Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

Содержание финансовой деятельности

    Содержание финансовой  деятельности государства определяется  спецификой ее объекта, в качестве  которого выступает финансовое  право во всем многообразии  конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового регулирования и правового сознания. Результатом финансовой деятельности становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые правоотношения).

Финансовая деятельность муниципальных образований —  это осуществление соответствующим  муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению  и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

 

 

   Финансовая деятельность  муниципальных образований представляет  собой исторически сложившийся  и обусловленный публичным характером  институт в структуре финансовой  деятельности государства и характеризуется  тем, что в ходе ее осуществления  организуются и практически осуществляются  аккумуляция, распределение и  использование денежных фондов  в целях выполнения задач, предусмотренных  местным сообществом, и делегирования  полномочий государства.

 

   Особенностью муниципальной  финансовой деятельности является  обеспечение финансовыми средствами  выполнения целей и задач, предусмотренных  местным сообществом, и делегированных  полномочий государства. Федеральный  закон «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской  Федерации» обязывает органы  государства при передаче своих  полномочий на местный уровень  выделять для их реализации  соответствующие финансовые ресурсы.  Сферу (область) муниципальной  финансовой деятельности представляют  финансы соответствующего территориального  образования.

 

   Органы местного  самоуправления самостоятельно  или с участием государства  устанавливают порядок образования  и использования централизованных (в рамках местного самоуправления) и децентрализованных денежных  фондов.

 

   Создаются денежные  фонды местного самоуправления  в результате аккумулирования  (мобилизации) средств через систему  налогообложения, муниципальных  кредитов, в результате контроля за расходованием финансов местного бюджета, добровольных взносов

8Государственные расходы  — это часть финансовых отношений,  обусловленная использованием централизованных  и нецентрализованных доходов  государства. Специфика государственных  расходов состоит в обеспечении  потребностей государственной сферы  деятельности. Государственные расходы  призваны удовлетворять наиболее  важные потребности общества  в области развития экономики  и социальной сферы, осуществления  государственного управления и  укрепления обороноспособности  страны.

 

Правовое регулирование  государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных  законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов  РФ и актов местного самоуправления.

 

Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, которая  гласит: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов».

 

Государственные расходы  состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных  и внебюджетных фондов (централизованные расходы), и расходов государственных  предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы). И те, и другие расходы производятся в  целях расширения производства (путем  финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования  общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

 

Специфическим видом государственных  расходов в условиях рыночной экономики  являются затраты на инвестиции в  действующие или вновь создаваемые  предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая  за счет государственных инвестиций собственность передается специальным  органам управления государственным  имуществом.

 

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между  собой, составляет систему государственных  расходов. Организационное построение данной системы базируется на сочетании  принципов финансирования расходов.

 

 

Целевое направление средств. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, а в некоммерческой — заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

 

 

Принцип безвозвратности  расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются  в обязательном их возмещении.

 

 

Принцип соблюдения режима экономии, который содействует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с  сокращением расходов, но обязательно  предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

 

Формы финансирования государственных  расходов.

 

 

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных  предприятий за счет их собственных  финансовых ресурсов.

 

 

Бюджетное финансирование применяется  для обеспечения затрат, имеющих  общегосударственное значение.

 

 

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих  и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами  разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств  на финансовом рынке в форме государственного кредита.

 

Рациональное соотношение  между названными формами финансового  обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

 

Бюджетные средства могут  использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

 

Финансирование новых  видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов  расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового  года при условии их включения  в закон (решение) о бюджете, либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в  закон (решение) о бюджете при  наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным  статьям бюджета (ст. 83 БК РФ).

 

Если предполагается, что  в следующем финансовом году бюджетных  средств будет недостаточно для  финансирования всех расходов, обусловленных  действующим законодательством, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете  на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных  актов (статей, отдельных пунктов  статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в  связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта

Бюджетный кодекс РФ, закрепляя  принцип полноты бюджета, дополняет  его требованием, в соответствии с которым все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств  и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной  системе Российской Федерации. Иными  словами, денежные средства, не учтенные в доходной части бюджета, не могут  идти на финансирование бюджетных расходов

Бюджетный кодекс закрепил исчерпывающий  перечень форм, в которых могут  осуществляться расходы бюджетов. К  ним, в частности, относятся:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

социальное обеспечение  населения;

предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;предоставление межбюджетных трансфертов

иные формы.

9 2. Правовой режим целевых  бюджетных фондов

Целевые бюджетные фонды  консолидируются в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ для оказания финансовой помощи отдельным  регионам и муниципальным образованиям, финансирования отраслей экономики, а  также государственных и муниципальных  программ социально-экономического развития.

Особенностью бюджетных  целевых является то, что статьи доходов и расходов, указанных  фондом определяются федеральными законами, законами субъектов РФ или решениями  представительных органов местного самоуправления о соответствующем  бюджете на соответствующем бюджете  на очередной финансовый год и  учитывается составе указанных  бюджетов. Период деятельности фондов определяется временем действия соответствующих бюджетов, то есть календарным годом, после чего фонды прекращают свое существование или образуются вновь.

 

К рассматриваем фондам можно условно отнести фонды финансовой поддержки и резервные фонды. Они отличаются от целевых бюджетных фондов тем, что не имеют отраслевой направленности.

Впервые федеральные целевые  бюджетные фонды были созданы  согласно Закону РФ от 14 мая 1993 г. «О республиканском  бюджете Российской Федерации на 1993 год»[11]. В 1993 г. на республиканском  уровне действовали: Фонд социальной поддержки  северян; Фонд поддержки предпринимательства; Резервный фонд Президента РФ по социальной защите малообеспеченных слоев населения; Фонд Верховного Совета РФ по социальной поддержке населения; Резервный  фонд Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций; Фонд социальной поддержки северян  для обеспечения финансирования досрочного завоза продовольствия и  товаров народного потребления  в районы Крайнего Севера и приравненные к ним  местности, адресной поддержки  малообеспеченных слоев населения  в виде компенсационных выплат за приобретенные товары и оказанные  услуги.

 

В федеральном бюджете  на 1994 г. впервые образованы: Федеральный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства; Фонд возрождения торгового флота России; Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ; Фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности[12].

 

  Начиная с 1995 г., в  федеральный бюджет консолидированы  (включены) средства целевых внебюджетных  фондов: Федерального дорожного  фонда РФ, Федерального экологического  фонда РФ, Фонда социального развития  департамента налоговой полиции  РФ, Централизованного фонда социального  развития Государственной налоговой  службы РФ, Фонда развития таможенной  системы РФ, Государственного фонда  борьбы с преступностью.

 

Законодательным органам  субъектов РФ в соответствии с  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 1995 год»[13] было рекомендовано  консолидировать в региональных бюджетах средства целевых внебюджетных территориальных дорожных фондов и  других внебюджетных фондов, образованных по решениям законодательных и исполнительных органов субъектов РФ за счет специальных  налогов, сборов и иных поступлений.

Начало созданию федерального и территориальных дорожных фондов было положено Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации»[14]

Деятельность дорожных фондов была связана с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных  дорог общего пользования.

. Правовой режим государственных  и местных внебюджетных фондов.

 

 

В системе целевых государственных  и муниципальных денежных фондов различают государственные и  муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании  законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, законов и подзаконных  нормативных актов субъектов  РФ, нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

 

Средства внебюджетных фондов не консолидируются в федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты муниципальных образований. Среди указанных фондов выделяют внебюджетные фонды социальной и  экономической направленности.

 

Глава 17 БК РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных внебюджетных фондов, к которым относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования.

К данным фондам относился  также Государственный фонд занятости  населения РФ, правовой режим которого регламентировался Положением о  Государственном фонде занятости  населения РФ[25], утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Созданию послужило принятие Закона РФ «О занятости  населения в Российской Федерации»[26] от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 20 апреля 1996 г.). Однако в соответствие с положением Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О введение в действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»[27] с 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения РФ был ликвидирован.

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права