Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

Финансирование программ, связанных с занятостью населения  и социальной защитой граждан  от безработицы, производившееся ранее  за счет средств Государственного фонда  занятости населения РФ, в настоящее  время осуществляется в соответствии с разделом «Социальная политика»  функциональной классификации расходов федерального бюджета согласно положениям к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год».

 

Целью создания социальных государственных  внебюджетных фондов является реализация конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и  в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ о социальном обеспечение; охрану здоровья и получение  бесплатной медицинской помощи (ст. 39, 41 Конституции РФ).

 

Особенностью названных  социальных внебюджетных фондов является то, что они представляют собой  самостоятельный финансовые учреждения, денежные средства которых находятся  в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджеты фондов рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год (ст. 145 БК РФ).

Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется федеральным  казначейством РФ.

Фонды подотчетны Федеральному Собранию, и это проявляется в  том, что по итогам исполнения бюджетов органами управления фондов составляются отчеты об исполнении бюджетов, которые  представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных  законов[28]. В то же время территориальные  фонды обязательного медицинского страхования подотчетны соответствующим  органам представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Контроль за использованием средств фондов возложен на федеральное казначейство и Счетную палату РФ[29].

Пенсионный фонд РФ образован  в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях  в Российской Федерации»[30] и действует  на основании Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.[31]

10. Расходы на финансирование  бюджетных инвестиций

1. Расходы на финансирование  бюджетных инвестиций предусматриваются  соответствующим бюджетом при  условии включения их в федеральную  целевую программу, региональную  целевую программу либо в соответствии  с решением федерального органа  исполнительной власти, органа исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления.

2. Объекты государственной  собственности субъектов Российской  Федерации и муниципальной собственности  могут быть включены в федеральную  адресную инвестиционную программу,  федеральные целевые программы  на стадии составления, рассмотрения  и утверждения федерального бюджета  на очередной финансовый год. 

 Порядок исполнения  расходов федерального бюджета,  предусмотренных на финансирование  объектов государственной собственности  субъектов Российской Федерации  и муниципальной собственности,  включенных в федеральную адресную  инвестиционную программу, федеральные  целевые программы, определяется  пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. 

3. Федеральные инвестиционные  объекты, предусматривающие расходы  в сумме более 200 000 минимальных  размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

Затраты на финансирование государственных  инвестиций находят отражение:

в федеральном бюджете - при  условии, что они составляют часть  расходов на реализацию федеральных  целевых программ, а также на основании  предложений Президента РФ и Правительства  РФ;

в бюджете субъектов РФ - при условии, что эти расходы  являются частью затрат региональных целевых программ, а также на основе предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

 Федеральные инвестиционные  проекты, предусматривающие расходы  в объеме более 200 тыс. минимальных  размеров оплаты труда, рассматривают и утверждают в порядке, установленном для финансирования государственных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, образуют государственные инвестиционные программы.

 

 Органы исполнительной  власти субъектов РФ определяют  перечни строек, подлежащих финансированию  за счет региональных бюджетов.

 

 Решения об использовании  средств федерального бюджета  для финансирования проектов, осуществляемых  Российской Федерацией совместно  с иностранными государствами,  принимают после заключения Правительства  РФ на основе соответствующих  международных соглашений.

 

 Перечень строек и  объектов для федеральных государственных  нужд формирует Минэкономразвития  РФ ежегодно для каждого государственного  заказчика раздельно по ведомственной,  функциональной и экономической  классификации федерального бюджета.  Данный перечень формируют исходя  из объема государственных капиталовложений, направленных на реализацию федеральных  целевых программ и на решение  не включенных в эти программы  отдельных важнейших мероприятий,  предусмотренных в федеральной  адресной инвестиционной программе  по главным распорядителям средств  федерального бюджета и по  отраслям. В перечне отдельно  указывают стройки и объекты,  финансируемые частично за счет  средств федерального бюджета  и являющиеся государственной  собственностью субъектов РФ  и муниципальной собственностью.

 

 Формирование перечня  осуществляют в процессе подготовки  проекта федеральной адресной  инвестиционной программы. Включение  в перечень вновь начинаемых  строек и объектов производственного  назначения осуществляют после  удовлетворения потребности в  финансовых ресурсах всех переходящих  строек и объектов, на которых  создают аналогичные мощности.

 

 Перечень, утвержденный  Правительством РФ, служит для  государственных заказчиков по  вновь начинаемым стройкам и  объектам основанием для организации  и проведения конкурсов на  выполнение работ и оказание услуг в строительстве. Если по итогам конкурсов не определены генеральные подрядчики, то указанные стройки и объекты, по предложению Минэкономразвития РФ, исключают из перечня, утвержденного Правительством РФ. В таких случаях средства федерального бюджета перераспределяют в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

 

 Предоставление бюджетных  средств на безвозмездной основе  осуществляют в соответствии  с утвержденным перечнем строек  и объектов для федеральных  государственных нужд. Финансирование  государственных капиталовложений  осуществляет Министерство финансов  РФ (через органы федерального  казначейства) на основе представленного  государственными заказчиками перечня  строек и объектов с указанием  объема капиталовложений и государственных  контрактов (договоров строительного  подряда) на сооружение объектов  для государственных нужд.

 

 Государственные заказчики  переводят средства федерального  бюджета, предоставленные на безвозмездной  основе непосредственным застройщикам, в пределах сообщенных Министерством  финансов РФ объемов капиталовложений. Выделение ассигнований государственным  заказчикам за счет средств  федерального бюджета осуществляют  исходя из сводной бюджетной  росписи федерального бюджета,  лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования государственных  капиталовложений на предстоящий  год и процедур по исполнению  расходной части федерального  бюджета, установленных Бюджетным  кодексом РФ.

 

 Министерство финансов  РФ и его территориальные органы  осуществляют контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на государственные капиталовложения.

 

 Государственные заказчики  несут в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ ответственность  за целевое и эффективное использование  выделенных им средств, ввод  в действие объектов в установленные  сроки, своевременное предоставление  отчетности о выполненных работах  и оказанных услугах.

11. Финансы государственных и муниципальных

предприятий как объект финансово-правового

регулирования

Финансы предприятий (коммерческих организаций) — одно

из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особен-

ность и значение финансов предприятий заключаются в их не-

посредственной связи с материальным производством и иной

производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особен-

ности выражаются в том, что это звено финансовой системы:

а) организуется и функционирует  на коммерческой основе са-

моокупаемости и самофинансирования; б) относится к децент-

рализованным финансам (в отличие, например, от государ-

ственного бюджета и др.).

Финансы предприятий —  это система экономических (денеж-

ных) отношений, возникающих при образовании, распределении и

использовании предприятиями  денежных фондов в связи с осуще-

ствлением ими производственно-хозяйственной и социальной дея-

тельности. В материальном выражении они представляют со-

бой совокупность денежных фондов, или  финансовых ресурсов,

находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним

относятся фонды накопления и потребления, резервные, соци-

альные и жилищные фонды, фонды материального поощрения

работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализа-

цию продукции на экспорт и получающих валютную выручку,

формируется валютный фонд.

Глава 10. Общие положения правового  режима предприятий 225

Все эти денежные фонды создаются  в плановом порядке за

счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ре-

сурсов, образующихся в результате производственно-хозяй-

ственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления

и др.). Могут быть использованы кредиты  банков, средства,

выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных

случаях дотации из бюджета и  целевое бюджетное финансиро-

вание и др. (например, добровольные взносы (пожертвования)

организаций и граждан)1. Также планомерно они используются

предприятиями в соответствии с  их производственными плана-

ми, программами экономического и  социального развития, до-

говорами.

В процессе образования и использования  финансовых ре-

сурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-

ственной деятельностью предприятий, за правильностью расхо-

дования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе

производства и реализации продукции, за получением и исполь-

зованием накоплений, выполнением финансовых обязательств

перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной фор-

ме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны

и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Фи-

нансы предприятий входят в систему финансов соответствую-

щих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств

и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в

обеспечении денежными средствами производственно-хозяй-

ственной деятельности, но и в определенной мере — социаль-

ной жизни каждого трудового  коллектива, а в конечном счете —

в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо

этого финансовые ресурсы, создаваемые  предприятиями, име-

ют решающее значение в формировании доходов бюджетной

системы посредством налоговых  и иных платежей. Поэтому

финансы предприятий являются основой  финансовой системы

в целом. Однако на современном этапе  в связи с трудностями

экономических преобразований финансы  предприятий не вы-

полняют в значительной мере своего предназначения.

1 См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. ≪О государственных

и муниципальных унитарных предприятиях≫ // СЗ РФ. 2002. № 48.

Ст. 4746; Примерный устав федерального государственного унитарно-

го предприятия. Утв. распоряжением Минимущества России от 11 де-

кабря 2003 г. // БНА. 2004. № 8.

226 Учебник: Краткий курс. Особенная  часть

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо

учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие

организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах соб-

ственности.

В результате приватизации (процесс  которой продолжается),

обусловленной переходом к рыночным экономическим отно-

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права