Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

 

Основные отличия аккредитивной  формы расчетов от расчетов платежными поручениями состоят в том, что:

 

1) при использовании аккредитивной  формы расчетов суть поручения  плательщика (аккредитиводателя) заключается не в переводе денежных средств на счет получателя, а в открытии аккредитива, т.е. в выделении, «бронировании» денежных средств, за счет которых будут вестись расчеты с получателем;

 

2) получение денежных средств при открытии аккредитива обусловлено для их получателя (бенефициара) необходимостью соблюдения условий аккредитива, которые определяются его договором с плательщиком, а также дублируются в поручении аккредитиводателя банку на открытие аккредитива.

 

На исполняющий банк возлагается  обязанность проверить соблюдение бенефициаром всех условий аккредитива. Правда, такая проверка должна осуществляться банком лишь по внешним признакам  представляемых бенефициаром документов.

 

Ответственность банка за нарушение условий аккредитива  установлена в ст. 872 ГК. Ответственность  перед плательщиком несет банк-эмитент, а исполняющий банк отвечает перед  банком-эмитентом. Исключения:

 

1) на исполняющий банк  может быть возложена ответственность  перед получателем средств в случае необоснованного отказа в выплате денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву;

 

2) на исполняющий банк  может быть возложена ответственность  перед плательщиком в случае  неправильной выплаты денежных  средств по покрытому или подтвержденному  аккредитиву вследствие нарушения  условий аккредитива.

 

При расчетах по инкассо банк-эмитент  обязуется по поручению клиента  осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа  или акцепта платежа. Для выполнения поручения клиента банк-эмитент  вправе привлечь иной банк (исполняющий  банк) (п. 1 и 2 ст. 874 ГК).

 

Исполнение инкассового  поручения состоит в том, что  исполняющий банк должен представить  плательщику документы взыскателя в той форме, в которой они  были получены, за исключением отметок  и надписей банков, необходимых для  оформления инкассовой операции (ст. 875 ГК).

 

Банк-эмитент несет ответственность  перед клиентом за исполнение его  поручения. Речь идет об ответственности  в размере и по основаниям, предусмотренным  гл. 25 ГК, т.е. об ответственности, которая  наступает в общем порядке. Что  касается исполняющего банка, то на него может быть возложена ответственность  перед клиентом только в том случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело  место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций именно со стороны исполняющего банка (п. 3 ст. 874 ГК).

 

Расчеты чеками. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в нем суммы чекодержателю (ст. 877 ГК).

 

В качестве основных участников данных отношений выступают чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем  считается лицо, выписавшее чек, чекодержателем — лицо, являющееся владельцем выписанного  чека, плательщиком — банк, производящий платеж по предъявленному чеку

 

Выдача чека не погашает денежного  обязательства, во исполнение которого он выдан, так как чек лишь заменяет, но не устраняет прежнее долговое обязательство чекодателя, которое  остается в силе вплоть до момента  оплаты чека плательщиком.

 

Требования к форме  чека и порядку его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими  правилами (ст. 878 ГК)

5§ 1. Основные принципы  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований

 

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах  организации и функционирования российского государства, так и  специально относящихся к его  финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В  силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в  области финансовой деятельности государства  и муниципальных образований) и  закрепления в нормах финансового  права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

 

Принцип приоритета публичных  интересов в правовом регулировании  отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных  образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах  личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

 

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ). Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая феде­ральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).

 

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу  первостепенных задач российского  государства.

 

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность  субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных  совместно общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых  в стране, устанавливаются федеральным  законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных  расходов и т.д.

 

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения  финансовых средств (ч. 1 ст. 8).

 

Единство финансовой политики требует единой денежной системы  в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег  в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75).

 

   Равноправие субъектов  Федерации в области финансовой  деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из  субъектов Федерации в равной  мере распространяется федеральное  финансовое законодательство. Вне  пределов ведения Российской  Федерации и совместного ведения  каждый из субъектов Федерации  осуществляет собственное правовое  регулирование финансовых отношений  и самостоятельную финансовую  деятельность, утверждает бюджет, устанавливает  налоги и т.д.

 

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются  в своей деятельности законодательством  РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и  исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые  фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным  законодательством и законодательством  субъекта Федерации.

 

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей  Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена  охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий  и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер государству  требуется сосредоточение необходимых  финансовых ресурсов и распределение  их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и  муниципальных денежных фондов, в  финансово-правовых нормах, ре­гулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

 

Распределение функций в  области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция  РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной

 

властей.

 

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве  граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение  имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части  управления делами государства.

 

Принцип гласности. Основы его  установлены нормами Конституции  РФ, требующими официального опубликования  законов, что непосредственно относится  и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности  получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в  Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

 

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства  и муниципальных образований  по формированию, распределению и  использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами  и программами, а также планами  предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового  планирования говорится в Конституции  РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст. 132).

 

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения  в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит Принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики фи-' маисовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым не­разрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

 

финансовым планированием  охвачены все звенья финансовой , системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, в также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках Предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми  участниками отношений, возникающих  в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен  и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

 

Рассмотренные принципы находят  отражение и закрепление в  законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны  финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика.

6Правовые основы денежной  системы 

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права