Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в разработке направлений реформирования механизма управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационных услуг.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
– оценить влияние изменения характера инвестиций в инфраструктуру на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– проанализировать объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры городов-курортов и её современное финансовое обеспечение;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дать оценку инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 804.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на усиление внимания к проблемам инфраструктуры, ее конкретное содержание остается спорным, среди ученых нет еще единства взглядов на место и роль инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, группирование ее отраслей, до конца не уточнены границы между инфраструктурой и основным производством, между различными ее группами, слабо исследованы также проблемы совершенствования механизма финансирования этой важной сферы приложения общественного труда.

Рассмотрев наиболее распространенные взгляды как на сущность самой инфраструктуры, так и классификацию ее отраслей с точки зрения использования инвестиций как фактора обеспечения воспроизводственных процессов и экономического развития, нами уточнено то, что под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. 

На основе рассмотрения различных точек зрения, изложенных в научной литературе, можно сказать, что учеными выделяются производственная (обслуживающее производство), социальная (создающая условия для жизнедеятельности населения), институциональная (подсистема управления экономикой региона)[14].

Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, производств и видов деятельности, основными функциями которых являются производственные услуги, а также обеспечение оборота в экономике. Говоря о производственной инфраструктуре, следует подчеркнуть, что она создает необходимые общие условия для размещения и успешного функционирования производства.

Т.о., транспорт и связь составляют общее условие производства и выступают как основное ядро инфраструктуры, хотя они возникли и получили развитие не раньше некоторых других элементов производственной инфраструктуры. Транспорт и связь начинают выполнять роль основного ядра инфраструктуры при крупном производстве, когда они постепенно были приспособлены для обслуживания массового производства, постоянного перемещения капитала и труда из одной сферы производства в другую и для обеспечения расширяющихся мировых рыночных связей.

В результате развития общества постепенно возникли и сформировались также другие отрасли и элементы производственной инфраструктуры. Общие условия современного производства, на наш взгляд, включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции: объекты электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.).

Социальная инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин «социальная инфраструктура» стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.

Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, информационные центры, учреждения финансово - кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, производства и т.д.

Следует, однако, отметить, что такое разделение понятий инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда, скажем, управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.

В результате дальнейшего углубления процесса разделения труда, роста масштабов производства и расширения вывоза капитала внутри мирового сообщества развивается инфраструктура, обслуживающая производство, обращение, производящая услуги и другие блага. Известно, например, что растущие потребности производства и населения вызывают необходимость финансирования развития городов, железных и шоссейных дорог, портов, причалов, аэродромов, предприятий и учреждений торговли, здравоохранения, просвещения, культуры, зон массового отдыха населения, различных увеселительных заведений и т.п.

Особенно усиливается взаимосвязь и взаимное влияние между основным производством и инфраструктурой, в силу чего без её финансовой поддержки резко снижается эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства. Следует отметить, что инфраструктура стала основным элементом воспроизводственного процесса. Однако на предприятиях и в учреждениях инфраструктуры капитал оборачивается медленнее, прибыль может быть меньше по сравнению с другими секторами экономики. Поэтому частные предприниматели не всегда заинтересованы вкладывать капитал в их развитие.

Это противоречие более или менее удовлетворительно разрешается в условиях государственного регулирования, когда значительная часть затрат на развитие инфраструктуры перекладывается на государственный бюджет, что  становится условием перехода отдельных отраслей инфраструктуры в государственную собственность. Сказанное относится главным образом к крупным средствам сообщения, почтам, телеграфу, железным дорогам.

В современных условиях инфраструктура превратилась в огромное поле приложения капитала и труда. Так, в начале 2000 года 57,1% валовых капитальных вложений в США, включая жилищной строительство, направлялось на развитие инфраструктуры [28].

Финансируя инфраструктуру, государство старается использовать ее в качестве антициклического фактора и разрешить за ее счет противоречия, порожденные современной экономикой, но главное - инфраструктура превратилась в огромную сферу бизнеса, важнейшую черту цивилизованности страны, в поле эффективного приложении капитала.

В настоящее время капитальные вложения на развитие инфраструктурного комплекса России составляют примерно 20 % от их общего объёма, однако по общему уровню ее развития мы значительно отстаем от других развитых стран мира. В России темпы инвестирования в основной капитал (в процентах к ВВП) невысоки: в 1999 г. - 15,8%; 2003 г. - 16,6%,  2004 г. -16,9%, в2005 г. –17,2% [3].

Так, с 1999 по 2005 гг. объем инвестиций на транспорте возрос всего на 75%, в отраслях связи – в 3,3 раза. В сфере информационно-вычислительного обслуживания с 2000 по 2005 гг. объем ежегодных инвестиций увеличился в 4 раза.

 

Таблица 1 -Темпы роста финансирования в основной капитал по некоторым отраслям  инфраструктуры в РФ (в % к предыдущему году; в сопоставимых  ценах)

Отрасли

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Транспорт

135,1

130,5

104,6

82,1

105,4

106,3

114,9

Связь

87,1

97,0

126,1

133,4

159,9

124,6

118,8

Информационно-вычисли-тельное обслуживание

62,4

122,5

101,0

151,8

125,1

123,3

121,6

Наука и научное обслуживание

123,5

112,2

124,6

135,8

124,2

122,7

121,4


 

В сфере науки и научного обслуживания в последние годы объемы инвестиций увеличивались также значительно, их величина возросла в 2005 г. по сравнению с 1999 г. более чем в 2,8 раза. Тем не менее, устойчивый рост инвестиций в инфраструктуру в целом еще не достигнут.

Таблица 2 -Удельный вес инвестиций в основной капитал по некоторым      отраслям  инфраструктуры в РФ (в % к общему объему инвестиций)

Отрасли

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Транспорт

18,5

21,1

20,7

19,1

19,9

20,1

22,0

Связь

3,2

2,6

2,9

4,0

6,4

6,5

6,8

Информационно-вычисли-тельное обслуживание

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Наука и научное обслуживание

0,5

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,1


 

Как видно из таблицы 2, в последние годы растет доля инвестиций в основной капитал науки и научного обслуживания, а также связи. Стабильна на протяжении 1999-2005 гг. была доля инвестиций в основной капитал информационно-вычислительного обслуживания. Высок удельный вес инвестиций в транспорт, что вполне объяснимо.

Современные тенденции развития инфраструктуры свидетельствуют о том, что удельный вес отраслей услуг в общей численности занятых за 1950 - 2005 гг. увеличился в 2,5 раза и в 2004 г. составил 66,7% [28]. Характерными особенностями развития инфраструктуры, например, США являются интеграция услуг в общехозяйственный комплекс, прогрессивные структурные изменения, динамизм, многогранность, высокое качество и комфортность сервиса, значительно нивелирующие уровень обслуживания городского и сельского жителя.

Главной причиной серьезного отставания инфраструктурного комплекса явилась совершенно несостоятельная концепция остаточного принципа к ее финансированию. Такой принцип подхода к инфраструктуре отражался прежде всего в ограничении капитальных вложений на ее развитие, порождал недооценку ее роли как фактора интенсификации и повышения эффективности производства.

Новая концепция развития инфраструктурного комплекса должна строится не только на возрастании роли финансового фактора как условия воспроизводства, но и как прямого создателя национального дохода общества. Инфраструктура производит значительную часть валового внутреннего продукта, а за 2005 г. ее удельный вес в создании ВВП превысил 23%. Наряду с прямым участием инфраструктура также опосредованно способствует увеличению национального дохода через повышение профессионального уровня рабочей силы, укрепления ее здоровья, создание условий для гармонического развития личности. Известно, что чем выше квалификация рабочей силы, тем больше она создает новой стоимости.

Финансирование инфраструктуры должно предусматривать также нивелирование межрегиональных различий. Если по уровню развития инфраструктуры материального производства (его технический уровень, уровень технологического применения и т. д.) между экономическими районами, за небольшим исключением, особых различий нет, то в развитии социальной инфраструктуры как сферы производства услуг и духовных благ есть существенные межрегиональные различия. Например, в 2004 г. объем платных услуг населению в России составил - 1766,1 млрд. руб. или 12222 руб. на одного жителя [8]. По этому показателю между регионами разница достигает 3 и более раз. Эта дифференциация - лишнее доказательство существования проблемы преодоления социальных различий в территориальном плане. В этой связи, в 2006 г. Федеральной целевой программой «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов в РФ (2002 -2010 гг. и до 2015 г) предусмотрено финансирование социальной инфраструктуры регионов в  размере 3700 млн. руб., в т.ч. 1552 млн. руб. из бюджетных источников [8].

Ученые постепенно утверждаются в мысли, что нормальное функционирование в процессе производства важнейшей производительной силы - человека - также требует вложение капитала на создание определенных объектов инфраструктуры. Было обращено внимание на то, что со временем все решительнее набирает силу социальный аспект финансирования развития традиционных элементов производственной инфраструктуры (транспорт, средства связи и т. п.): приспособление их для удовлетворения различных потребностей человека.

Если говорить об отраслевой классификации, к составу социальной инфраструктуры следует относить отрасли хозяйства, непосредственно обеспечивающие определенные условия жизнедеятельности населения.

Информация о работе Управления инвестициями в инфраструктуру города-курорта