Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119

Файлы: 1 файл

Диплом по безналу.DOC

— 1.63 Мб (Скачать файл)

 

Используя данные приведенной  выше таблицы и формулу 3.2, получаем:

           .

 

Таким образом, так как  ПНП>1, Ток<Тплановый, ЧДД>0, ВНД>12%, то вложение средств можно признать эффективным.

Для оценки эффективности внедрения систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms» рассчитаем количество времени, затрачиваемое контролерами, после вве-

 

 

дения в действие систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений». Результаты расчетов сведены в приложении 3.

 Таким образом, в результате проведения мероприятий общее время работы контролеров сокращается с 1239,9 минут до 1059,9 минут, то есть на 180 минут (3 часа) или на 14,5%. Кроме того, время на прием и проведение платежных поручений сокращается с 450 минут до 210 минут, то есть более чем в 2 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования в дипломном проекте  сделаем ряд обобщений и выводов.

В дипломном проекте  проведен анализ форм движения безналичных  расчетов в Хмельницком филиале ОАО Челябинвестбанк с юридическими лицами. Исходя из особенностей его проведения и осуществления следует сделать вывод о наличие обширного поля деятельности для банка по налаживанию цивилизованной системы безналичных расчетов. Более того, можно судить о грандиозности проблемы становления эффективных, отвечающих требованиям экономики и времени безналичных расчетов.

На основе анализируемой  экономической литературы и проведенных  исследований можно сделать следующие выводы.

Безналичные расчеты  – погашение обязательств юридических  лиц без использования денежных знаков. Система безналичных расчетов – не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих: совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений; система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме; система платежных форм, документов и правил документооборота.

В экономической  науке  сложилось неоднозначное понимание  принципов безналичных расчетов. При всей неоднородности определения принципов безналичных расчетов можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся в трудах отечественных экономистов: принцип оптимальной скорости безналичных расчетов; принцип срочности платежа; принцип обеспеченности платежа; принцип периодической очередности платежа; принцип повышения эффективности затрат на ведение безналичных расчетах. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

 

 

Операции по безналичным  расчетам отражаются на расчетных, текущих, бюджетных, ссудных, депозитных и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.

Формы безналичных расчетов установлены Гражданским Кодексом. Кодекс не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов, которые могут быть использованы участниками имущественного оборота, а ограничивается регулированием основных из них: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо.

Проведенный в исследовании анализ клиентской базы выявил следующее.

Среди клиентов банка есть представители крупного бизнеса, среднего и малого. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса (55,35% от общего числа клиентов). Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций. Анализ структуры привлеченных средств юридических лиц свидетельствует об увеличении доли остатков на счетах клиентов и сокращении доли вексельных остатков.

На протяжении 2005 года банк выполнял бизнес-план по среднедневным остаткам средств на счетах клиентов. Незначительное невыполнение в ноябре было связано с ростом оборачиваемости средств на счетах клиентов.

Анализ клиентской базы был дополнен анализом движения безналичных  расчетов с юридическими лицами.

Основным платежным  инструментом в структуре безналичных  расчетов являются платежные поручения: в 2004 году их удельный вес в общем количестве и объеме платежей составил соответственно 74,3% и 86,7% .

Преобладание данной формы расчетов объясняется возможностью ее использования в расчетах по хозяйственным сделкам и по операциям нетоварного характера, а также при совершении платежей электронным способом, что позволяет максимально сократить сроки завершения расчетов.

Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения, применяются в безналичных расчетах не столь широко: 1,6% и 0,5% от

 

общего количества и  объема платежей. Расчеты чеками, эмитируемыми кредитными организациями, составили в 2003 году 0,2% по количеству и 0,1% по объему. Платежи с применением аккредитивов используются незначительно. Вексельное обращение не превышает 7-8 %.

Основное количество - 23,9% и объем - 12,7% прочих применяемых  платежных инструментов составляют платежные ордера, используемые при частичной оплате расчетных документов из-за недостаточности средств на счете клиента и, в установленных случаях, при изменении реквизитов кредитных организаций, их клиентов.

Рассмотрев действующие  инструменты безналичных расчетов, можно утверждать, что существует большой поток бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Это влечет за собой ряд проблем, среди которых можно выделить сбои, задержки, нарушение расчетов по вине банков.

Проведенный анализ практики совершения безналичных расчетов с юридическими лицами в Хмельницком филиале ОАО «Челябинвестбанк» выявил наличие резервов для ускорения безналичных расчетов. Для повышения скорости проведения безналичных расчетов был предложен ряд мероприятий, среди которых особо следует выделить внедрение системы «Клиент-банк», системы «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений»  и новой технологии, позволяющей проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно. При такой технологии (она носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих и входящих пакетных файлов с запросами или ответами на запросы. Рабочие станции используются только для ввода информации. К преимуществом данной технологии относится:

- наивысшая скорость  платежа внутри системы (“on-line”  режим).

- великолепная взаимосвязь  со всеми прикладными программами  (“Операционный день”, “Баланс”, “Кредиты” и т.п.)

 

- отсутствие ручной  обработки информации.

Единственным недостатком  данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его адаптация к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для того, чтобы выжить, банкам придется внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.

Кроме внедрения описанной  системы для ускорения расчетов было предложено использовать систему «клиент+банк».

При помощи системы "Клиент+Банк" клиент сможет не выходя из своего офиса:

подготавливать платежные документы и отправлять в банк при помощи модема, подключенного к своему компьютеру;

получать из банка подтверждения о получении и проведении платежей;

ежедневно (несколько раз в день по регламенту) получать из банка экспресс-выписки по своим счетам;

работать с валютными счетами;

пользоваться другими сервисными возможностями системы.

Система "Клиент+Банк" позволяет банку и его клиентам обмениваться подписанными и зашифрованными пакетами документов по телефонным линиям связи.

На сегодняшний день совершение операций, связанных с безналичными расчетами юридических лиц Хмельницкого филиала Челябинвестбанка,  находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

Учитывая большой объем  документов, а главное, необходимость  высокой точности обработки, осуществлять эту операцию посредством традиционной руч-

 

ной обработки не всегда удается. Многие банки начинают использовать на этом участке специальные компьютерные программы, позволяющие автоматизировать процесс ввода в автоматизированную банковскую систему. Внедрение подобных систем позволяет ускорить обработку в 4 — 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка.

К таким программным продуктам относится система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений», которая, по мнению многих экспертов, является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм Cognitive Forms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений, а также учитывает широкий спектр возможных отклонений от стандарта, которые могут встречаться в реальных документах. Подсистема распознавания печатного текста настроена на типовые виды печатающих устройств, реально используемых для заполнения бланка: лазерный принтер, матричный принтер или пишущую машину. Базовый комплект поставки имеет встроенную подсистему контекстного контроля, включающую проверку по справочнику банков ЦБ РФ, проверку ключевания счетов, проверку соответствия суммы текстом и прописью и др.

За счет использования  электронных систем расчетов и банк и клиент, должны получить определенную выгоду, в том числе и экономическую. В противном случае не было бы смысла заниматься кому бы то ни было этими проблемами вообще.

Для расчета эффективности  внедрения какого либо нового продукта (например банковского) необходимо просчитать затраты на внедрение, затраты на эксплуатацию, доход от использования, срок окупаемости, и предполагаемую прибыль. Применительно к данной работе нет возможности сделать хотя бы с некоторой допустимой точностью такие расчеты, поскольку нет цели - описать конкретную схему внедрения электронных расчетов. В тоже время разнообразие схем

 

внедрения, предполагает, совершенно различные (иногда на порядки) уровни доходов и расходов связанные с внедрением и использованием электронных систем расчетов.

В дипломном проекте  была рассчитана эффективность внедрения  системы «main frame». Единовременные затраты на внедрение системы составляют 500 тыс. руб. Текущие затраты на сопровождение и содержание системы составляют 70 тыс. руб. в год. Ожидаемый ежегодный доход от внедрения системы планируется в размере 220 тыс. руб.

На основе исходных данных были рассчитаны:

показатель простой  нормы прибыли (ПНП);

показатель срока окупаемости (Ток);

показатель чистого  дисконтированного дохода (ЧДД);

показатель внутренней нормы доходности (ВНД).

Так как в результате расчетов получили следующие данные: ПНП>1, Ток<Тплановый, ЧДД>0, ВНД>12%, то вложение средств  можно признать эффективным.

Для оценки эффективности внедрения систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms» было рассчитано количество времени, затрачиваемое контролерами, после введения в действие систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений».

В результате проведения мероприятий общее время работы контролеров сокращается с 1239,9 минут до 1059,9 минут, то есть на 180 минут (3 часа) или на 14,5%. Кроме того, время на прием и проведение платежных поручений сокращается с 450 минут до 210 минут, то есть более чем в 2 раза.

Таким образом, для привлечения  новых клиентов и удержания имеющихся необходимо постоянно исследовать рынок банковских услуг в сфере расчетно-кассового обслуживания, обеспечивать оперативность прохождения платежей, постоянно разрабатывать и внедрять новые технологии, гибко применять тарифы

 

 

на расчетно-кассовое обслуживание  клиентов, а также  обеспечивать индивидуальный подход к клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверченко В.А., Сильвестров С.Н., К вопросу о безналичном денежном обращении в России // Банковское дело. - 2002. - №4. – с. 15-17.
  2. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, 2002. – 423 с.
  3. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2002. - 511 с.
  4. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. - 415 с.
  5. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 564 с.
  6. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М.: Логос, 2004. – 387 с.
  7. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - 192 с.
  8. Березина М.П. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов // Банковское дело. – 2001. - №12. – с. 17-21.
  9. Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. – 2002. - №1. – с. 15-19.
  10. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. - М.: Финстатинформ, 2004. - 412 с.
  11. Бломштейн Г.Д. Саммерс. Б.Д. Банковское дело и платежная система. - М.: Дело, 2002. 493 с.
  12. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2000. –147 с.
  13. Бурдинский А. Кому и зачем нужен Интернет Банкинг // Мир Интернет. – 2003. - № 9. – с. 41-45.
  14. Ввод платежных поручений: компьютер вместо человека // Банковские технологии. – 2002. - №12. – с. 12-17.
  15. Горюхин Б.Н., Гузов К.О., Фатуев В.А. Оценка периода использования остатков денежных средств на расчетных счетов клиентов // Банковское дело. – 2001. - №1. – с. 23-25.
  16. Ефимова Л.Г. Банковское право. – М.: БЕК, 2003. – 312 с.
  17. Иванов В.В. Анализ надежности банков. - М.: Русская деловая литература, 2001. - 320 с.
  18. Коган М.Л. Предприятие и банк. – М.: Аркаюр, 2000. – 302 с.
  19. Косой А.М. Управление безналичным платежным оборотом. - М.: Финансы, 2000. - 368 с.
  20. Кредит и обращение денег в сфере безналичного оборота / Под ред. Ц.М. Хайтиной. - Саратов, 2000. 217 с.
  21. Кредиты. Инвестиции. - М.: Приор, 2001. – 129 с.
  22. Кузьмин О. «Клиент-Банк» и программы распознавания отсканированных платежных поручений // Банковское дело в Москве. – 2000. - № 4. – с. 37-41.
  23. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
  24. Ломан Э.Д. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 2000. – 381 с.
  25. Маневич В.Е. Кредитно-денежная политика и экономическая динамика в России // Бизнес и Банки. – 2002. - №7. – с. 31-35.
  26. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 457 с.
  27. Мехряков В.Д. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг // Банковское дело. – 2000. - №7. – с. 12-14.
  28. Миловидов Д.А. Современное банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 335 с.
  29. Минина Т.Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги. – 2002. - №7. – с. 31-35.
  30. Молчанов И.В. Коммерческий банк в современной России. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 259 с.
  31. Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках. – М.: Банки и биржи, 2000. – 299 с.
  32. Подпорин Ю., Безналичные расчеты под защитой //Экономика и жизнь. – 2001. - №19.
  33. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 351 с.
  34. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 325 с.
  35. Саркисянц А. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка // Планета Интернет. – 2001. - № 5-6.
  36. Севрук В.Т, Банковские риски. - М: Дело Лтд, 2000. - 72 с.
  37. Тасунян И. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 2002. – 453 с.
  38. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М.: АНТИДОР, 2000. – 268 с.
  39. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 446 с.
  40. Яковлев Н.П. Кассовая работа в коммерческом банке. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 422 с.

Информация о работе Безналичные расчеты