Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА».
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
2.3. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА».
3.1. Пути улучшения микроклимата на ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
- наличное "Я" - (каким я посильно стремлюсь стать);
- возможное "Я" (каким я могу стать);
- идеальное "Я" (каким хочу видеть себя);
- ирреальное "Я" (я как сверхвозможность).
Чем дальше "Я" от полюса реалистичности, тем более интенсивно формируется внутриличностный конфликт.
6) В теории когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) внутриличностная конфликтность объясняется с позиции несовпадения познавательных возможностей человека, несогласованностью его структурных компонентов сознания.
7) В теории кризисов возраста (Э. Эриксон) (теория психосоциального развития) внутриличностные конфликты происходят на каждом возрастном этапе, предпосылки, преодоления которого вызывают в личности внутренние переживания.
Существует еще немало теоретических подходов к объяснению внутриличностных конфликтов, но основной причиной ситуативных внутриличностных кризисов (конфликтов) являются изменения в социальной и внутренней среде организма, которые отражаются в личности в форме преобразования ее психологического структурно-динамического своеобразия.
Межличностные
конфликты. Межличностные конфликты
наиболее распространены и охватывают
практически все сферы
В межличностных конфликтах задействован весь спектр причин: общих и частных, объективных и субъективных. Кроме того, межличностные конфликты затрагивают интересы смежных сторон, так или иначе соприкасающихся с конфликтом. Сферами развития и реализации межличностных конфликтов могут быть коллективы (организации), семья, общественные объединения и другие.
В качестве
причинных факторов межличностного
конфликта можно назвать
1) Информационные
факторы - связаны с неприемлемостью
информации для одной или всех
сторон конфликта. Это может
быть неточная, неполная информация,
дезинформация,
2) Поведенческие факторы - предполагающие неадекватное поведение. Они также вызывают конфликт. Например, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость и другие виды поведения.
3) Факторы
отношений - определяют конфликт
и проявляются во
4) Ценностные
факторы конфликтности
5) Структурные
факторы, такие как закон,
Любые межличностные конфликты формируются на фоне структурных факторов, которые являются "внешними" по отношению к конфликту, но существенно влияют на его ход. В качестве таких факторов выступают власть, системы управления, политические партии и объединения, социальные нормы, право собственности, религии, правосудие, статус, роли, стандарты поведения, изолированность или открытость, географическое положение.
В реальной
жизни "чистые", обусловленные
лишь одной причиной конфликты встречаются
крайне редко. Поэтому управленцу важно
разобраться в системе
Классифицировать межличностные конфликты можно по различным основаниям:
1) По
сферам существования они
2) По
реальности существования:
3) По
эффекту функционирования и
1.2. Структура
конфликта и методы его
Многие
специалисты, занимающиеся вопросами
разрешения конфликтов профессионально,
считают, что процесс управления
конфликтами зависит от множества
факторов, значительная часть которых
плохо поддается управляющему воздействию.
Например, к ним можно отнести:
взгляды личности, мотивы и потребности
индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы,
представления, предрассудки, предубеждения
могут иногда свести на нет усилия
тех, кто вырабатывает решения конфликтной
ситуации. В зависимости от вида
конфликта поиском решений
Динамика
конфликта представляет собой сложное
социально-психологическое
Существуют объективные и субъективные факторы конфликта.
Объективными факторами конфликта являются реально существующие противоречия. Они связаны с основами жизнедеятельности и базовыми (не поддающимися быстрому преобразованию) особенностями личности. В качестве примера таких противоречий можно назвать противоречия социального неравенства, классовые, конкурентные рыночные отношения. Это могут быть противоречия информационного, интеллектуального свойства, глубинных личностных потребностей и установок. Объективные факторы конфликтов делают конфликт неизбежным.
Управление конфликтами в таком случае необходимо осуществлять в определенных формах, позволяющих наиболее эффективно осуществлять информационный мониторинг и формировать зоны конфликта в субъективно значимых для конфликтантов границах.
Субъективные
факторы конфликта представлены
виртуально, мнимо существующими
противоречиями, которые возникают
в силу субъективности представления
и понимания конфликтной
Динамика
конфликта реализуется в
1) Этап
предконфликтной ситуации. Характеризуется
возникновением и развитием
2) Этап
инцидента. Характеризуется
На втором
этапе могут проявляться
3) Этап
развития конфликта. Участники
(один или несколько)
4) Этап
кульминации конфликта. Это
5) Этап
разрешения конфликта. На этой
фазе конфликт завершается.
а) Цена конфликта.
ЦК = Э + Д + С
где Э - затраты энергии, времени, и сил на конфликтную деятельность;
Д - ущерб, наносимый в ходе конфликта соперничающей стороной;
С - потери, связанные с ухудшением общей ситуации (например, развал организации, беспорядок, снижение престижа и т.д.)
б) Цена выхода из конфликта.
ЦВК = У - П
где У - утраты связанные с выходом из конфликта (статуса, перспектив, затраты на реорганизацию, поиск возможностей, уступки противоборствующей стороне и т.п.);
П - приобретения, которые дает выход (высвобождение сил, поля деятельности, ресурсов и пр.).
Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяют рационально решить вопрос о продолжении конфликта. Если цена резко возрастает, то выгоднее прекратить его. Конфликт может быть оценен в вероятностном варианте, в котором будут взвешиваться шансы на победу, проигрыш и цена рисков. Если риски остаются неоправданными, а ЦК ЦВК, то есть все основания искать пути к прекращению конфликта.
6) Этап
постконфликтной ситуации. Конфликт
почти всегда не проходит
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.
Управление
конфликтами – это
Существует достаточно много методов управления и предупреждения конфликтов:
Внутриличностные
методы заключаются в умении правильно
организовать свое собственное поведение,
высказать свою точку зрения, не
вызывая психологической
Это способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. “Я - высказывание” может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен.
Компоновка заявления от “Я” состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода для личности.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления; четкого определения системы оценки, ее критериев, последствий (продвижения, увольнения, поощрения).
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии