1
7. Понятие финансового права, источники
финансового права, его место в системе
российского права
Финансовое право– это отрасль российского
права, нормы которой регулируют общественные
отношения, возникающие в процессе образования
(формирования), распределения и использования
централизованных и децентрализованных
денежных фондов (финансовых ресурсов)
государственных и муниципальных образований,
необходимых для реализации их задач.
Источники финансового права Российской
Федерации– это правовые акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления, в которых
содержатся нормы финансового права:
– главный источник финансового права
– Конституция РФ, на основе которой приняты
конституции и уставы субъектов Федерации,
а также уставы муниципальных образований;
– приняты и действуют кодифицированные
источники по налоговому и бюджетному
праву: Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.
№ 145-ФЗ и Налоговый кодекс РФ часть первая
от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от
19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (единый кодекс регламентирующий
финансовые отношения отсутствует);
– нормы финансового права содержатся
в нормативных правовых актах главы государства
(указах Президента РФ);
– также источниками финансового права
являются правовые акты органов исполнительной
власти различных уровней власти (постановлением
Правительства РФ устанавливаются ставки
таможенной пошлины);
– большую группу источников финансового
права составляют акты финансово-кредитных
органов – Министерства финансов РФ, Центрального
банка России и др. (приказы, инструкции
и т. п.);
– акты таких органов исполнительной
власти, как министерств, служб и др.;
– локальные акты, принимаемые администрацией
или иными органами предприятий.
Финансовое право имеет свой
предмет регулирования, не свойственный
другим отраслям права. Регулируемые им
отношения отличаются спецификой содержания
и целенаправленности, форм проявления.
Для них характерна обязательная
связь с функциями по образованию,
распределению или использованию
государственных (и муниципальных)
денежных фондов (доходов), а также
контролем за этими процессами.
Такое содержание предмета финансового
права обусловливает и особенности
его метода регулирования. Основным,
определяющим
методом финансово-правового регулированияявляется
императивный, проявляющийся во властных
предписаниях со стороны органов государственной
власти или местного самоуправления соответственно
с их компетенцией.
Финансовое право на современном
этапе входит в систему российского
права как одна из ее основных и
активно развивающихся отраслей.
Сходство финансового права с
конституционным правом и административным
правом по видам государственной
деятельности, на которые распространяется
регулирование со стороны этих отраслей
права. Конституционное право, являясь
ведущей отраслью права, закрепляет
основы организации и деятельности
представительных и исполнительных
органов власти. А административное
право регулирует общественные отношения
в области государственного управления,
осуществляемого органами исполнительной
власти. Финансовое же право распространяется
на оба этих вида государственной деятельности,
поскольку финансовая деятельность может
осуществляться и теми и другими органами.
Связь финансового права с
муниципальнымобусловлена комплексным
характером последнего, концентрирующим
в себе нормы многих отраслей права, регулирующие
отношения, которые возникают в процессе
формирования и деятельности органов
местного самоуправления в целом. В их
круг вошли и нормы финансового права,
предметом которого являются отношения
органов местного самоуправления в области
их финансовой деятельности.
2 Понятие и сущность
аудиторского контроля
Аудиторский контроль
(аудит) – это независимый вневедомственный
финансовый контроль, проводимый
аудиторской фирмой, имеющей лицензию
на осуществление аудиторской
деятельности. Основная задача аудита
– установление достоверности,
полноты и реальности бухгалтерской
и финансовой отчетности, а также
соблюдение финансового законодательства.
Следует отметить, что аудиторский
контроль представляет собой
предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих
независимые вневедомственные проверки
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических
субъектов, а также оказывающих
другие аудиторские услуги. Такая
деятельность осуществляется наряду
с финансовым контролем за деятельностью
экономических субъектов, производимых
специально уполномоченными на это госорганами.[1]
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального
закона РФ «Об аудиторской
деятельности» – основной целью
аудита является выражение мнения
о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц и соответствии
порядка ведения бухучета законодательству
Российской Федерации. [3]
В зависимости от
того, кто осуществляет контроль,
аудит подразделяют на внутренний
и внешний. Внутренний аудит осуществляется
внутрифирменной аудиторской службой
и направлен на повышение эффективности
управленческих решений по экономичному
и рациональному использованию ресурсов
организации с целью максимизации прибыли
и рентабельности. Особенности внутреннего
аудита в том, что, во-первых, он проводится
внутри организации ее же специалистами-аудиторами;
во-вторых, организуется по желанию руководства
для получения информации, служащей основанием
для принятия управленческих решений;
в-третьих, расходы на его проведение финансируются
самой организацией. Следовательно, при
проведении внутреннего аудита государство
получает реальную возможность обеспечить
высокое качество и достоверность бухгалтерского
(финансового) учета и отчетности, правильность
исчисления и взимание налогов и других
обязательных платежей, не расходуя при
этом средств бюджета. Но это совсем не
значит, что внутренний аудит подменяет
государственный бюджетно- финансовый
контроль, осуществляемый специально
уполномоченными госорганами.
Что касается внешнего
аудита, то его выполняют специальные
аудиторские фирмы или отдельные
аудиторы по договору с органами
налоговой инспекции и другими
органами, банками и другими кредитными
учреждениями, страховыми обществами
и т.д. Причем основной задачей
внешнего аудита, который проводится на
платной основе, является не только установление
достоверности и вынесение заключения
по финансовому отчету проверяемой организации,
но и разработка рекомендаций по устранению
имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной
деятельности, а также предложений по
улучшению и повышению финансовых результатов.
Аудиторский контроль
(аудит) может быть обязательным
и добровольным (инициативным). Так,
обязательный аудит проводится
в случаях, прямо установленных
законодательством Российской Федерации,
или по поручениям государственных
органов. Обязательной проверке
подлежат: все акционерные общества;
банки и другие кредитные учреждения,
страховые организации и общества
взаимного страхования, товарные
и фондовые биржи, инвестиционные
институты, внебюджетные и иные
фонды; экономические субъекты, имеющие
в уставном капитале долю иностранного
капитала; и т.п.
Аудит информирует
руководство экономического субъекта
и государственные органы –
заказчиков аудита – о состоянии
деятельности проверяемого субъекта,
позволяет субъекту выйти на
новый уровень своего развития,
выдержать рыночную конкуренцию,
избежать многих проблем во
взаимоотношениях с государственными
органами и т.п. По результатам
аудита составляют аудиторское
заключение, имеющее силу официального
документа.
1.2 Правое регулирование
аудиторского контроля
Согласно ст. 2 Федерального
закона РФ «Об аудиторской
деятельности» – аудиторская
деятельность в Российской Федерации
осуществляется в соответствии
с этим Федеральным законом
и принятыми в соответствии
с ним федеральными законами,
регулирующими отношения, возникающие
при осуществлении аудиторской деятельности
на территории Российской Федерации. При
этом нормы законодательства РФ об аудиторской
деятельности, содержащиеся в других федеральных
законах, должны соответствовать статьям
настоящего Федерального закона. Следует
отметить, что отношения, возникающие
при осуществлении аудиторской деятельности,
могут регулироваться указами Президента
России, которые не должны противоречить
федеральным законам. На основании и во
исполнение Федерального закона РФ «Об
аудиторской деятельности» и иных федеральных
законов, указов Президента России – Правительство
РФ вправе принимать постановления, содержащие
нормы законодательства России об аудиторской
деятельности [2]
Правовые основы аудиторской
деятельности в Российской Федерации
определяются Федеральным законом РФ
«Об аудиторской деятельности» от 7 августа
2001 года № 119-ФЗ, в котором определены основные
направления аудита в России – дано понятие
аудиторской деятельности, определено
законодательство и иные акты об аудиторской
деятельности; также дано понятие аудитора
и аудиторской организации, определены
их права и обязанности; определены права
и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц,
заключивших договор оказания аудиторских
услуг; дано понятие обязательного аудита
и определен перечень лиц, подвергающихся
обязательному аудиту; дано понятие аудиторской
тайны и определено ее содержание; дано
понятие правил (стандартов) аудиторской
деятельности; определено понятие и содержание
аудиторского заключения и его видов;
а также определена ответственность за
нарушение законодательства Российской
Федерации об аудите и т.д. и т.п.
Согласно ст. 9 Федерального
закона РФ «Об аудиторской
деятельности» в Российской Федерации
устанавливаются правила (стандарты)
аудиторской деятельности, как единые
требования к порядку осуществления
аудиторской деятельности, оформлению
и оценке качества аудита и сопутствующих
ему услуг, а также к порядку подготовки
аудиторов и оценке их квалификации. При
этом правила аудиторской деятельности
подразделяются на: федеральные правила
(стандарты) аудиторской деятельности;
и внутренние правила (стандарты) аудиторской
деятельности, действующие в профессиональных
аудиторских объединениях, также правила
(стандарты) аудиторской деятельности
аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов. [3]
Федеральные правила
(стандарты) аудиторской деятельности
являются обязательными для аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов,
а также для аудируемых лиц, за
исключением положений, в отношении которых
указано, что они имеют рекомендательный
характер. Федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности утверждены
Постановлением Правительства РФ от 23
сентября 2002 года № 696 и Постановлением
Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 405.
Указанные Постановления Правительства
утверждают 11 стандартов аудиторской
деятельности: № 1 – «Цель и основные принципы
аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 2 – «Документирование аудита»; № 3 –
«Планирование аудита» и т.д. [8]
Указанные стандарты
являются основными правилами
или основополагающими принципами
аудиторских процедур, проводимых
при осуществлении аудиторской деятельности
в России. Стандарты (правила) аудиторской
деятельности должны выполняться независимо
от условий, в которых проводится аудит.
В то же время стандарты предполагают
выражение аудитором собственного мнения.
Стандарты аудита необходимы для того,
чтобы поддерживать аудиторскую деятельность
в России на должном уровне, отвечающем
требованиям международных стандартов.
Они способствуют повышению знаний и квалификации
аудиторов, обеспечивают сравнимость
качества работы аудиторских фирм, а также
облегчают аудиторскую работу.
Профессиональные аудиторские
объединения вправе, если это
предусмотрено их уставами, устанавливать
для своих членов внутренние
правила аудиторской деятельности,
которые не могут противоречить
федеральным правилам аудиторской
деятельности. При этом требования
внутренних правил аудиторской
деятельности не могут быть
ниже требований федеральных
правил аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы вправе устанавливать
собственные правила аудиторской
деятельности, которые не могут
противоречить федеральным правилам
(стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требования правил (стандартов)
аудиторской деятельности аудиторских
организаций и индивидуальных
аудиторов не могут быть ниже
требований федеральных правил
аудиторской деятельности и внутренних
правил аудиторской деятельности
профессионального аудиторского
объединения, членами которого
они являются. [3]
Наряду со стандартами
в аудиторской деятельности широко
применяются нормы аудита, которые
содержат руководство по процедурам,
которые могут применяться при
проверке специфических вопросов,
при подготовке неаудиторских
отчетов. Нормы аудита должны
быть убедительными, но при
этом они не имеют директивного
характера. Отклоняясь от них,
аудитор должен объяснить причины
их несоблюдения. В то же время
было бы неразумным стремиться
установить аудиторские нормы
для всех возможных ситуаций -
это бы сдерживало развитие
аудита в целом. Аудиторские
стандарты и нормы могут использоваться
юридическими инстанциями в качестве
руководства, ориентира при рассмотрении
компетентности и работы аудитора.[3]
Государственное регулирование
аудиторской деятельности в России
осуществляет уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти, определяемый
Правительством РФ. Основные его
функции: организация системы
аттестации, обучения и повышения
квалификации аудиторов; системы
надзора за соблюдением аудиторами
лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторами
федеральных правил аудита и
т.д.,т.п.
2 Осуществление аудиторского
контроля в Российской Федерации
2.1 Организация деятельности
аудиторов и аудиторских фирм
Согласно ст. 3 Федерального
закона «Об аудиторской деятельности»
- аудитором является физическое
лицо, отвечающее квалификационным
требованиям, установленным уполномоченным
федеральным органом, и имеющее
квалификационный аттестат аудитора.
При этом аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность в качестве
работника аудиторской организации
или в качестве лица, привлекаемого
аудиторской организацией к работе
на основании гражданско-правового
договора, либо в качестве индивидуального
предпринимателя, осуществляющего
свою деятельность без образования
юридического лица. Индивидуальный
аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность, и оказывать
сопутствующие аудиту услуги, но
он не вправе осуществлять
иные виды предпринимательской
деятельности. [3]