Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа
Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемость средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов юридических лиц.
Введение….…………………………………………………………………4
Глава 1 Теория и методология организации безналичных расчетов в экономической литературе……………………………….................................................6
1.1 Сущность, принципы и формы безналичных расчетов……………….6
1.2 Особенности ведения безналичных расчетов в банке с юридическими лицами…………………………………………………………………………….....30
1.3 Выбор методики оценки безналичных расчетов……………………….38
Глава 2 Экспресс-диагностика безналичных расчетов с юридическими лицами…………………………44
2.1 Анализ клиентской базы……………………………………………….....44
2.2 Анализ движения форм безналичных расчетов с юридическими лицами в…….…………………………51
Глава 3 Новые технологии безналичных расчетов ……………………………………………………………65
3.1 Сравнительный анализ применения новых технологий безналичных расчетов в российских банках……………………………………………………………65
3.2 Внедрение новых технологий безналичных расчетов в банке…………88
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения и использования новых технологий безналичных расчетов……………………………………………..99
Заключение…..…………………………………...…......................................106
Список используемой литературы………….……………………………...113
Приложение А Общее время, затрачиваемое контролерами……………………………………………………….……………………………116
Приложение Б Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей…………………………………………………...119
Используя данные приведенной выше таблицы и формулу 3.2, получаем:
.
Таким образом, так как ПНП>1, Ток<Тплановый, ЧДД>0, ВНД>12%, то вложение средств можно признать эффективным.
Для оценки эффективности внедрения систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms» рассчитаем количество времени, затрачиваемое контролерами, после вве-
дения в действие систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений». Результаты расчетов сведены в приложении 3.
Таким образом, в результате проведения мероприятий общее время работы контролеров сокращается с 1239,9 минут до 1059,9 минут, то есть на 180 минут (3 часа) или на 14,5%. Кроме того, время на прием и проведение платежных поручений сокращается с 450 минут до 210 минут, то есть более чем в 2 раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного
исследования в дипломном проекте
сделаем ряд обобщений и
В дипломном проекте проведен анализ форм движения безналичных расчетов в Хмельницком филиале ОАО Челябинвестбанк с юридическими лицами. Исходя из особенностей его проведения и осуществления следует сделать вывод о наличие обширного поля деятельности для банка по налаживанию цивилизованной системы безналичных расчетов. Более того, можно судить о грандиозности проблемы становления эффективных, отвечающих требованиям экономики и времени безналичных расчетов.
На основе анализируемой экономической литературы и проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Безналичные расчеты – погашение обязательств юридических лиц без использования денежных знаков. Система безналичных расчетов – не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих: совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений; система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме; система платежных форм, документов и правил документооборота.
В экономической науке
сложилось неоднозначное
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих, бюджетных, ссудных, депозитных и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.
Формы безналичных расчетов
установлены Гражданским
Проведенный в исследовании анализ клиентской базы выявил следующее.
Среди клиентов банка есть представители крупного бизнеса, среднего и малого. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса (55,35% от общего числа клиентов). Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций. Анализ структуры привлеченных средств юридических лиц свидетельствует об увеличении доли остатков на счетах клиентов и сокращении доли вексельных остатков.
На протяжении 2005 года банк выполнял бизнес-план по среднедневным остаткам средств на счетах клиентов. Незначительное невыполнение в ноябре было связано с ростом оборачиваемости средств на счетах клиентов.
Анализ клиентской базы был дополнен анализом движения безналичных расчетов с юридическими лицами.
Основным платежным инструментом в структуре безналичных расчетов являются платежные поручения: в 2004 году их удельный вес в общем количестве и объеме платежей составил соответственно 74,3% и 86,7% .
Преобладание данной формы расчетов объясняется возможностью ее использования в расчетах по хозяйственным сделкам и по операциям нетоварного характера, а также при совершении платежей электронным способом, что позволяет максимально сократить сроки завершения расчетов.
Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения, применяются в безналичных расчетах не столь широко: 1,6% и 0,5% от
общего количества и объема платежей. Расчеты чеками, эмитируемыми кредитными организациями, составили в 2003 году 0,2% по количеству и 0,1% по объему. Платежи с применением аккредитивов используются незначительно. Вексельное обращение не превышает 7-8 %.
Основное количество - 23,9% и объем - 12,7% прочих применяемых платежных инструментов составляют платежные ордера, используемые при частичной оплате расчетных документов из-за недостаточности средств на счете клиента и, в установленных случаях, при изменении реквизитов кредитных организаций, их клиентов.
Рассмотрев действующие
инструменты безналичных
Проведенный анализ практики совершения безналичных расчетов с юридическими лицами в Хмельницком филиале ОАО «Челябинвестбанк» выявил наличие резервов для ускорения безналичных расчетов. Для повышения скорости проведения безналичных расчетов был предложен ряд мероприятий, среди которых особо следует выделить внедрение системы «Клиент-банк», системы «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений» и новой технологии, позволяющей проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно. При такой технологии (она носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих и входящих пакетных файлов с запросами или ответами на запросы. Рабочие станции используются только для ввода информации. К преимуществом данной технологии относится:
- наивысшая скорость
платежа внутри системы (“on-
- великолепная взаимосвязь
со всеми прикладными
- отсутствие ручной обработки информации.
Единственным недостатком данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его адаптация к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для того, чтобы выжить, банкам придется внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.
Кроме внедрения описанной системы для ускорения расчетов было предложено использовать систему «клиент+банк».
При помощи системы "Клиент+Банк" клиент сможет не выходя из своего офиса:
подготавливать платежные документы и отправлять в банк при помощи модема, подключенного к своему компьютеру;
получать из банка подтверждения о получении и проведении платежей;
ежедневно (несколько раз в день по регламенту) получать из банка экспресс-выписки по своим счетам;
работать с валютными счетами;
пользоваться другими сервисными возможностями системы.
Система "Клиент+Банк" позволяет банку и его клиентам обмениваться подписанными и зашифрованными пакетами документов по телефонным линиям связи.
На сегодняшний день совершение операций, связанных с безналичными расчетами юридических лиц Хмельницкого филиала Челябинвестбанка, находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.
Учитывая большой объем документов, а главное, необходимость высокой точности обработки, осуществлять эту операцию посредством традиционной руч-
ной обработки не всегда удается. Многие банки начинают использовать на этом участке специальные компьютерные программы, позволяющие автоматизировать процесс ввода в автоматизированную банковскую систему. Внедрение подобных систем позволяет ускорить обработку в 4 — 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка.
К таким программным продуктам относится система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений», которая, по мнению многих экспертов, является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм Cognitive Forms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений, а также учитывает широкий спектр возможных отклонений от стандарта, которые могут встречаться в реальных документах. Подсистема распознавания печатного текста настроена на типовые виды печатающих устройств, реально используемых для заполнения бланка: лазерный принтер, матричный принтер или пишущую машину. Базовый комплект поставки имеет встроенную подсистему контекстного контроля, включающую проверку по справочнику банков ЦБ РФ, проверку ключевания счетов, проверку соответствия суммы текстом и прописью и др.
За счет использования электронных систем расчетов и банк и клиент, должны получить определенную выгоду, в том числе и экономическую. В противном случае не было бы смысла заниматься кому бы то ни было этими проблемами вообще.
Для расчета эффективности внедрения какого либо нового продукта (например банковского) необходимо просчитать затраты на внедрение, затраты на эксплуатацию, доход от использования, срок окупаемости, и предполагаемую прибыль. Применительно к данной работе нет возможности сделать хотя бы с некоторой допустимой точностью такие расчеты, поскольку нет цели - описать конкретную схему внедрения электронных расчетов. В тоже время разнообразие схем
внедрения, предполагает, совершенно различные (иногда на порядки) уровни доходов и расходов связанные с внедрением и использованием электронных систем расчетов.
В дипломном проекте была рассчитана эффективность внедрения системы «main frame». Единовременные затраты на внедрение системы составляют 500 тыс. руб. Текущие затраты на сопровождение и содержание системы составляют 70 тыс. руб. в год. Ожидаемый ежегодный доход от внедрения системы планируется в размере 220 тыс. руб.
На основе исходных данных были рассчитаны:
показатель простой нормы прибыли (ПНП);
показатель срока окупаемости (Ток);
показатель чистого дисконтированного дохода (ЧДД);
показатель внутренней нормы доходности (ВНД).
Так как в результате расчетов получили следующие данные: ПНП>1, Ток<Тплановый, ЧДД>0, ВНД>12%, то вложение средств можно признать эффективным.
Для оценки эффективности внедрения систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms» было рассчитано количество времени, затрачиваемое контролерами, после введения в действие систем «клиент-банк» и «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений».
В результате проведения мероприятий общее время работы контролеров сокращается с 1239,9 минут до 1059,9 минут, то есть на 180 минут (3 часа) или на 14,5%. Кроме того, время на прием и проведение платежных поручений сокращается с 450 минут до 210 минут, то есть более чем в 2 раза.
Таким образом, для привлечения новых клиентов и удержания имеющихся необходимо постоянно исследовать рынок банковских услуг в сфере расчетно-кассового обслуживания, обеспечивать оперативность прохождения платежей, постоянно разрабатывать и внедрять новые технологии, гибко применять тарифы
на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, а также обеспечивать индивидуальный подход к клиентам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ