Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

шениям, большая часть предприятий утратила государственную

форму собственности. Однако не все  объекты подлежат прива-

тизации в силу их особой социально-экономической роли для

государства и важного значения в обеспечении устойчивости

экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных  и муниципальных предприятий  особо

выделяются и в аспекте  воздействия на них норм финансового

права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов

других предприятий, входят в сферу  действия функций государ-

ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отно-

шений, возникающих при функционировании финансов госу-

дарственных и муниципальных предприятий, является более

широким. При наличии общих для всех предприятий финансо-

вых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов),

государственные (муниципальные) предприятия, помимо них,

вступают и в другие финансовые отношения государственно-

властного характера, обусловленные функциями государствен-

ного управления этими предприятиями__

13 Правовое регулирование

финансовой деятельности государственных

и муниципальных  предприятий

§ 1. Понятие и  содержание финансовой деятельности

государственных и муниципальных предприятий

Финансовая деятельность предприятий представляет собой

выполнение ими  в соответствии с предоставленными полномочия-

ми функций  по образованию, распределению и  использованию де-

нежных фондов в связи с осуществлением своих  производственных

и социальных задач.

Финансовую деятельность осуществляют также органы госу-

дарственного управления отраслями экономики во взаимоотно-

шениях с подведомственными им предприятиями. Она представ-

ляет собой выполнение названными органами в соответствии с

представленными полномочиями функций по образованию, рас-

пределению и использованию денежных фондов в связи с осуще-

ствлением задач по руководству отраслью экономики. Аналогич-

ны функции исполнительных органов местного самоуправления,

ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных  и муниципальных предприятий  в

области финансовой деятельности выражаются в следующих

группах юридических прав и обязанностей государственных

предприятий и муниципальных  предприятий:

а) по планированию своих  финансовых ресурсов (как соб-

ственных, так и выделенных из государственного или местного

бюджета, полученного банковского  кредита и др.) на основе

утверждаемых компетентным органом показателей лимитов,

плановых заданий, государственных  или муниципальных зака-

зов, а также показателей  эффективности использования госу-

дарственного и муниципального имущества федеральными уни-

тарными предприятиями; ^

б) по распределению и  использованию финансовых ресурсов

на цели производства и  реализации продукции, расширения

230 Учебник: Краткий курс. Особенная часть

производства, материальное поощрение работников, социаль-

но-культурные цели и по созданию соответствующих денежных

фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государ-

ством, вышестоящими органами и банками и др. Государствен-

ное или муниципальное предприятие обязано ежегодно пере-

числять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся

в его распоряжении после  уплаты налогов и иных обязательных

платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Прави-

тельством РФ, уполномоченными органами государственной

власти субъектов РФ или  органами местного самоуправления;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими

производственными единицами  и структурными подразделени-

ями;

д) по осуществлению финансового  контроля на предприя-

тии.

При осуществлении государственными и муниципальными

предприятиями этих прав и  обязанностей возникают правоот-

ношения с соответствующими отраслевыми государственными

и муниципальными органами, которые осуществляют свои пол-

номочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

а) по формированию уставного  фонда подведомственных им

государственных и муниципальных  предприятий. Названный

фонд может формироваться  за счет денежных средств, а также

ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, имеющих

денежную оценку. Размер фонда государственного унитарного

предприятия определяется в  рублях и должен составлять не

менее пяти тысяч минимальных  размеров оплаты труда, а муни-

ципального предприятия — не менее одной тысячи минималь-

ных размеров оплаты труда, установленных федеральным зако-

ном (в казенном предприятии  уставный фонд не формируется);

б) по определению порядка  составления, утверждения и ус-

тановления показателей планов (программы) финансово-хозяй-

ственной деятельности подведомственных унитарных предпри-

ятий;

в) по планированию финансовых ресурсов соответствующих

отраслей экономики, утверждению  для подведомственных пред-

приятий основных показателей, необходимых для финансовых

расчетов лимитов, экономических  нормативов, государственных

заказов, показателей эффективности  деятельности унитарных

предприятий;

Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 231

г) по распределению и  использованию находящихся в их

распоряжении финансовых ресурсов на проведение централи-

зованных мероприятий по развитию отрасли и содержание цен-

трального аппарата;

д) по распределению и  перераспределению денежных средств

и накоплений между подведомственными  предприятиями;

е) по распределению бюджетных  и кредитных ресурсов, вы-

деленных в их распоряжение, между подведомственными пред-

приятиями;

ж) по созданию и использованию  централизованных денеж-

ных фондов на материальное поощрение, социально-культур-

ные мероприятия, развитие производства, науки и техники в

отрасли;

з) по осуществлению финансового  контроля за подведом-

ственными предприятиями, объединениями, организациями и

в системе центрального аппарата;

и) по утверждению бухгалтерской  отчетности и отчетов под-

ведомственных унитарных  предприятий.

За финансовой деятельностью  унитарного государственного

и муниципального предприятия, помимо собственника, в лице

соответствующих органов  исполнительной власти, осуществля-

ют контроль и другие уполномоченные государственные орга-

ны — налоговые, финансовые и др. Бухгалтерская отчетность

унитарного предприятия  в случаях, определенных собственни-

ком его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудитор-

ской проверке независимым аудитором. По окончании отчетного

периода предприятие представляет уполномоченным федераль-

ным и региональным органам власти или местного самоуправ-

ления отчетность и иные документы, перечень которых опреде-

ляется Правительством РФ, органами исполнительной власти

субъектов РФ или органами местного самоуправления. В целях

обеспечения эффективного управления государственным секто-

ром экономики уполномоченный орган ведет реестр показате-

лей экономической эффективности деятельности унитарных

предприятий.

§ 2. Принципы финансовой деятельности государственных

и муниципальных  предприятий

Финансовой деятельности государственных и муниципаль-

ных предприятий свойственны определенные принципы, нашед-

шие отражение в законодательстве. Это следующие принципы.

232 Учебник: Краткий курс. Особенная часть

1. Принцип финансовой самостоятельности предприятий,

сочетающейся с государственным регулированием и управлени-

ем в установленных  правовыми нормами пределах.

2. Принципы планирования и прогнозирования предприятиями

процессов формирования и  использования финансовых ресур-

сов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ-

водственной деятельности предприятия. Соответственно этому

принципу затраты на производство и реализацию продукции,

на развитие производства в первую очередь осуществляются за

счет собственных средств, получаемых в результате производ-

ственно-хозяйственной деятельности.

Принцип самоокупаемости  и самофинансирования предпо-

лагает необходимость создания на предприятиях финансовых

резервов (резервных фондов). В необходимых случаях унитар-

ные предприятия вправе осуществлять в установленном поряд-

ке (по согласованию с собственником имущества) заимствования

средств: а) в формах банковского  кредита; б) бюджетных креди-

тов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, кото-

рые предусмотрены бюджетным законодательством РФ; в) пу-

тем размещения облигаций  или выдачи векселей. Вместе с тем

в целях решения государственных (и муниципальных) задач

государственным и муниципальным  предприятиям оказывается

финансовая поддержка  из денежных фондов соответствующих

органов, в ведении которых  они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должност-

ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий.

Такая ответственность может  быть предусмотрена нормами

финансового, административного, уголовного, гражданского

права. В ГК РФ (п. 5 ст. 13) предусмотрено, в частности, что

унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем

принадлежащим ему имуществом.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и

финансовых ресурсов (казны) государства или муниципального об-

разования (и.Л ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос-

новной (текущей) деятельности, и для капитальных вложений.

Данный принцип направлен  на обеспечение целевого исполь-

зования средств.

7. Принцип контроля за использованием государственными

и муниципальными предприятиями  финансовых ресурсов. Кон-

Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 233

троль осуществляется компетентными государственными орга-

нами, в соответствующих  случаях — органами местного самоуп-

равления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутри-

хозяйственный) финансовый контроль, который проводится

силами каждого предприятия  непосредственно.

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании

производства, социального  развития и соответствующего ис-

пользования финансовых ресурсов. Так, ТрК РФ (ст. 2), исходя

из общепризнанных принципов, норм международного права и

в соответствии с Конституцией РФ, к числу основных принци-

пов правового регулирования трудовых отношений относит

обеспечение права работников на участие в управлении органи-

зацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется законодательно-

го акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового

режима финансов государственных  и муниципальных предпри-

ятий и финансовой деятельности этих предприятий. Однако

принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный  закон ≪О государ-

ственных и муниципальных предприятиях≫ в значительной мере

устранил этот пробел. Детальное  урегулирование на законода-

тельном уровне в кодифицированной форме получили лишь

отношения предприятий, возникающие  в связи с платежами,

входящими в систему налогов  и сборов. Основополагающая

роль принадлежит Конституции  РФ, определившей основы

организации финансовой системы  страны. В рассматриваемой

области действуют в определенной части законы РФ, акты Пре-

зидента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об от-

раслевых органах исполнительной власти, а также акты самих

отраслевых государственных  органов. На региональном и мест-

ном уровнях в отношении государственных (региональных) и

муниципальных предприятий, помимо правовых актов феде-

рального уровня, действуют акты органов государственной вла-

сти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Суще-

ственное значение имеют уставы унитарных, в том числе казен-

ных, предприятий, утверждаемые уполномоченными органами

государственной власти и  местного самоуправлени__

14 Законодательную базу страховой деятельности в России составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другие ведомственные нормативные акты.

Законом РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» определены основные принципы государственного регулирования страхования, регламентированы отношения между страховыми организациями  и гражданами, предприятиями, учреждениями; отношения страховых организаций  между собой. Данный закон включает в себя также положения, определяющие содержание договора страхования, показатели финансовой устойчивости страховщиков, основные функции надзорных страховых  органов и др. Согласно закону объектами  страхования могут быть имущественные  интересы, связанные с: жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного  лица (личное страхование); владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); возмещением  страхователем причиненного вреда  личности или имуществу физического  лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права