Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

Практически в каждом субъекте установлены льготы по транспортному налогу: чаще всего, в одной из статей закона субъекта «О транспортном налоге» иногда принимаются  отдельные законы, посвященные только льготам. Также в ряде субъектов  налоговые льготы устанавливаются  на конкретный год.

20 . Общее понятие защиты прав субъектов финансовых отношений

 

   Степень  участия каждого субъекта в  финансовых правоотношениях может  иметь различную социальную значимость. Своим поведением субъект финансового  права может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. «Если, не нарушая материальных границ своего права, индивид использует его в ущерб другому индивиду, если, соблюдая букву права, он нарушает его дух, тогда говорят, что он злоупотребляет своим правом, но никак не употребляет его на пользу, и такое злоупотребление не может иметь юридических оправданий». Поэтому государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех участников финансовых правоотношений, устанавливает способы защиты нарушенных прав.

   Выполнение  правил, закрепленных в финансово-правовых  нормах, означает и соблюдение  прав субъектов финансовых правоотношений. В этих целях широко применяется  метод убеждения в различных  формах, прежде всего проведением  разъяснительной работы. В результате  требования финансово-правовых норм  выполняются большей частью субъектов  добровольно. 

 

   В  случае нарушения установленных  в области образования, распределения  и использования государственных  и местных денежных фондов  правил вводится в действие  метод государственного принуждения  в различных его проявлениях  (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер).

   Меры  государственного принуждения являются  неотъемлемым элементом механизма  правового регулирования финансовых  отношений, как и любых других  общественных отношений. Следовательно,  использование этих мер необходимо  и в случаях возникновения  потребностей в защите прав  и законных интересов субъектов  финансовых правоотношений. Это  относится ко всем видам субъектов  — государству, его территориальным  подразделениям, органам государственной  власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям,  гражданам. С помощью этих мер  обеспечивается исполнение юридических  обязанностей названных субъектов  и в необходимых случаях —  вос­становление нарушенных прав.

 

   Защита  прав и законных интересов  субъектов, участвующих в финансовых  правоотношениях, производится в  административном или судебном  порядке, что в настоящее время  является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их  в области финансовых правоотношений  имеет свои особенности.

 

   Следует  заметить, что до 90-х гг. преобладал  административный порядок защиты  прав субъектов финансового права.  Судебный порядок применялся  в основном при защите интересов  государства в целях взыскания  с граждан налогов, не внесенных  в установленные сроки. Гражданин  же свои права защищал в административном порядке.

   Российское  законодательство 90-х гг. расширило  сферу действия судебного порядка  применительно ко всем субъектам  финансового права. При этом  в финансовых отношениях действуют  оба названных порядка защиты  прав, а разрешение дела в административном  порядке при не удовлетворяющем  исходе не исключает возможности  обращаться в суд общей компетенции  или арбитражный суд.

 

   В  финансовых правоотношениях государства  с участием граждан действуют  административный и судебный  порядки защиты прав и законных  интересов обеих сторон. При этом  усилена ориентация на использование  судебного порядка, который имеет  конституционную основу. В гл. 2 Конституции  РФ о правах и свободах человека  и гражданина каждому гарантирована  судебная защита его прав и  свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления  и должностных лиц могут быть  обжалованы в суд.

 

   Если  исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый  гражданин вправе в соответствии  с международными договорами  РФ обращаться в межгосударственные  органы по защите прав. Вступление  России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ

Вопрос 2. Способы защиты прав субъектов и их особенности

   С  помощью мер государственного  принуждения обеспечивается исполнение  субъектами финансового права  своих юридических обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется  восстановление нарушенных прав.

 

   Определенным  демократическим достижением Российского  государства является правовое  закрепление увеличившихся возможностей  субъектов финансовых правоотношений  по обжалованию нарушенных прав. Характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права.

 

   Нормативными  финансово-правовыми актами федерального  уровня предусмотрены следующие  способы защиты прав субъектов  финансовых правоотношений: президентский,  административный, судебный, самозащита  прав.

 

   Президенту  РФ могут быть обжалованы любые  действия (бездействие) контролирующих  органов в финансовой сфере.

 

   Административный  способ предполагает обращение  за защитой и восстановлением  нарушенного права к вышестоящему  органу власти по отношению  к органу, принявшему решение  или выполнившему действие. В  различных финансовых отношениях  административный порядок защиты  прав имеет свои особенности,  но везде он проявляется в  форме властных велений при  вынесении решения соответствующими  уполномоченными государственными  органами (помимо судебного разбирательства). Процессуальный порядок реализации  административного способа защиты  проще, решение жалобы основывается  на общих правилах рассмотрения  жалоб и заявлений органами  власти и предусматривает в  основном ме­сячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Этот порядок предполагает упрощенное производство и вынесение решения по жалобе.

 

   Административный  порядок действует главным образом  в случае применения мер государственного  принуждения в данной области  к органам государства и местного  самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его  применения в этом случае вызвана  необходимостью оперативных действий  в области финансов.

 

   Административный  порядок в ряде случаев допускает  обращение впоследствии за защитой  в суд либо предоставляется  альтернативный порядок защиты  прав субъектов финансовых правоотношений.

 

   Субъекты, к которым применены меры воздействия  в целях защиты своих прав  и законных интересов вправе:

 

  = во-первых, обжаловать действия соответствующих  государственных органов также  в административном порядке по  подчиненности, 

 

  = во-вторых, обратиться в суд или арбитражный  суд.

 

   В  большинстве финансовых отношений  для граждан действует общий  судебный порядок обжалования. 

 

   Право  на обжалование имеет каждый  гражданин, считающий, что нарушены  его права и свободы, незаконно  на него возложена какая-либо  обязанность или он незаконно  привлечен к какой-либо ответственности  либо созданы препятствия для  осуществления его прав и свобод.

 

   Юридические  лица — субъекты финансового  права — вправе обращаться  за судебной защитой и в  том случае, если оспариваемые  финансовые отношения оформлялись  договором. В соответствии со  ст. 27 АПК РФ ар­битражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сторонами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

 

 

   К  экономическим спорам отнесены  споры: 

 

  - о  возврате из бюджета денежных  средств, списанных органами, осуществ­ляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта;

 

  - о  взыскании с организаций и  граждан штрафов государственными  органами, органами, осуществляющими  контрольные функции, если федеральным  законом не предусмотрен бесспорный  порядок их взыскания; 

 

  - о  признании не подлежащим исполнению  исполнительного или иного документа,  по которому взыскание производится  в бесспорном порядке.

 

   -о  признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

 

   Защита  прав субъектов предполагает  также предусмотренное Конституцией  РФ положение о возмещении  гражданам и юридическим лицам  ущерба, причиненного незаконными  действиями органов государственной  власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения  их к дисциплинарной ответственности  на основании решения суда.

 

   Значительна  роль Конституционного Суда РФ  в защите нарушенных прав и  законных интересов субъектов  финансового права. 

 

   Функции  по защите и восстановлению  нарушенных прав и законных  интересов субъектов финансового  права выполняет прокуратура  РФ, которая: 

 

  = составляет  единую централизованную систему, 

 

  = осуществляет  надзор за исполнением действующих на территории России законов,

  = предпринимает  меры, направленные на устранение их нарушений,

  = осуществляет  привлечение нарушителей к ответственности,

  = осуществляет  надзор за исполнением финансового  законодательства.

 

   При  этом не имеет значения, от  кого исходит нарушение — от  органов представительной или  исполнительной власти, финансовых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов  в валютных отношениях и т.  д.

 

   Для  выполнения функции надзора за  исполнением финансового законодательства  органы прокуратуры вправе по  жалобам, заявлениям и иным  сведениям о фактах финансовых  правонарушений проводить проверки  по исполнению и соблюдению  финансового законодательства.

 

 

   В  целях предотвращения финансово-правовых  конфликтов государство предоставляет  физическим лицам и организациям  право на самозащиту своих  прав, которое наиболее распространено  в налоговом праве. В соответствии  с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик  имеет право не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц.  Неправомерность названных актов  или требований заключается в  их несоответствии НК РФ или  иным федеральным законам.

 

   По  сравнению с организациями физические  лица имеют больший выбор прав  на обжалование актов налоговых  и иных государственных органов,  неправомерных действий (бездействия)  их должностных лиц. Кроме других  прав физическим лицам предоставляется  возможность обращаться за защитой  своих прав к Уполномоченному  по правам человека, имеют право  направлять заявления по вопросам  защиты своих нарушенных прав  в Европейский суд по правам  человека.

 

   Рассмотренные  меры защиты нарушенных прав  субъектов финансового права  позволяют, с одной стороны,  обеспечить защиту их прав  и законных интересов от неправомерных  действий органов государства,  органов местного самоуправления  или финансовых органов, а с  другой — обеспечить финансовые  интересы государства и муниципальных  образований.

Вопрос 3. Гарантии защиты прав субъектов финансового права

   Способы  защиты нарушенных прав субъектов  финансового права имеют законодательно  установленные гарантии реализации. НК РФ устанавливает:

  - презумпцию  правоты налогоплательщика в  случаях неустранимости сомнений, противоречий и неясности актов  законодательства о налогах и сборах (ст. 3);

  - предоставляет  налогоплательщикам право не  выполнять неправомерные акты  и требования налоговых органов  и их должностных лиц, которые  не соответствуют НК РФ или  иным федеральным законам (ст. 21);

 

  - предусматривает  возможность защиты налогоплательщиком  своих прав после окончания  производства по делу о налоговом  правонарушении посредством использования  процедуры изменения сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита (ст. 63-67).

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права