Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа
Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
шениям, большая часть предприятий утратила государственную
форму собственности. Однако не все объекты подлежат прива-
тизации в силу их особой социально-экономической роли для
государства и важного значения в обеспечении устойчивости
экономики и социальной стабильности.
Финансы государственных и муниципальных предприятий особо
выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового
права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов
других предприятий, входят в сферу действия функций государ-
ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отно-
шений, возникающих при функционировании финансов госу-
дарственных и муниципальных предприятий, является более
широким. При наличии общих для всех предприятий финансо-
вых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов),
государственные (муниципальные) предприятия, помимо них,
вступают и в другие финансовые отношения государственно-
властного характера, обусловленные функциями государствен-
ного управления этими предприятиями__
13 Правовое регулирование
финансовой деятельности государственных
и муниципальных предприятий
§ 1. Понятие и содержание финансовой деятельности
государственных и муниципальных предприятий
Финансовая деятельность предприятий представляет собой
выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочия-
ми функций по образованию, распределению и использованию де-
нежных фондов в связи с осуществлением своих производственных
и социальных задач.
Финансовую деятельность осуществляют также органы госу-
дарственного управления отраслями экономики во взаимоотно-
шениях с подведомственными им предприятиями. Она представ-
ляет собой выполнение названными органами в соответствии с
представленными полномочиями функций по образованию, рас-
пределению и использованию денежных фондов в связи с осуще-
ствлением задач по руководству отраслью экономики. Аналогич-
ны функции исполнительных органов местного самоуправления,
ведающих определенными отраслями местного хозяйства.
Функции государственных и муниципальных предприятий в
области финансовой деятельности выражаются в следующих
группах юридических прав и обязанностей государственных
предприятий и муниципальных предприятий:
а) по планированию своих финансовых ресурсов (как соб-
ственных, так и выделенных из государственного или местного
бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе
утверждаемых компетентным органом показателей лимитов,
плановых заданий, государственных или муниципальных зака-
зов, а также показателей
эффективности использования
дарственного и муниципального имущества федеральными уни-
тарными предприятиями; ^
б) по распределению и использованию финансовых ресурсов
на цели производства и реализации продукции, расширения
230 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
производства, материальное поощрение работников, социаль-
но-культурные цели и по созданию соответствующих денежных
фондов;
в) по выполнению финансовых обязательств перед государ-
ством, вышестоящими органами и банками и др. Государствен-
ное или муниципальное предприятие обязано ежегодно пере-
числять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся
в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных
платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Прави-
тельством РФ, уполномоченными органами государственной
власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
г) по распределению финансовых ресурсов между своими
производственными единицами и структурными подразделени-
ями;
д) по осуществлению финансового контроля на предприя-
тии.
При осуществлении государственными и муниципальными
предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоот-
ношения с соответствующими отраслевыми государственными
и муниципальными органами, которые осуществляют свои пол-
номочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:
а) по формированию уставного фонда подведомственных им
государственных и муниципальных предприятий. Названный
фонд может формироваться за счет денежных средств, а также
ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, имеющих
денежную оценку. Размер фонда государственного унитарного
предприятия определяется в рублях и должен составлять не
менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, а муни-
ципального предприятия — не менее одной тысячи минималь-
ных размеров оплаты труда, установленных федеральным зако-
ном (в казенном предприятии уставный фонд не формируется);
б) по определению порядка составления, утверждения и ус-
тановления показателей планов (программы) финансово-хозяй-
ственной деятельности подведомственных унитарных предпри-
ятий;
в) по планированию финансовых ресурсов соответствующих
отраслей экономики, утверждению для подведомственных пред-
приятий основных показателей, необходимых для финансовых
расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных
заказов, показателей эффективности деятельности унитарных
предприятий;
Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 231
г) по распределению и использованию находящихся в их
распоряжении финансовых ресурсов на проведение централи-
зованных мероприятий по развитию отрасли и содержание цен-
трального аппарата;
д) по распределению и перераспределению денежных средств
и накоплений между подведомственными предприятиями;
е) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, вы-
деленных в их распоряжение, между подведомственными пред-
приятиями;
ж) по созданию и использованию централизованных денеж-
ных фондов на материальное поощрение, социально-культур-
ные мероприятия, развитие производства, науки и техники в
отрасли;
з) по осуществлению финансового контроля за подведом-
ственными предприятиями, объединениями, организациями и
в системе центрального аппарата;
и) по утверждению бухгалтерской отчетности и отчетов под-
ведомственных унитарных предприятий.
За финансовой деятельностью унитарного государственного
и муниципального предприятия, помимо собственника, в лице
соответствующих органов исполнительной власти, осуществля-
ют контроль и другие уполномоченные государственные орга-
ны — налоговые, финансовые и др. Бухгалтерская отчетность
унитарного предприятия в случаях, определенных собственни-
ком его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудитор-
ской проверке независимым аудитором. По окончании отчетного
периода предприятие представляет уполномоченным федераль-
ным и региональным органам власти или местного самоуправ-
ления отчетность и иные документы, перечень которых опреде-
ляется Правительством РФ, органами исполнительной власти
субъектов РФ или органами местного самоуправления. В целях
обеспечения эффективного управления государственным секто-
ром экономики уполномоченный орган ведет реестр показате-
лей экономической эффективности деятельности унитарных
предприятий.
§ 2. Принципы финансовой деятельности государственных
и муниципальных предприятий
Финансовой деятельности государственных и муниципаль-
ных предприятий свойственны определенные принципы, нашед-
шие отражение в законодательстве. Это следующие принципы.
232 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
1. Принцип финансовой самостоятельности предприятий,
сочетающейся с государственным регулированием и управлени-
ем в установленных правовыми нормами пределах.
2. Принципы планирования и прогнозирования предприятиями
процессов формирования и использования финансовых ресур-
сов, находящихся в их распоряжении.
3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ-
водственной деятельности предприятия. Соответственно этому
принципу затраты на производство и реализацию продукции,
на развитие производства в первую очередь осуществляются за
счет собственных средств, получаемых в результате производ-
ственно-хозяйственной деятельности.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования предпо-
лагает необходимость создания на предприятиях финансовых
резервов (резервных фондов). В необходимых случаях унитар-
ные предприятия вправе осуществлять в установленном поряд-
ке (по согласованию с собственником имущества) заимствования
средств: а) в формах банковского кредита; б) бюджетных креди-
тов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, кото-
рые предусмотрены бюджетным законодательством РФ; в) пу-
тем размещения облигаций или выдачи векселей. Вместе с тем
в целях решения государственных (и муниципальных) задач
государственным и муниципальным предприятиям оказывается
финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих
органов, в ведении которых они находятся.
4. Принцип ответственности предприятий и их должност-
ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий.
Такая ответственность может быть предусмотрена нормами
финансового, административного, уголовного, гражданского
права. В ГК РФ (п. 5 ст. 13) предусмотрено, в частности, что
унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом.
5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и
финансовых ресурсов (казны) государства или муниципального об-
разования (и.Л ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос-
новной (текущей) деятельности, и для капитальных вложений.
Данный принцип направлен на обеспечение целевого исполь-
зования средств.
7. Принцип контроля за использованием государственными
и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Кон-
Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 233
троль осуществляется компетентными государственными орга-
нами, в соответствующих случаях — органами местного самоуп-
равления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутри-
хозяйственный) финансовый контроль, который проводится
силами каждого предприятия непосредственно.
8. Принцип участия трудового коллектива в планировании
производства, социального развития и соответствующего ис-
пользования финансовых ресурсов. Так, ТрК РФ (ст. 2), исходя
из общепризнанных принципов, норм международного права и
в соответствии с Конституцией РФ, к числу основных принци-
пов правового регулирования трудовых отношений относит
обеспечение права работников на участие в управлении органи-
зацией в предусмотренных законом формах.
В российском законодательстве не имеется законодательно-
го акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового
режима финансов государственных и муниципальных предпри-
ятий и финансовой деятельности этих предприятий. Однако
принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон ≪О государ-
ственных и муниципальных предприятиях≫ в значительной мере
устранил этот пробел. Детальное урегулирование на законода-
тельном уровне в кодифицированной форме получили лишь
отношения предприятий, возникающие в связи с платежами,
входящими в систему налогов и сборов. Основополагающая
роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы
организации финансовой системы страны. В рассматриваемой
области действуют в определенной части законы РФ, акты Пре-
зидента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об от-
раслевых органах исполнительной власти, а также акты самих
отраслевых государственных органов. На региональном и мест-
ном уровнях в отношении государственных (региональных) и
муниципальных предприятий, помимо правовых актов феде-
рального уровня, действуют акты органов государственной вла-
сти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Суще-
ственное значение имеют уставы унитарных, в том числе казен-
ных, предприятий, утверждаемые уполномоченными органами
государственной власти и местного самоуправлени__
14 Законодательную базу страховой деятельности в России составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другие ведомственные нормативные акты.
Законом РФ «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»
определены основные принципы государственного
регулирования страхования, регламентированы
отношения между страховыми организациями
и гражданами, предприятиями, учреждениями;
отношения страховых