Долгосрочное кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование организации долгосрочного банковского кредитования. В соответствии с выше изложенным задачи работы определены следующим образом:
определение сущности долгосрочного банковского кредитования;
рассмотрение оценки эффективности долгосрочного кредитования;
изучение путей совершенствования организации долгосрочного банковского кредитования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ 6
1.1 Сущность долгосрочного кредитования 6
1.2 Долгосрочное инвестирование: банковский кредит, лизинговый кредит, ипотечный кредит, консорциальный кредит 18
1.3 Способы обеспечения кредита 30
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОЛГОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 38
2.1 Краткая экономическая характеристика Головного филиала ОАО «Белинвестбанк» в г. Гомеле 38
2.2 Организация долгосрочного банковского кредитования 51
2.3 Банковский мониторинг при долгосрочном кредитовании 59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БАНКА 66
3.1 Показатели оценки эффективности вложения средств в инвестиционный проект 66
3.2 Создание в Республике Беларусь системы долгосрочного ипотечного кредитования 70
3.3 Использование технологии интеллектуального анализа данных, как способ снижения кредитного риска 80
3.4 Экономический эффект от использования эконометрических методов 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95

Файлы: 1 файл

Долгосрочное кредитов.docx

— 407.28 Кб (Скачать файл)

Существует  множество видов кредитов, среди  которых можно выделить и долгосрочный. Долгосрочные кредиты – это кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года включительно [2, c. 327].

Долгосрочному кредиту присуще следующие основные функции:

1)Перераспределительная  функция.

 Через  сделку ссуды кредитор может  в одном случае передать заемщику во временное пользование товарно-материальные ценности; в другом, что более типично для современного кредитного хозяйства, - денежные средства. В обоих случаях при единой сущности этой сделки объект передачи различен. Однако это различие касается формы данного объекта, а не его содержания.

Вместе с тем перераспределение  может также являться продолжением процесса реализации (обмена). При коммерческой форме кредита предприятие-изготовитель реализует свою продукцию на условиях предоставляемой покупателю отсрочки платежа, т.е. на кредитной основе. В этом случае не наблюдается высвобождения ресурсов. Однако для того, чтобы дать такую отсрочку, предприятию-поставщику нужно либо самому располагать свободными ресурсами до момента оплаты его продукции, либо получить их во временное пользование от других субъектов воспроизводства (чаще всего от банка). В том и в другом случаях перераспределяется то, что уже создано в различных звеньях хозяйства. В перераспределительной функции существенным является передача временно высвободившейся стоимости во временное пользование.

2) Функция  замещения действительных (металлических)  денег знаками денег и создания  кредитных функций обращения. 

В современном  кредитном хозяйстве созданы  необходимые условия для такого замещения. Перечисление денег с  одного счета на другой в связи  с безналичными расчетами за товары и услуги, зачет взаимной задолженности, перечисление только сальдо взаимных зачетов дают возможность сократить  налично-денежные платежи, улучшить структуру  денежного оборота. В данном случае кредит выступает как категория обмена.

3) Контрольно-стимулирующая  функция, означающая не контроль  деятельности каких-то контролирующих органов (например, банков), а самоконтроль предприятий с помощью экономических рычагов. В этом случае с помощью кредита осуществляется денежный контроль за процессом воспроизводства. Например, если предприятие плохо работает, то это отражается на его задолженности по ссудам и, в конечном счете, на его финансовом состоянии в целом. Поэтому с помощью контрольно-стимулирующей функции кредит как бы сигнализирует о состоянии производства и побуждает предприятия к улучшению своей работы, совершенствованию производственных отношений.

Теория кредита  выделяет такие принципы кредитования, как возвратность, срочность, дифференцированность, платность, целевой характер, обеспеченность и недопущение замещения кредитными ресурсами счетов капитала. 

Возвратность  обусловлена сущностью кредита. Она означает, что денежные средства, предоставленные в виде ссуды, служат лишь временным источником пополнения оборотных средств или средств, предназначенных на капитальные вложения предприятия, и по истечении определенного времени должны быть возвращены банку. Отсюда вытекает такой принцип кредитования, как срочность.

Срочность –  заранее оговорённые сроки возврата кредитору заёмных средств, то есть временная определённость возврата кредита, нарушение которой влечёт за собой применение определённых санкций. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссудных средств в распоряжении заёмщика.

С переходом  на рыночные условия этому принципу кредитования придаётся, как никогда, особое значение поскольку от его соблюдения зависит нормальное обеспечение общественного воспроизводства денежными средствами, а соответственно его объёма, темпа роста. Соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения ликвидности самих  банков. Для каждого отдельного заёмщика соблюдение этого принципа открывает возможность получения в банке новых кредитов.

Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемых материальных ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных. С принципом срочности возврата кредита тесно связан принцип дифференцированности.

Дифференцированность  – означает, что банки не должны однозначно подходить к вопросу  о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Кредит должен предоставляться только тем  клиентам, которые в состоянии своевременно его вернуть. Дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которыми понимается финансовое состояние заёмщика, дающее уверенность в способности и готовности его возвратить кредит в обусловленный договором срок. Дифференцированность кредитования, исходя из кредитоспособности заёмщиков, препятствует покрытию их потерь и убытков за счёт кредита и служит необходимым условием его нормального функционирования на основах возвратности и платности.

Платность означает, что за предоставленные кредиты банки взимают плату в виде процентов. Процент – это "цена" кредита, которая формируется с учетом складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы.

Проценты  за пользование кредитом устанавливаются  с таким расчетом, чтобы сумма  полученных от заемщика процентов покрывала  расходы банка по привлечению  средств, необходимых для предоставления кредита (с добавлением маржи). Процентные ставки зависят от срока пользования кредитом, риска неплатежеспособности заемщика, характера предоставленного обеспечения, содержания кредитуемого мероприятия, ставок конкурирующих банков и других факторов и определяются дифференцированно в каждом кредитном договоре.

Процентные  ставки за кредит могут быть фиксированными и плавающими, что также предусматривается в кредитном договоре. Фиксированные процентные ставки остаются неизменными в течение всего срока кредита. Плавающие ставки колеблются в зависимости от условий денежного рынка, изменения размера процентов по депозитам, складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы, а также состояния экономики и финансов заемщика и могут пересматриваться банком в течение срока кредитования с обязательным уведомлением заемщика.

В случае несвоевременной  уплаты процентов за пользование  кредитом из-за отсутствия средств  на расчетном счете заемщика банк может взимать пеню за каждый день просрочки платежа в размере, определяемом кредитным договором. В соответствии с условиями кредитного договора банк может взимать с заемщика комиссию по его обязательствам по пользованию кредитом, начисляемую на неиспользованную часть кредита.

Целевой характер кредита является условием только при  кредитовании ненадежных заемщиков  или когда непосредственно банк выступает инициатором финансируемого мероприятия. В то же время целевая направленность кредита означает, что заемные средства должны быть использованы строго по назначению. В первую очередь это относится к тем кредитам, которые предоставляются на решение обозначенных целевых программ (проблем).

Обеспеченность выдаваемых банком ссуд уменьшает риск получения убытков, так как при соблюдении этого принципа гарантируется возврат банку заемных средств. Размеры и виды обеспечения зависят от финансового положения заемщика, условий ссуды, отношений с заемщиком.

Важным принципом  кредитования является недопущение  замещения кредитными ресурсами  счетов капитала. Если это происходит, то банк немедленно прекращает кредитование и отзывает все выданные кредиты независимо от сроков их погашения. Если предприятие в этот момент не находит дополнительных ресурсов или не сможет мобилизовать средства из других источников, то оно будет вынуждено объявить себя банкротом. В данном случае предприятие, рассчитавшись с банком, остаток средств распределяет среди своих пайщиков и объявляет о своей ликвидности, если пайщики не согласятся на списание части своего капитала и функционирование предприятия с уменьшенным капиталом [3, c. 452-453].

Коммерческие  банки осуществляют долгосрочные вложения средств в уставные фонды других юридических лиц, которыми могут быть: банки; предприятия; фирмы; небанковские кредитно-финансовые организации; клиринговые центры; межбанковские информационные центры.

Источником  инвестиций являются свободный остаток прибыли и фонды, образуемые из прибыли (кроме уставного и резервного фондов).

В целях контроля за инвестиционной деятельностью банков (небанковской кредитно-финансовой организации), осуществляемой за счет собственных средств, Правилами регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций установлены нормативы:- участия банка в уставном фонде одного юридического лица; предельного размера участия в уставных фондах всех юридических лиц в совокупности [4, c. 258].

Общая сумма  средств, инвестируемых в уставные фонды других субъектов хозяйствования всех видов деятельности, не должна превышать 25 % собственных средств (капитала) банка. Норматив участия в уставном фонде одного юридического лица не должен превышать 5 % собственных средств банка.

Инвестиции  в уставные фонды других банков могут  осуществляться коммерческим банком только после согласования с Национальным банком Республики Беларусь независимо от доли его участия.

Если доля вложений банка в уставные фонды  не превышает 10 % уставного фонда  предприятия, то такие размещения осуществляются банками самостоятельно с последующим сообщением Национальному банку Республики Беларусь. При осуществлении инвестиций в размере, превышающем указанную долю участия, банк должен получить разрешение Национального банка Республики Беларусь.

В ходатайстве  о получении разрешения Национального  банка Республики Беларусь на право участия в уставном фонде другого юридического лица банки указывают: экономическое обоснование необходимости вложения средств; наименование объекта инвестиций; форму инвестиций; подтверждение источников для инвестиций; сумму осуществляемых инвестиций; долю в уставном фонде субъекта хозяйствования, в котором участвует банк; удельный вес всех инвестиций (с учетом испрашиваемой) в собственном капитале банка; удельный вес испрашиваемой инвестиции в собственных средствах банка; выполнение норматива достаточности капитала и влияние на его размер изымаемой суммы средств на инвестиции.

Решение принимается  заместителем председателя Правления  Национального банка. Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются: предоставление неполной и (или) недостоверной информации; наличие убытков; невыполнение установленных Национальным банком экономических нормативов; наличие недосозданных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, и под обесценение ценных бумаг; несоблюдение требований по формированию обязательных резервов; наличие задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в течение последних двенадцати месяцев до подачи ходатайства; наличие фактов неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в течение трех дней и более со дня наступления даты их исполнения.

Учитывая, что  операции банков, направленные на долгосрочное вложение средств в ценные бумаги других юридических лиц, связаны с повышенным риском, банки обязаны создавать соответствующие резервы под обесценение своих финансовых вложений в случае их продолжительного обесценения. Резервные отчисления банки должны производить только в том случае, если снижение стоимости носит долговременный характер. Размеры создаваемых резервов определяются отдельно для ценных бумаг, имеющих рыночную котировку, и для ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки. Создание резервов не меняет балансовой стоимости ценных бумаг.

Необходимость в долгосрочном кредите обусловлена  кругооборотом внеоборотных активов, составляющими элементами которых  являются основные средства, оборудование к установке, незавершенные капитальные вложения и др. Создание, приобретение и окупаемость внеоборотных активов требуют значительного периода времени, поэтому источники их финансирования носят долговременный характер, одним из которых традиционно является долгосрочный кредит [5, c. 178].

Процедура предоставления долгосрочного кредита аналогична процедуре предоставления кредитов юридическим лицам в оборотные активы. Вместе с тем она обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта кредитования, заключающейся в его полной окупаемости. Максимальный срок долгосрочного кредита увязывается со сроком окупаемости инвестиционных проектов. Поэтому для решения вопроса о возможности предоставления кредита на реализацию инвестиционного проекта банк проводит его экспертизу [6, c. 13].

В случае реализации проекта в рамках государственных  программ или по решениям правительства  юридическому лицу следует предоставить банку документ, подтверждающий включение  данного проекта в государственную  программу или копию решения  правительства и другие документы  в соответствии с установленными требованиями для компенсации потерь банку при льготном кредитовании проекта.

При рассмотрении представленного пакета документов важное значение придается изучению бизнес-плана. Одним из назначений бизнес-плана является обоснование возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возвратности заемных средств. Бизнес-план содержит детальную проработку кредитуемого проекта, обоснование его эффективности, сроков окупаемости, погашения кредита. Тщательно проверяется финансовый план на период реализации проекта, реальность планируемых потоков денежных средств, наличие контрактов, предконтрактных соглашений на реализацию продукции, работ и услуг. Проверяется также соблюдение установленных норм по расходам, затратам, срокам и другие вопросы. По результатам проверки документов, оценки кредитуемых затрат, их окупаемости, сроков погашения обязательно составляется заключение экспертов. При необходимости банк может прибегнуть к вневедомственной экологической, а в отдельных случаях и государственной экспертизе. Особенно тщательной экспертизе должны подвергаться валютоокупаемые проекты и по импортозамещению, кредиты под которые предоставляются в иностранной валюте. Эти проекты, как правило, должны проходить государственную экспертизу и конкурсный отбор. В последнем случае предпочтение отдается инвестиционным проектам, обеспечивающим производство конкурентоспособной экспортной продукции, создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также включенных в государственные программы.

Информация о работе Долгосрочное кредитование