Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 171.26 Кб (Скачать файл)

 

Деньги, обслуживающие международные  отношения, называются валютой.

 

Валюта — наличные деньги (денежные знаки в виде банкнот и монет  Банка России), находящиеся в обращении  в качестве законного средства наличного  платежа на территории РФ, а также  изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену. Деньги, изъятые  из обращения и не подлежащие обмену, в качестве валюты РФ квалифицированы  быть не могут. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса РФ законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости  на всей территории РФ, является рубль, поэтому номинал наличных денег, которые относятся к валюте РФ, должен быть выражен в рублях или  его составных частях (копейках). Рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек.

 

Банкноты и монеты Банка России, в соответствии со ст. 30 Федерального закона о ЦБ РФ, являются безусловными обязательствами Банка России и  обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России обязательны  к приему по нарицательной стоимости  при осуществлении всех видов  платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

 

Закон «О валютном регулировании и  валютном контроле» относит к  валюте РФ ее наличную и безналичную  формы. Закон относит к валюте РФ также средства на банковских счетах и вкладах в валюте РФ.

 

Определение понятия наличной иностранной  валюты аналогично определению понятия  валюты РФ.

Высшее образование в Московском Университете им. С.Ю. Витте по специальности  «Связи с общественностью» дистанционно: 14 900 руб. в семестр 

10.3.

Участники отношений, регулируемых валютным законодательством

 

Закон «О валютном регулировании и  валютном контроле» в ст. 1 в качестве участников отношений, регулируемых валютным законодательством, выделяет резидентов и нерезидентов, уполномоченные банки, валютные биржи.

 

Резиденты делятся на две группы — лица (физические и юридические) и публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные  образования). Находящиеся за пределами  территории РФ обособленные подразделения  юридических лиц-резидентов (филиалы, представительства и т.п.) и официальные  представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов. Гражданин  РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. В соответствии с тем, что перечень резидентов в подп. 6 п. 1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» является закрытым, лицо, не входящее в перечень видов резидентов, указанных в подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», признается нерезидентом.

 

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  к нерезидентам отнесены семь категорий  лиц:

 

1) физические лица, не являющиеся  резидентами;

 

2) юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами  территории Российской Федерации;

 

3) организации, не являющиеся  юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами  территории Российской Федерации;

 

4) аккредитованные в Российской  Федерации дипломатические представительства,  консульские учреждения иностранных  государств и постоянные представительства  указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

 

5) межгосударственные и межправительственные  организации, их филиалы и постоянные  представительства в Российской  Федерации;

 

6) находящиеся на территории  Российской Федерации филиалы,  постоянные представительства и  другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

 

7) иные лица.

 

Уполномоченные банки — кредитные  организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие  право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством  иностранных государств, имеющие  право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

 

Валютные биржи — юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях установленных Центральным банком России.

 

В функции Банка России входит установление порядка и условий осуществления  валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной  валюты, осуществление выдачи, приостановления  и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной  валюты.

25 . Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

 

 

Основным источником финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов являются установленные специально для зачисления в эти фонды 

обязательные платежи. Обязательность таких платежей обусловлена публичными целями формирования самих государственных  социальных внебюджетных фондов, а  также содержанием разработанных  и реализуемых с их помощью  общегосударственных социальных программ.

 

Одновременно на этом этапе вводятся

специальные обязательные страховые  взносы– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ. Цель их введения пополнение денежных ресурсов рассматриваемых внебюджетных фондов. Указанные взносы уплачиваются на основе тарифов, установленных в законодательных актах.

 

Страховые взносы в названные фонды  в правовом аспекте представляют собой вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и  физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в целях  финансового обеспечения гарантированных  государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

 

Таким образом, в установленную  действующим финансовым законодательством  систему источников государственных  социальных внебюджетных фондов в настоящее  время могут включаться не только обязательные налоговые платежи, но также и иные обязательные платежи, имеющие статус обязательных страховых  взносов, порядок и особенности применения которых устанавливаются в законах, регулирующих конкретные виды обязательного страхования.

 

Единый социальный налог (ЕСН)в качестве источника формирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй НК РФ. ЕСН является федеральным налогом, поэтому применяется на всей территории России. Он зачисляется в определенных законом долях в федеральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ). ЕСН не изменяет способа формирования и использования средств внебюджетных фондов. Они продолжают формироваться страховым методом.

 

Страховые взносы а обязательное пенсионное страхование являются самостоятельным источником доходов ПФР. Эти взносы представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В данном случае указанные платежи не будут являться страховыми платежами в чистом виде, т. к. они одновременно обладают признаками и налогов, и сборов.

 

Страховые взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  представляют собой обязательный платеж по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

 

42

75. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

 

 

Сметно-бюджетное финансирование– это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

 

Действуют также 

специальные принципы, свойственные сметно-бюджетному финансированию: получение  средств государственными и муниципальными учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные  средства выступают основным источником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который  служит основанием для выделения  средств, является смета доходов  и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать  целевому назначению, определенному  в смете, изменения вправе производить  в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических  нормативов, утвержденных в установленном  порядке.

 

Государственные и муниципальные  бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, включая  валютные, добровольные пожертвования  и целевые взносы физических и  юридических лиц, в том числе  иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения государственных  нормативов финансирования.

 

Объектами сметно-бюджетного финансированияявляются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, Президента РФ и его Администрации.

 

Субъектами, получающими средства в таком порядке, выступают бюджетные  учреждения. Согласно БК РФ бюджетным  учреждением признается организация, созданная органом государственной  власти РФ, органами власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических  или иных функций некоммерческого  характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

 

Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения определен в БК РФ. К  ним отнесены: оплата труда работников; перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсационные  выплаты работникам и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

 

В соответствии с БК РФ бюджетное  учреждение имеет статус

«получателя бюджетных средств», в  связи с этим бюджетное учреждение имеет законодательно закрепленные права и обязанности (на своевременное  получение и использование бюджетных  средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные  средства, предоставленные на возвратной основе и др.).

 

В процессе финансирования бюджетные  учреждения как получатели бюджетных  средств вступают в правоотношения с органами, которым они подведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителей бюджетных средств.

30. Правовые основы обращения наличных денег

 

 

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного  оборота и осуществляется ЦБ РФ. К основным правовым актам в которых содержатся нормы регулирующие обращение наличных денег в РФ, относятся Конституция РФ (ст. 75), ГК РФ, а также многочисленные акты ЦБ РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

 

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным (законодательным) органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

 

Банк России выполняет в сфере  наличного денежного оборота  следующие

функции:

 

– обеспечивает устойчивость рубля;

 

– разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ (основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти);

 

– обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

 

– несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

Информация о работе Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права