Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Как менеджер можно сделать все правильно - создать блестящие планы, нарисовать четкую организационную схем; установить современные поточные линии, использовать передовой бухгалтерский учет - и все равно потерпеть неудачу как менеджер (из-за найма не тех людей, которые необходимы, или из-за неправильной мотивации подчиненных). С другой стороны многие менеджеры, добиваются успеха только при использовании нетрадиционных планов организации или управления. Они добиваются успеха потому, что умеют нанимать нужных людей на соответствующую работу и мотивировать, оценивать и развивать их. Изучая этот курс, помните, что достижение результата - это основная задача управления, и как менеджер Вы должны добиться этого результата с помощью людей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Система управления персоналом и его содержание 5
1.1 Персонал предприятия и его структура. 7
1.2 Управление персоналом 9
1.3Мотивация 13
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности 17
2.1. Определение потребности в персонале 17
2.2. Планирование численности персонала и процессов формирования использования персонала 24
2.3. Служба управления персоналом и основные направления ее деятельности 29
Глава 3. Профессиональная подготовка персонала предприятия. 33
3.1. Профессиональная подготовка и развитие деловой карьеры работника 33
3.2.Оценка персонала 35
Заключение 36
Список используемой литературы. 38

Файлы: 1 файл

Управление персоналом КУРСОВАЯ.rtf

— 2.75 Мб (Скачать файл)

 f - действительный фонд времени работы одного рабочего (планируемое число рабочих дней).

На предприятиях с непрерывным процессом производства (аппаратурные и другие аналогичные процессы) численность персонала, занятого обслуживанием оборудования, а также наладкой, ремонтом и другими подобными работами, может быть определена с учетом действующего парка и норм обслуживания:

; где,


   *Ч"„ -- списочная численность персонала, занятого обслуживанием оборудования;

 Но -- сменная норма обслуживания (число единиц оборудования на одного рабочего).

Расчет численности большинства категорий вспомогательных рабочих, особенно занятых на работах, где планируется их объем и установлены нормы времени (выработки, нормы обслуживания), аналогичен расчету численности основных рабочих. Применительно к работам, по которым не устанавливаются их объемы и нормы выработки, численность вспомогательных рабочих может быть определена непосредственно в зависимости от числа рабочих мест и сменности соответствующего подразделения (цеха, участка и др.):

; где.

   -- списочная численность вспомогательных рабочих;

- число рабочих мест вспомогательных рабочих.

Обеспечение потребности в кадрах действующего предприятия предполагает не только определение численности работников предприятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой текучести кадров и определение дополнительной потребности или избытка кадров. Оборот кадров -- это отношение числа всех выбывших (оборот по увольнению) или вновь принятых (оборот по приему) за определенный период времени к среднесписочной численности работающих за этот же период.

Текучесть кадров -- это выраженное в процентах отношение числа уволенных по собственному желанию и из-за нарушений трудовой дисциплины работников за определенный период времени к среднесписочной их численности за тот же период. На уровень текучести рабочей силы на предприятии оказывают влияние множество факторов: род деятельности предприятия, пол и возраст работающих, общее состояние конъюнктуры и др. Например, в гостиничном деле уровень текучести кадров традиционно выше, чем в производственных отраслях; текучесть женской рабочей силы значительно выше, чем мужской; текучесть рабочей силы ниже в фазе оживления и подъема экономики. Следует иметь в виду, что с текучестью рабочей силы связаны довольно существенные затраты.

Таким образом, деятельность предприятия, направленная на снижение текучести кадров, может оказать непосредственное влияние на повышение эффективности производства в целом. Поэтому работа с увольняющимися и разработка мероприятий по сокращению текучести кадров являются важными элементами работы с персоналом. При работе с увольняющимися следует учитывать основные причины увольнения. В рыночных условиях хозяйствования увольнение может происходить по собственному желанию и по инициативе администрации. Основаниями прекращения трудового договора (контракта) могут быть:

соглашение сторон;

истечение срока договора (контракта);

призыв или поступление работника на военную службу;

расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника, по инициативе администрации или по требованию профсоюзного органа;

перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность;

отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением условий труда;

вступление в законную силу приговора суда.

Увольняющиеся по собственному желанию чаще всего не удовлетворены характером или условиями работы, ее оплаты, не видят перспектив роста и т. д. Увольнения по собственному желанию помимо финансовых потерь имеют и такую опасность для предприятия, как ухудшение его деловой репутации на рынке труда. Причинами увольнений по инициативе администрации является профнепригодность (неэффективность деятельности, несовместимость с другими членами трудового коллектива), дисциплинарные проступки (опоздания, недисциплинированность), сокращение численности персонала (истечение сроков контракта, ухудшение рыночной конъюнктуры, сокращение производственной программы и др.).

Высокий уровень оборота рабочей силы и текучести кадров может объясняться либо особенностями производственно-хозяйственной деятельности и бизнеса, либо неудачной кадровой политикой предприятия. Поэтому для сокращения текучести кадров могут быть предусмотрены следующие мероприятия:

улучшение условий труда и его оплаты;

максимально полное использование способностей работников;

совершенствование коммуникаций и обучения;

проведение эффективной политики социальных (корпоративных) льгот;

постоянный анализ и корректировка кадровой политики и заработной платы;

повышение степени привлекательности труда, выполняемых видов деятельности и др.

Определение места и времени дефицита рабочей силы и прогнозирование спроса на рабочую силу на рынке Труда в первую очередь связаны с планированием и прогнозированием трудовых ресурсов определенных специальностей и квалификации на тех или иных региональных рынках труда. При этом, чем выше уровень квалификации рабочей силы, тем выше конкуренция между предприятиями на данных рынках.

2.2. Планирование численности персонала и процессов формирования использования персонала

 

Рассмотрим Данный пункт на примере предприятия ООО «Каспий» занимающейся торговлей продуктами питания через розничную торговую сеть.

Потребность в кадрах планируется отдельно по группам и категориям работающих. Наиболее распространенными методами расчета потребности в рабочих кадрах является:

по трудоемкости производственной программы;

по нормам обслуживания.

Первый метод используется при определении численности рабочих, занятых на нормируемых работах. Для этого рассчитывается их среднесписочный состав.

Норма численности -- это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Различают списочную, явочную и среднесписочную численность работников:

Списочная численность работников предприятия -- это показатель численности работников списочного состава на определенное число или дату. Она учитывает численность всех работников предприятия, как выполняющих в данный момент работу, так и находящихся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам.

Среднесписочная численность работников предприятия ООО «Каспий» по сведениям Федерального государственного статистического наблюдения составила за 10 месяцев 2010 г. 62 человека, за 10 месяцев 2011 г. 98 человек.

 Явочный состав характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.

Среднесписочная численность -- численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. Состояние кадров предприятия определяется с помощью следующих коэффициентов:

Коэффициент выбытия кадров (Квк) определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период к среднесписочной численности работников за тот же период:

Квк = (Чув/Чср) 100 где,

Чув - количество работников, уволенных по всем причинам, чел.;

Чср -  среднесписочная численность работников, чел.

 

На предприятии ООО «Каспий» за 2010-2011 г. количество уволенных по разным причинам сотрудников составило 11 человек. На 2010 г количество уволенных составило 5 человек, а на 2011 г. 6.

Для ООО «Каспий» коэффициент выбытия кадров за 2011 г. составляет:

Квк = (5/62)*100

Квк = 8,064%

За 2011 г. Коэффициент выбытия кадров составляет:

Квк = (6/98)*100

Квк = 6,122%

Коэффициент приема кадров (Кпк) определяется отношением количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднегодовой численности персонала за этот же период:

Кпк = (Чпр /Чср) 100 где,

Чпр - численность принятых работников, чел.

 

За период 10 месяцев 2010 г. и 10 месяцев 2011 г. количество вновь принятых работников составляет 47 человек. Коэффициент приема кадров для предприятия ООО «Каспий» составляет:

Кпк = (47/98)*100

Кпк = 47,959%

Коэффициент текучести кадров (Ктк) рассчитывается делением численности работников, выбывших по собственному желанию и уволенных за нарушение трудовой дисциплины за данный период времени (Чув), на среднесписочную численность работников за тот же период.

Ктк = (Чув/Чср) 100

Для предприятия ООО «Каспий» коэффициент текучести кадров за период 2010 по 2011 г составляет:

Ктк = (11/98)*100

Ктк = 11,224%

Потери в численности работников от текучести кадров определяется по формуле:

∆Ч = (Ктк *  Чср  *  Дн) / (Тпл х 100) Где,

Дн - перерыв работы в днях при каждом переходе работника из одной организации в другую (для укрупненных расчетов принимается равным 20 дням);

Тпл - плановый фонд рабочего времени одного работника по балансу в днях.

Для ООО «Каспий» ∆Ч = (11,224*98*20)/((248+249)*100)

∆Ч = 0,00356248

Коэффициент оборота кадров (Кок):

Кок = [(Чув + Чпр)/Чср] 100

Кок = [(11+47)/98]*100 = 59.184%

Определение потребности в персонале на предприятии ведется раздельно по группам промышленно-производственного и непромышленного персонала.

Основными методами расчета количественной потребности в персонале являются расчеты:

по трудоемкости производственной программы;

по нормам выработки;

по нормам обслуживания;

по рабочим местам.

Фонд ресурсов труда в человеко-днях или человеко-часах (Фрт ) можно определить путем умножения среднесписочной численности работников (Чсп) на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Т рв):

Фрт = Чсп х Т рв .

Продолжительность рабочего времени (Т рв ) в плановом периоде может быть определена по следующей формуле:

Т рв=(Тк-Тв- Тпрз- То- Тб -Ту - Тг- Тпр) х Псм -(Ткм+ Тп+ Тс) где,

Тк   -- количество календарных дней в году;

Тв   -- количество выходных дней в году;

Тпрз - Количество праздничных дней в году;

То   -- продолжительность очередных и дополнительных отпусков, дни;

Тб  -- невыходы на работу по болезни и родам, дни;

Ту -- продолжительность учебных отпусков, дни;

Тг   -- время на выполнение государственных и общественных обязанностей, дни;

Тпр -- прочие неявки, разрешенные законом, дни;

Псм -- продолжительность рабочей смены, ч;

Ткм -- потери рабочего времени в связи с сокращением длительности рабочего дня кормящим матерям, ч;

Тп   -- потери рабочего времени в связи с сокращением длительности рабочего дня подросткам, ч;

Тс  -- потери рабочего времени в связи с сокращенным рабочим днем в предпраздничные дни, ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Служба управления персоналом и основные направления ее

деятельности

 

Итак, какую же систему управления персоналом необходимо предпринять в современных условиях? В первую очередь, это должна быть не только кадровая служба, но и система включающая:

1. Оформление и учет кадров;

2. Формирование условий труда - качественные условия труда - элемент современной жизни;

3. Новые трудовые отношения - этика деловых отношений. Если нет сотрудничества, уважения, то работа становится, просто не вообразима. По приходу на работу человек должен ознакомиться с философией предприятия-наёмщика.

4. Развитие социальной инфраструктуры - социальная поддержка каждого (отдых, дополнительные отпуска);

5. Анализ и развитие средств стимулирования труда. Кадровые службы должны отслеживать, что делают на других предприятиях, дабы люди не ушли туда, где больше зарплата и лучше условия труда за туже самую работу;

6. Юридические и психологические консультации - оценка профориентации.

Для того чтобы модель управления персоналом была более эффективной, она должна определяться своим стилем управления (стиль должен быть обобщен, то есть либо демократический, либо автократический). Модель мотивации (кнут или пряник), подход к компетенции, организация зарплаты, повышение квалификации, создание социальной программы, традиции корпоративной культуры (где каждый себя чувствует частью предприятия) и идеей, которая будет лежать в основе всего управления.

Информация о работе Управление персоналом