Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:13, контрольная работа
Финансовое право– это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
В области наличного денежного оборота Банк России наделен определенными
полномочиями:
– определяет порядок ведения кассовых операций;
– организует изготовление банкнот и монеты;
– устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;
– определяет признаки платежности денежных знаков;
– регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.
Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
Организуя наличное денежное обращение,
Банк России осуществляет следующие
функции: прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их резервных
фондов; установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных
Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.
86. Правовые основы безналичного денежного обращения
Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований.
Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования без наличного денежного обращения относятся ГК РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Положение о безналичных расчетах в РФ от 3 октября 2002 г. Банк России в соответствии со ст. 80 указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.
Формы безналичных расчетов определяются
правилами, устанавливаемыми Банком России
в соответствии с законодательными
актами РФ. Под формой безналичных
расчетов понимаются предусмотренные
правовыми нормами или
Формы безналичных
– расчеты платежными поручениями;
– по аккредитиву;
– чеками;
– по инкассо. Однако этот перечень не является исчерпывающим и расчеты могут осуществляться в иных формах, если они соответствуют закону и применяются в банковской практике на основе банковских правил и обычаев делового оборота.
Расчетные документы – это оформленные
в виде документов на бумажном носителе
или в установленных случаях
в виде электронных платежных
документов: распоряжение плательщика
(клиента или банка) о списании
денежных средств со своего счета
и их перечислении на счет получателя
средств; распоряжение получателя средств
(взыскателя) на списание денежных средств
со счета плательщика и
виды платежных документов:
– платежные поручения;
– аккредитивы;
– чеки;
– платежные требования;
– инкассовые поручения.
ГК РФ установлены общие положения
о расчетах. В соответствии с ГК
РФ безналичная (либо наличная) форма
расчетов выбирается гражданами в добровольном
порядке. Расчеты между юридическими
лицами, а также между физическими
и юридическими лицами по платежам,
сумма которых превышает
Обособленной и
28
Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является
ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:
– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Органами валютного контроля в России являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.
Правительство РФ как орган валютного
контроля в соответствии с полномочиями
в сфере бюджетной, финансовой, кредитной
и денежной политики осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль.
Федеральным органом валютного
контроля исполнительной власти, уполномоченным
Правительством РФ, является Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора,
находящаяся в ведении
Таможенные органы осуществляют в
пределах своей компетенции валютный
контроль операций, связанных с перемещением
товаров и транспортных средств
через таможенную границу. Федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области налогов и сборов,
являясь органом валютного
Проанализировав законодательство можно сделать вывод, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Вторые таким правом не наделены.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лицав пределах своей компетенции
имеют право:
– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Существует и исключительная компетенция органов и агентов валютного контроля.
Распределение компетенции между органами государственной власти в области финансовой деятельности
Все государственные органы и органы
местного самоуправления осуществляют
финансовую деятельность, но существует
необходимость разграничения
При разграничении финансовой компетенции органов учитываются:
–
во-первых, необходимость соответствия
полномочий упомянутых органов конституционным
положениям о разграничении предметов
ведения между РФ, ее субъектами
и органами местного самоуправления
(Правительство РФ, Правительства
субъектов и городские
–
во-вторых, принцип разделения властей
на законодательную и
В Совете Федерации образуются следующие комитеты, деятельность которых связана с финансами: по бюджету; по финансовым рынкам и денежному обращению; по экономической политике, предпринимательству и собственности и по взаимодействию со Счетной палатой РФ.
К ведению Совета Федерации относятся вопросы законодательного обеспечения: денежно-кредитной политики; системы платежей и расчетов; рынка ценных бумаг; валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций; федерального бюджета, бюджетного устройства, бюджетной классификации и бюджетного регулирования; межбюджетного регулирования; государственного долга, формирования источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и др.
В Государственной Думе образуются следующие комитеты, деятельность которых связана с финансами: по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам и по экономической политике, предпринимательству и туризму.
К ведению Государственной Думы относятся вопросы принятия законов по вопросам финансов (федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др.).
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию.
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:
– формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;
– финансирования государственных расходов федерального уровня;
– денежно-кредитной политики;
– организации расчетов;
– регулирования валютных и других финансовых отношений;
– организации органов финансово-кредитной системы, через
Контрольное управление ПрезидентаРФ осуществляет финансовый контроль. В составе Администрации Президента РФ образуются и другие структурные подразделения, например в целях экспертно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ по различным, в том числе финансовым, вопросам –
Экспертное управление.
Правительство РФ принимает меры к реализации законов, обеспечивает исполнение бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы и др.
Функции финансовой деятельностивыполняют также органы исполнительной и законодательной власти РФ и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, осуществляющие государственное управление в рамках определенных отраслей управления (министерства) и законотворческую деятельность по вопросам финансов.
42 Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.