Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных  с обращением национальной валюты в  стране.

 Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл.  VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

 Банкноты и монеты  являются безусловными обязательствами  Банка России, обеспечиваются всеми  его активами и обязательны  к приему по нарицательной  стоимости при всех видах платежей.

 Банкноты и монеты  Банка России не могут быть  объявлены недействительными (утратившими  силу законного средства платежа), если не установлен достаточно  продолжительный срок их обмена  на банкноты и монету нового  образца.

 Правовой основой денежного  обращения выступают нормы Конституции   РФ, Закон о Банке России, Федеральный  закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О  банках и банковской деятельности", различные нормативные акты Президента  и Правительства РФ.

 В сфере регулирования  денежного обращения в стране  только Банк России наделен  правом осуществления эмиссии  наличных денег, т.е. дополнительно  выпускать в обращение денежные  знаки.

 Регулирование денежного  обращения в стране осуществляется  с помощью таких операций, как  денежная реформа и деноминация.

 Денежная реформа - полное или частичное преобразование  денежной системы, проводимое  государством с целью стабилизации  и укрепления денежного обращения.

 Деноминация, в отличие  от денежной реформы, является  технической операцией, выражающейся  в замене старых денег новыми  с приравниванием одной денежной  единицы в новых знаках к  большему количеству рублей в  старых знаках.

 Ведение кассовых операций  на предприятиях и организациях  регулирует Положение от 4 октября  1993 г. N 18 "Порядок ведения кассовых  операций в РФ", основные моменты  которого предписывают следующее.

 Предприятия, объединения,  организации и учреждения независимо  от организационно-правовых форм  и сферы деятельности обязаны  хранить свободные денежные средства  в учреждениях банков (далее - банках).

 Предприятия производят  расчеты по своим обязательствам  с другими предприятиями, как  правило, в безналичном порядке  через банки или применяют  другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 Для осуществления  расчетов наличными деньгами  каждое предприятие должно иметь  кассу и вести кассовую книгу  по установленной форме. Прием  наличных денег предприятиями  при осуществлении расчетов с  населением производится с обязательным  применением контрольно-кассовых  машин.

 Наличные деньги, полученные  предприятиями в банках, расходуются  на цели, указанные в чеке.

 Предприятия могут  иметь в своих кассах наличные  деньги в пределах лимитов,  установленных банками, по согласованию  с руководителями предприятий.  При необходимости лимиты остатков  касс пересматриваются.

6. Предприятия обязаны  сдавать в банк всю денежную  наличность сверх установленных  лимитов остатка наличных денег  в кассе в порядке и сроки,  согласованные с обслуживающими  банками.

 Наличные деньги могут  быть сданы в дневные и вечерние  кассы банков, инкассаторам и  в объединенные кассы при предприятиях  для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи  для перечисления на счета  в банках на основе заключенных  договоров.

 Предприятия, имеющие  постоянную денежную выручку,  по согласованию с обслуживающими  их банками могут расходовать  ее на оплату труда и выплату  социально-трудовых льгот (в последующем  - оплата труда), закупку сельскохозяйственной  продукции, скупку тары и вещей  у населения. Предприятия не  имеют права накапливать в  своих кассах наличные деньги  сверх установленных лимитов  для осуществления предстоящих  расходов, в том числе на оплату  труда.

 Выдача денег из  выручки одних предприятий, имеющих  постоянную денежную выручку,  на нужды других допускается  в отдаленных местностях, где  нет банков, на основе договора  между предприятиями по согласованию  с банками, обслуживающими эти  предприятия.

 Предприятия имеют  право хранить в своих кассах  наличные деньги сверх установленных  лимитов только для оплаты  труда, выплаты пособий по социальному  страхованию и стипендий не  свыше 3 рабочих дней (для предприятий,  расположенных в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, - до 5 дней), включая день  получения денег в банке.

 Выдача наличных денег  под отчет производится из  касс предприятий. При временном  отсутствии у предприятий кассы  разрешается выдавать по согласованию  с банком кассирам предприятий  или лицам, их заменяющим, чеки  на получение наличных денег  непосредственно из кассы банка.

 Предприятия выдают  наличные деньги под отчет  на хозяйственно-операционные расходы,  а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

6Денежная система представляет  собой в самом общем виде  исторически сложившуюся в данной  стране группу денежных знаков, с помощью которой государство  организует денежное обращение.  В основе любой денежной системы  лежат деньги или денежные  знаки. Сущность денег проявляется  в их пяти функциях, которые  отражают внутреннее содержание  денег.

 

 

Мера стоимости, т.е. деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость  всех товаров.

 

 

Средство обращения. Деньги выступают посредником между  продавцом и покупателем. Обмен  товарами при помощи денег называется товарным обращением, которое выражается по формуле Т — Д — Т.

 

 

Средство накопления и  сбережения. В качестве всеобщего  эквивалента, на который владелец денег  может получить любой товар, они  становятся всеобщим воплощением общественного  богатства, в связи с чем и возникает у людей стремление к их накоплению и сбережению.

 

 

Средство платежа. С развитием  кредитных отношений связано  появление и кредитных денег  — векселей, банкнот, чеков —  различных долговых обязательств.

 

 

Мировые деньги. Иными словами, это деньги, которые используются для расчетов между государствами  во внешнеэкономических отношениях.

 

Денежная система Российской Федерации складывается из ряда элементов.

 

 

Официальная денежная единица  и ее наименование. Денежной единицей (денежным знаком) России является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации  других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Подделка и  незаконное изготовление официальных  денежных знаков преследуется по закону.

 

 

Виды денежных знаков. Государство, создавая денежную систему, устанавливает  виды денежных знаков. В Российской Федерации в обращении находятся  денежные знаки двух видов:

 

1) банковские билеты (банкноты);

 

2) разменная металлическая  монета.

 

Государство наделяет как  банковские билеты, так и металлическую  монету качествами законного платежного средства, обязательного к безотказному приему во всех денежных платежах по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

 

 

Порядок эмиссии наличных денег. Денежная эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение  и изъятие денег из обращения  в основном государственными банками  и является монополией государства. В Российской Федерации эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в  обращении осуществляет Центральный  банк РФ. Федеральный закон «О Центральном  банке РФ (Банке России)» указывает  на то, что монопольное право выпуска (эмиссии) на территории России банковских билетов и металлической монеты принадлежит Центральному банку  РФ (ст. 29). Он является единственным эмиссионным  органом страны: никакой другой орган  не имеет права выпускать денежные знаки. При этом следует отметить, что в осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

 

 

Безналичные деньги. Безналичные  деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается  на определенные финансово-правовые реальности. Данная запись обозначает:

 

 

задолженность банка перед  клиентом — владельцем счета и  его право требования к банку  о выплате определенной денежной суммы или перечислении этой суммы  на другой счет;

 

 

право клиента на получение  наличных денег.

 

Наличными деньгами осуществляются, прежде всего, расчеты населения  и выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия. Но в хозяйственной  сфере взаимные погашения денежных обязательств и требований юридических  лиц осуществляются путем безналичных  расчетов, или, что то же самое, путем  обращения безналичных денег.

 

 

Правовое регулирование  денежной системы осуществляется нормами  конституционного права, финансового  права, а также нормами гражданского и уголовного права. Правовое регулирование  как элемент денежной системы  наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией.

 

Правовое регулирование  денежного обращения осуществляют следующие нормы.

 

 

Конституция РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к  компетенции Российской Федерации  отнесены денежная эмиссия, установление правовых основ единого рынка, а  в ст. 75 устанавливается денежная единица страны и указывается, что  денежная эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком РФ.

 

 

Нормы гражданского права. В  частности, это Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

Кроме этого, нормы финансового  права содержатся в ведомственных  нормативных актах Центрального банка РФ.

Нормы уголовного права. На банковских билетах, в частности, имеется надпись: «Подделка денежных знаков преследуется по закону». В соответствии со ст. 186 УК РФ к лицам, участвующим в изготовлении в целях сбыта поддельных банковских билетов Банка России, металлической  монеты либо иностранной валюты, применяется  одно из уголовных наказаний.

7Понятие финансовой деятельности

   Денежные отношения  определяют необходимость и наличие  специальной финансовой деятельности  государства. Финансовая деятельность  любого государства представляет  собой процесс собирания, распределения  (перераспределения) и использования  денежных средств, обеспечивающих  практическое выполнение функций  государства и органов местного  самоуправления.

   Финансовая деятельность  государства и муниципальных  образований выступает необходимой  и составной частью механизма  социального управления, представляет  собой отраслевое проявление (разновидность)  государственной и юридической  деятельности. Обеспечивая движение  денежных средств в интересах  всего общества, финансовая деятельность  государства и муниципальных  образований носит публичный  характер. Независимо от того, кто  является участником конкретных  финансовых правоотношений (государство,  субъект РФ, муниципальное образование  или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам  право­вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции.

   Финансовая деятельность  государства заключается в правомерном  поведении субъектов финансового  права, направленном на сохранение  либо совершенствование юридического  механизма регулирования финансовых  отношений. Основными направлениями  воздействия на механизм финансово-правового  регулирования со стороны финансовой  деятельности являются правотворчество,  правореализация и государственное принуждение.

 

   Финансовая деятельность  государства — это основанная  на правовых нормах публичная  деятельность субъектов финансового  права по созданию оптимального  механизма финансово-правового регулирования  в целях планомерного аккумулирования,  распределения и использования  централизованных и децентрализованных  денежных фондов общего значения.

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права