Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:58, реферат
Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.
Министерство образования и науки Российской Федерации Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Щурина Светлана Валентиновна
Институциональные возможности влияния государства на
инвестиционные процессы
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
(макроэкономика)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Научный руководитель - Заслуженный деятель науки РФ,
доктор экономических наук, профессор
Гретченко А. И.
Москва 2004 г.
Содержание:
Введение
Стр. 3
Глава 1. Теоретические основы институционального макроэкономического анализа.
в экономике. 40
Глава 2. Институты как инструменты воздействия государства на инвестиционные процессы.
2.1 Основные субъекты инвестиционных процессов и государство
как особый их участник. 54
2.2 Конституционные и экономические правила
как институты влияния
государства на инвестиционные процессы. 69
Глава 3. Использование институциональных возможностей
государства для активизации инвестиционных процессов в России.
Краткие выводы и предложения 147
Библиографический список 168
Введение
Особенности развития национальной экономики России на протяжении последних нескольких десятилетий характеризуются процессом системной институциональной трансформации экономики, связанной с радикальным изменением макроэкономической среды. Инициатором системных изменений выступило государство, что потребовало его активной роли в макроэкономических процессах.
Целью системной трансформации российской экономики явилось повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий, институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной стороны, является генератором трансформации институциональной среды, в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны, является одним из активных участников инвестиционных процессов.
Если радикальное разрушение старой институциональной системы централизованно управляемой российской экономики произошло за короткий исторический срок, то процесс формирования новой системы институтов, базирующихся на рыночных принципах, представляет собой сложный и длительный процесс, требующий активного государственного вмешательства и направленный на формирование эффективной системы институтов, создающих условия для роста инвестиций в российскую экономику. В этой связи трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, нуждаются во всестороннем изучении и объективной экономической оценке. Поэтому в сложившихся условиях становится необходимым научный анализ сущности и функций государства в современной экономике, его институциональных возможностей, направленных на повышение эффективности функционирования национальной экономики и, в частности, активизацию инвестиционных процессов, субъектом которых выступает государство.
Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие в России за последние несколько десятков лет, вызванные радикальной институциональной трансформацией национальной экономики от плановой к рыночной, привели к экономическим преобразованиям, сопровождаемым глубоким экономическим кризисом и сокращением инвестиций в российскую экономику. Это потребовало пересмотра роли государства в экономике и разработку комплекса государственных мер по регулированию инвестиционных процессов в соответствии с новыми экономическими условиями и направленных на активизацию инвестиционных процессов и рост инвестиций.
В этой связи представляется актуальным использование институциональных возможностей влияния государства на макроэкономические процессы, связанных с повышением роли государства в экономике и его активным регулированием всех субъектов инвестиционных процессов при помощи системы конституционных и экономических правил, представляющих собой институты, устанавливаемые и контролируемые государством.
Актуальность использования институциональных возможностей государства в современных российских условиях заключается в государственном управлении национальной экономикой с помощью производства эффективных институтов, непосредственно регулирующих инвестиционные процессы в стране. Это позволяет решать важнейшие государственные задачи, такие как окончательная и планомерная перестройка отечественной экономики в соответствии с рыночными принципами работы и повышение ее эффективности, усиление поддержки конкурентоспособных предприятий, повышение уровня благосостояния населения России, развитие институтов банковской системы и создание условий для вложения в экономику средств иностранных инвесторов, используя как экономические способы регулирования, так и неэкономические, в частности, посредством формирования благоприятной институциональной инвестиционной среды, составляющей основу рыночной экономики, что предполагает развитие конкуренции, совершенствование системы прав собственности, формирование новых финансовых институтов, совершенствование законодательной системы и прочее.
В контексте вышеизложенного и с учетом реальной экономической ситуации в национальной экономике России, актуальность исследования институциональных возможностей влияния государства на инвестиционные процессы трудно переоценить.
Степень разработанности. Вопросы, связанные с институциональными возможностями государственного влияния на инвестиционные процессы в национальной экономике, разрабатывались как отечественными, так и зарубежными экономистами. Анализ литературных источников показал их недостаточность ввиду того, что подавляющая часть экономистов уделяет внимание сущности и функциям государства в экономике и лишь немногие, преимущественно зарубежные экономисты, подробно анализируют институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы.
Значительный вклад в исследование данного научного вопроса внесли такие отечественные экономисты как Блохин А., Долгопятова Т., Капелюшников Р., Малахов С., Мильнер Б., Нестеренко А., Нуреев Р., Олейник А., Полтерович В., Тамбовцев В., Шаститко А., Яковлев А. и др.
Среди зарубежных экономистов необходимо отметить Алле М., Алчияна А., Акерлофа Дж., Де Алесси Л., Де Сото Э., Демсеца Г., Кейнса Дж. М., Коуза Р., Менара К., Найта Д. С., Норта Д., Олсона М., Оноре А. М., Ойкена В., Саймона Г., Стиглица Дж. Е., Стиглера Дж., Тевено Л., Уильямсона О., Уимбека Дж., Фаворо О., Хайека Ф. А., Ходжсона Дж. М., Эггертссона Т., Элгара Э., Эрроу К., Эрхарда Л. и др.
Целью исследования является разработка теоретических и практических основ совершенствования институциональных возможностей государственного регулирования инвестиционных процессов в России.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
3. Исследовать эволюцию институциональной
организации
инвестиционных процессов в период трансформации
национальной
экономики России от плановой к рыночной
и проанализировать изменения
возможностей влияния государства на
инвестиционные процессы.
Объектом исследования выступила институциональная организация государственного регулирования инвестиционных процессов в России.
Предметом исследования стали организационно-экономические отношения в процессе формирования институциональных возможностей государственного регулирования инвестиционных процессов в России.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов прошлого и современности, занимавшихся вопросами институционального анализа, теорией и методологией инвестирования, изучением роли государства в экономике и макроэкономического регулирования инвестиционных процессов.
В диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития и становления. В процессе исследования были применены такие научные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, а также математические методы.
Информационной базой послужили данные официальной статистики России, аналитические и статистические обзоры периодической печати, материалы научно-практических конференций, а также нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые процессы. В диссертации приведены данные Российского статистического агентства, Фонда "Бюро экономического анализа", Института экономики переходного периода
(ИЭПП).
Научная новизна. В диссертационной работе исследуются институциональные возможности совершенствования государственного регулирования инвестиционных процессов в России. Обосновывается использование институциональных возможностей государства для активизации инвестиционных процессов в российских условиях.
К наиболее существенным научным результатам, полученным автором, относится следующее:
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Выполненное диссертационное исследование направлено на решение проблемы институциональных возможностей влияния государства на инвестиционные процессы и может быть использовано для формирования государственной инвестиционной политики, а также ее совершенствования в России.
Основные теоретические положения диссертации могут использоваться в процессе преподавания курсов "Национальной экономики", "Государственного регулирования национальной экономики", "Институциональной экономики" и др.
Апробация и внедрение результатов диссертационной работы.
Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, проводимых в РЭА им. Г. В. Плеханова в рамках Плехановских чтений в 2001-2004 годах, были изложены в сборнике статей по научно-исследовательским работам студентов и аспирантов в 2002 году. Ряд положений и выводов диссертации используются в учебном процессе, а также в методических пособиях по отдельным темам "Национальной экономики", "Государственного регулирования национальной экономики" и "Институциональной экономики" в РЭА им. Г. В. Плеханова.
Публикации. Основное содержание диссертации нашло отражение в 7-и авторских публикациях общим объемом 3,5 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, кратких выводов и предложений, библиографического списка. Общий объем работы составляет 178 страниц текста, 17 таблиц, 1 рисунок, 5 схем. В библиографический список включено 139 наименований, в том числе 16 источников на иностранном (англ.) языке.
В первой главе анализируются теоретические основы институционального макроэкономического анализа, уточняется определение институтов, их сущности и роли в экономике, рассматриваются основные функции институтов и институциональная природа сущности и функций государства в экономике.
Во второй главе проводится анализ основных субъектов инвестиционных процессов в национальной экономике России, проводится сравнительный анализ институциональной организации инвестиционных процессов в плановой экономике и в процессе перехода к рыночной экономике, раскрываются институциональные возможности государственного регулирования инвестиционных процессов.
В третьей главе рассматривается использование институциональных возможностей влияния государства на активизацию инвестиционных процессов в России.
Глава 1. Теоретические основы институционального макроэкономического анализа.
1.1 Институты, их сущность, место, роль и значение в экономике.
У истоков институционального анализа находились идеологи институционализма - направления, возникшего в конце Х1Х первой половине ХХ века и связанного с работами Т. Веблена, У. Митчелла и Дж. Коммонса. Научные взгляды этих экономистов объединила идея взаимозависимости экономических проблем с неэкономическими (социальными, культурными, правовыми, идеологическими и др.), а также необходимость государственного вмешательства в экономику. В качестве предмета изучения выступали институты. Т. Веблен под институтами понимал "привычный, устойчивый образ мысли или способ реагирования индивида на стимулы, которые создаются изменяющимися обстоятельствами"[20; С.200-204].
Информация о работе Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы