Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

   Гарантией соблюдения финансовых интересов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ, согласно которой при невозможности взыскания с налогоплательщика или налогового агента задолженности по фискальным платежам, недоимки и пени по причинам экономического, социального или юридического характера такая задолженность признается безнадежной и списывается соответствующими исполнительными органами власти в установленном в порядке.

 

 

   Однако  следует обратить внимание на  слабую правовую регламентацию  механизма реализации положений  ст. 59 НК РФ, что создает предпосылки  для злоупотребления налогоплательщиками  своими правами в ущерб финансовому благополучию государства.

   Дополнительной  гарантией соблюдения прав участников  финансовых отношений являются  нормы законодательства, устанавливающие  воз­можность привлечения к ответственности должностных лиц финансовых органов, допустивших неправомерные действия при исполнении своих служебных обязанностей.

   Современное  финансовое законодательство значительно  повысило гарантии восстановления  нарушенных прав частных субъектов,  возложив имущественную ответственность  за вред, причиненный ведом­ственными актами, не на орган, их принявший, а на государство или муниципальное образование. Финансово-правовая ответственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования реализуется за счет принадлежащего им на праве собственности имущества, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

   По  публичным обязательствам не  подлежит взысканию имущество,  которое может находиться только  в публичной государственной  или муниципальной собственности.  По общим правилам, установленным ГК РФ, не допускается обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности публично-правовых образований, в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126), а также на имущество, переданное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в доверительное управление (п. 2 ст. 1018).

   БК  РФ регулирует порядок возмещения  вреда, причиненного государством  частным субъектам, за счет  средств федерального бюджета.  Процедуры взыскания государственных  денежных средств осуществляются  по правилам, устанавливаемым федеральным  законодательством. Законодательные  нормы детализированы подзаконными актами.

   Выплата  денежных средств «потерпевшим»  субъектам производится по исполнительным  листам за счет казны Российской  Федерации из средств бюджета,  выделенных федеральным органам  исполнительной власти как главным  распорядителям бюджетных средств.  Исполнительные листы судебных  органов по искам, обращенным  к государству и подлежащим  удовлетворению за счет средств  казны Российской Федерации, направляют­ся для исполнения в Министерство финансов РФ.

   Гарантией  восстановления нарушенных прав  субъектов финансового права  является правило о субсидиарной  ответственности должника (нарушителя  финансового законодательства) и  главного распорядителя бюджетных  средств, в чьем ведении он  находится (ст. 286, 288 БК РФ). В случае  недостаточности у бюджетного  учреждения средств для исполнения судебного решения исполнительный лист передается для дальнейшего взыскания за счет средств, выделенных главному распорядителю. При этом дополнительного обращения в суд в порядке искового производства не требуется.

   Если  по каким-либо обстоятельствам  списание средств с бюджетного счета не может быть осуществлено, то восстановление нарушенных финансовых прав гарантируется субъекту посредством возврата исполнительного листа и предоставления альтернативной возможности предъявления его в федеральное казначейство для исполнения в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.

   Одновременно  бюджетное законодательство защищает  имущественные интересы государства,  вводя правовой режим иммунитета  бюджета. Статья 239 «Иммунитет бюджетов»  БК РФ устанавливает общий  запрет обращения взыскания на  бюджетные средства, исключение  из которого возможно только в двух случаях:

  = возмещение  в размере недофинансирования, если  взыскиваемые средства были утверждены  в законодательном порядке в  составе расходов бюджета; 

 

  = взыскание  из бюджета на основании судебного  акта убытков, причиненных неправомерными  действиями (бездействием) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления или  должностных лиц этих органов.

   Гарантией  защиты имущественных прав государства  также является принцип приоритета  публичных интересов в финансовой  деятельности. Относительно охраны  финансовых интересов государства  названный отраслевой принцип  конкретизирован в правовой позиции  Конституционного Суда РФ, согласно  которой реализация прав и  законных интересов отдельных  индивидуальных субъектов или  групп граждан не должна оказывать  чрезмерно негативное влияние  на обеспечение бюджетными средствами  прав и интересов всех членов общества.

   Финансовая  ответственность публичного субъекта  перед частным не должна нарушать  права (и не только имущественные)  остальных членов общества. Выплата  денежных средств из бюджета,  не предусмотренная соответствующим  законом (решением) на текущий  финансовый год, может повлечь  дисбаланс между расходами и  доходами государства. Результатом  незапланированных выплат, которые  хотя и являются в силу юридической  природы судебного акта правомерными, может стать недофинансирование  государственных функций. Относительно  граждан, основным доходом которых  выступают бюджетные выплаты  (заработная плата, пенсия, социальные  пособия и т. д.), произойдет  значительное ущемление их финансовых  прав и ухудшение имущественного положения.

   Учитывая  публичное предназначение государства,  следует признать правомерным,  что основания его ответственности  за счет денежных средств казны  и пределы обращения имущественного  взыскания на бюджет поставлены  в прямую зависимость от финансового благополучия государства.

   Гарантией  защиты финансовых прав государства  выступают законодательно установленные  ограничения и иммунитеты, создающие  особый правовой режим бюджетных  средств и строго предписывающие  органам государственной власти  и органам местного самоуправления  их целевое использование. Финансово-правовые  режимы, придающие особенности правовому  статусу государства как субъекта  финансово-правовой ответственности,  направлены на максимальную защиту  государственных денежных средств.  Происходящее при этом ограничение  финансовых полномочий отдельных  субъектов гарантирует соблюдение  имущественных прав большинства  членов общества.

21Понятие и виды местных налогов и сборов

 

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (далее — органы местного самоуправления), вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях этих органов.

Органы местного самоуправления при  установлении местных налогов и  сборов в порядке и пределах, предусмотренных  НК РФ, вправе определять следующие элементы налогообложения:

1) налоговые ставки (в пределах, определяемых федеральным законодательством);

2) порядок уплаты налога;

3) сроки уплаты налогов.

Прочие элементы налогообложения  определяются на федеральном уровне.

Кроме того, в компетенцию органов  местного самоуправления в порядке  и пределах, которые установлены  НК РФ, входит определение налоговых  льгот, а также основания и  порядка их применения.

 

В настоящее время существуют следующие виды местных налогов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

9.2.

Земельный налог

Земельный налог устанавливается  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований, вводится в действие и  прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований. Налог обязателен к  уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается  НК РФ и законами указанных субъектов  Российской Федерации, вводится в действие, и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов  Российской Федерации, обязателен к  уплате на территориях указанных  субъектов Российской Федерации.

П. 1 ст. 388 НК РФ устанавливает, что  налогоплательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, владеющие земельными участками  на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц  предусмотрен НК РФ, а элементы налога установлены в Законе РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

Налогоплательщиками являются физические лица — собственники имущества, признаваемого  объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном  порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится  в общей долевой собственности  физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей  совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые  дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Объектом налогообложения признается объект, имеющий стоимостную,количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Необходимо помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом

23. Понятие специального налогового режима. Виды специальных налоговых режимов и их особенности

 

Специальным налоговым режимом (СНР) признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый  в случаях и порядке, установленных  НК РФ и иными нормативными актами законодательства о налогах и  сборах. Установление СНР не относится  к случаям введения новых налогов  и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке. Понятие СНР, содержащееся в ст. 18 НК РФ, исходит из того, что такие  режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов, взимание которых  предусмотрено на территории России.

 

В настоящий момент допускается  применение следующих СНР:

 

1) единого сельскохозяйственного  налога (ЕСХН) — системы налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ);

 

2) упрощенной системы налогообложения  (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);

 

3) системы налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

 

4) системы налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции (гл. 26.4 НК РФ).

 

Каждый из вышеуказанных режимов  имеет свои характерные особенности.

 

 

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) позволяет заменить уплатой  единого сельскохозяйственного  налога совокупность следующих налогов:

 

 

налог на прибыль организаций;

 

 

налог на добавленную стоимость;

 

 

налог на имущество организаций;

 

 

единый социальный налог.

 

 

Упрощенная система налогообложения  освобождает налогоплательщика  от уплаты налогов, наиболее сложных  по порядку исчисления и уплаты, таких, как:

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права