кто проявляет заинтересованность; недооценка сил другой стороны; правила поведения, принятые в данной среде; восприятие поведения другого человека как оскорбительное; честная игра в рамках закона и правил [16, С. 229].
Компромисс
- обе стороны до некоторой степени
идут на взаимные уступки, другими словами,
из общего груза каждая сторона берет
на себя часть меньше той, которую
она определила для себя первоначально.
Если же это касается одной стороны,
то это не компромисс, а уступка.
Однако, это неустойчивое состояние,
развитие которого может вызвать
необходимость дальнейших компромиссов.
Результат компромисса - различная
степень удовлетворенности и
неудовлетворенности всех сторон. В
конфликте принципов
Сотрудничество - в отличие от компромисса дает возможность стопроцентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные выгодные взаимоотношения в будущем и, поэтому, является наиболее эффективным. Однако этот подход требует большого напряжения или, творческих способностей, фантазии и концентрации других ресурсов, занимает много времени, так как подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой стороны [23, С. 247].
Рассмотрим поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланг. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности
восприятия конфликта, то есть
достаточно точной, не искаженной
личными пристрастиями оценки
поступков, намерений как
- открытости
и эффективности общения,
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для руководителя
полезно знать, какие черты характера
и особенности поведения
- неадекватная
самооценка своих возможностей
и способностей, которая может
быть как завышенной, так и
заниженной. И в том, и другом
случае она может
- стремление
доминировать, во что бы то
ни стало там, где это
- консерватизм
мышления, взглядов, убеждений, нежелание
преодолеть устаревшие
- излишняя
принципиальность и
- определенный
набор эмоциональных качеств
личности: тревожность, агрессивность,
упрямство, раздражительность [
К.У. Томасом
и Р.Х. Килменном были разработаны
основные наиболее приемлемые стратегии
поведения в конфликтной
Стиль конкуренции,
соперничества может
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, руководитель вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: необходимо найти общее решение; если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; отношения с другой стороной длительные, прочные и взаимозависимые; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Стиль компромисса.
Суть его заключается в том, что
стороны стремятся
Стиль уклонения
реализуется обычно, когда затрагиваемая
проблема не столь важна для конфликтующей
стороны, нет планов сотрудничества
для выработки решения; нет времени
и силы на ее решение. Этот стиль
рекомендуется также в тех
случаях, когда одна из сторон обладает
большей властью или чувствует,
что не права, или считает, что
нет серьезных оснований для
продолжения контактов. Стиль уклонения
можно рекомендовать к
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии