Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа
Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
При отграничении
налогового права от смежных отраслей
права необходимо учитывать природу
его предмета, особенности метода
правового регулирования и
Налоговая система Российской Федерации и ее отличие от системы налогов и сборов. Система принципов налогообложения
Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.
К Общей части налогового права относятся:
нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации
принципы формирования налогового законодательства
правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;
основные
черты правового положения
Особенная часть содержит:
нормы, конкретизирующие
нормы общей части и
круг плательщиков по каждому налогу
объекты налогообложени
налоговую баз
порядок исчисления и уплаты.
Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.
Первичной
ячейкой, лежащей в основе налоговой
системы, являются принципы налогообложения,
выражающие качественную особенность
налогообложения. Согласно п. «и» ч.
1 ст. 72 Конституции РФ, установление
общих принципов
Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся деятельность в сфере налогов и сборов детально урегулирована нормами налогового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип
публичности налогообложения
Принцип справедливости представляет собой всеобщность и соразмерность налогообложения. В частности, по отношению к гражданам он означает запрещение всех форм дискриминации и запрет устанавливать налоги исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев
Принцип
единства налоговой системы вытекает
из конституционных принципов
Принцип
законодательной формы
Принцип
налогового федерализма вытекает из
норм ч. 3 ст. 75 Конституции РФ: «Система
налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным
Принцип однократности налогообложения состоит в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
Принцип определенности налога устанавливает, что налоговое законодательство должно содержать все элементы налога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы о налогах должны быть конкретными и понятными.
1.3.
Понятие и классификация норм налогового права. Акты налогового законодательства
Нормы налогового
права являются первичным элементом
правовой регламентации налоговых
отношений и представляют собой
установленное публичным
регулятивными, содержащими предписанное правило поведения;
охранительными, предусматривающими меры государственного принуждения к лицам, виновным в нарушении законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, в зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний нормы налогового права подразделяют на:
управомочивающие, предоставляющие участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения. Этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель. В силу особенностей метода правового регулирования эти нормы не имеют широкого распространения;
обязывающие, которые содержат предписания, обязывающие участников налоговых отношений совершить определенные действия;
запретительные, предписывающие участникам налоговых отношений воздерживаться от определенных действий.
Существуют и иные классификации налоговых норм.
Ст. 5 НК РФ установлены особые правила вступления в силу актов законодательства:
о налогах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
о сборах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Дата вступления нормативного правового акта в силу (начало его действия) имеет важное юридическое значение, так как именно с этого момента начинается действие нормативного акта также в пространстве и по кругу лиц.
Федеральные
законы, вносящие изменения в НК
РФ в части установления новых
налогов и (или) сборов, а также
акты законодательства о налогах
и сборах субъектов Российской Федерации
и нормативные правовые акты представительных
органов муниципальных
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, те же акты налогового законодательства, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии, имеют обратную силу.
В НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих случаи прекращения действия актов налогового законодательства. Однако сложившаяся практика позволяет говорить о том, что они утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо с истечением срока действия закона.
Действие
нормативных правовых актов в
пространстве позволяет говорить о
территории, в границах которой распространяет
свое действие принятый акт. Ст. 4 Конституции
РФ устанавливает, что Конституция
РФ и федеральные законы действуют
на всей территории нашей страны. Учитывая,
что в соответствии со ст. 67 Конституции
РФ Россия имеет некоторые суверенные
права в исключительной экономической
зоне и на континентальном шельфе,
а объем этих прав определяется международными
соглашениями, то регулирование налоговых
отношений здесь осуществляется
только в тех пределах, которые
установлены актами международного
права. Законы субъектов РФ и нормативные
правовые акты муниципальных образований
действуют соответственно на территории
указанных субъектов и
Что касается действия источников по кругу лиц, то они действуют на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов гражданского права, если в соответствующем акте (норме права) не установлено иное.
По кругу
лиц нормативный акт
1) организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
3) налоговые органы;
4) таможенные органы.
Нашу
библиотеку электронных курсов
используют десятки вузов.
1.4.
Понятие и виды источников налогового права
Источниками
налогового права являются принятые
в официальном порядке
Конституция Российской Федерации — акт, обладающий высшей юридической силой. Она является документом прямого действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для всех отраслей права, в том числе для налогового права. К числу статей Конституции, содержащих нормы налогового права, относится ст. 57, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. «з» ст. 71, пп. «и» ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. ст. 106 и 132).
Следующими по значимости являются международные договоры, среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах (в т.ч. и в НК РФ), подлежат применению нормы международного договора (ст. 7 НК РФ).
Нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения, в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ именуются «законодательство о налогах и сборах». Согласно п. 1 указанной статьи, законодательство о налогах и сборах включает акты трех уровней:
1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
3) нормативные правовые акты муниципальных образований.
Необходимо также помнить, что нормативные правовые акты различаются по уровню верховенства закрепленных в них норм, степени приоритетности их норм в случае коллизии и, как следствие, по порядку принятия названных актов.
Среди нормативных правовых актов Налоговый кодекс РФ занимает особое место, так как в нем заложены правовые основы формирования всей налоговой системы России. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть определяет:
законодательство о налогах и сборах
принципы построения и функционирования налоговой системы;
порядок введения, изменения и отмены налогов и сборов
участников налоговых правоотношений, их права и обязанности;
основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению
ответственность за правонарушения в области налогов и сборов;
компетенцию государственных органов в сфере налогов и сборов.
Во второй
части установлены правила
Особое
место в механизме нормативно-