Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа
Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Наряду с аудитором,
аудиторской деятельностью
3Финансовая система РФ
Финансовая система РФ
представляет собой совокупность различных
сфер финансовых отношений, каждая из
которых характеризуется
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые
отношения можно разбить на две
подсистемы. Это общегосударственные
финансы, обеспечивающие потребности
расширенного воспроизводства на макроуровне,
и финансы хозяйствующих
Рис. 1. Финансовая система РФ
Разграничение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено
различиями в задачах каждого
звена, а также в методах формирования
и использования
Децентрализованные фонды
денежных средств образуются из денежных
доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы
деятельности и применения особых способов
и форм образования и использования
денежных фондов в каждом отдельном
звене, финансовая система является
единой, т.к. базируется на едином источнике
ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы
являются финансы предприятий, поскольку
они непосредственно участвуют
в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств является национальный
доход, создаваемый в сфере
Общегосударственным финансам
принадлежит ведущая роль: 1) в
обеспечении определенных темпов развития
всех отраслей народного хозяйства;
2) перераспределении финансовых ресурсов
между отраслями экономики и
регионами страны, производственной
и непроизводственной сферами, формами
собственности, отдельными группами и
слоями населения. Общегосударственные
финансы органически связаны
с финансами предприятий. С одной
стороны главным источником доходов
бюджета является национальный доход,
создаваемый в сфере
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет является
главным звеном финансовой системы.
Он представляет собой форму образования
и использования
Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:
Государственную бюджетную систему;
Внебюджетные специальные фонды;
Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
Фонды страхования (имущественного и личного);
Финансы хозяйствующих субъектов
и отраслей, относящиеся к
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Центральный банк РФ является
органом государственного управления
и осуществляет государственное
руководство в области
Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты:
Бюджетные фонды (БФ).
Внебюджетные фонды ВБФ.
Децентрализованные Фонды (ДФ).
Страховые фонды.
Государственный и муниципальный кредит.
Валютно-денежная система (ВДС).
Финансы предприятий различных форм собственности.
4Общие основы организации расчетов и их основные формы (способы). Условия расчетных отношений
Термином «расчеты» обычно называют процесс исполнения денежных обязательств.
Способ расчетов (модус исполнения денежного обязательства) может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчетов) может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований.
Наличные денежные расчеты осуществляются путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков, которыми согласно российскому законодательству могут быть только банковские билеты (банкноты) Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства (см. главу 9).
Безналичные расчеты — любые операции банков по получению или передаче денег, которые осуществляются ими по поручению клиентуры путем совершения записей по соответствующим счетам.
Расчеты путем зачета встречных
требований осуществляются без участия
денег, как наличных, так и безналичных.
На практике они могут оформляться
как путем зачета взаимных требований
(ст. 410 ГК РФ), так и путем двустороннего
или многостороннего клиринга, применяемого
расчетными палатами бирж, другими
специализированными
Условия расчетных отношений сводятся к следующему.
Расчетные операции осуществляются,
как правило, через коммерческие
банки с открываемых
Все расчеты между юридическими
лицами по платежам, суммы которых
превышают установленные
Формы расчетов устанавливаются законодательными актами.
Списание средств со счета производится банком только по распоряжению владельца счета.
Банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете предприятия.
Формы расчетных документов устанавливаются Банком России.
Предприятия и банки обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам, строго соблюдать договорную и расчетную дисциплину.
Дистанционное обучение для военнослужащих по доступным ценам
8.2.
Правовое регулирование безналичных расчетов. Понятие форм безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по аккредитиву. Расчеты по инкассо. Расчеты чеками
Правовое регулирование безналичных расчетов осуществляется гл. 46 ГК РФ, определившей основные формы безналичных расчетов, а также рядом нормативных актов Банка России. Наиболее известные из них: Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», Положение ЦБ РФ от 26 марта 2003 г. № 221-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями — физическими лицами», Положение ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».
При расчетных операциях
между кредитными организациями
и их клиентами возникают особые
правоотношения, названные в литературе
расчетными. Расчетные правоотношения
возникают на основании совершаемых
клиентами и их банками расчетных
сделок, которые традиционно носят
в литературе название форм безналичных
расчетов. Формы расчетов различаются
видом расчетного документа, порядком
документооборота, а также наличием
или отсутствием условий
При расчетах платежными поручениями банк берет на себя обязанность по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 1 ст. 863 ГК).
Срок исполнения обязательств
банка по переводу денежных средств
на основании платежного поручения
плательщика исчисляется с
Необходимым условием принятия
банком платежного поручения о переводе
денежных средств к исполнению является
его соответствие требованиям, предъявляемым
к содержанию и форме платежного
поручения. В настоящее время
предъявляемые в банк платежные
поручения должны соответствовать
Положению о безналичных
Платежные поручения представляются в банк на бланке установленной формы и должны содержать:
наименование расчетного документа;
номер платежного поручения, число, месяц, год его выписки;
номер банка плательщика, его наименование (или фирменное обозначение);
наименование плательщика, номер его счета в банке;
наименование получателя средств, номер его счета в банке;
наименование банка получателя и его номер;
назначение платежа;
сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью.
На первом экземпляре платежного поручения должны быть проставлены подписи представителей организации-плательщика и оттиск печати.
Платежные поручения принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами организаций, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на его счете, если иное специально не оговорено между банком и владельцем счета.
В соответствии с п. 2 ст. 864 ГК банк имеет возможность уточнить содержание платежного поручения в случаях, когда оно не отвечает требованиям, предъявляемым к его содержанию и форме, путем направления плательщику запроса незамедлительно по получении от него платежного поручения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк обязан возместить клиенту (кредитору) все причиненные этим убытки, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК (ст. 393 ГК).
При осуществлении расчетов по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (п. 1 ст. 867 ГК).
Если банк-эмитент, не передавая
полномочий иному банку, сам производит
платежи (либо оплачивает, акцептует
или учитывает переводной вексель),
к нему будут применяться