Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечном итоге, можно свести к купле-продаже) хотят знать заранее (до фактического свершения сделки), какова будет цена сделки.
Основная составляющая рыночной цены — стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — это совершившийся факт, результат уже состоявшейся сделки.
Введение 3
1. Роль оценочной деятельности в экономике 4
1.1. Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике 4
1.2. Объекты и субъекты стоимостной оценки 7
2. Оценка бизнеса сравнительным методом 13
2.1. Общая характеристика предприятия 13
2.2. Выбор и расчет ценовых мультипликаторов при использовании метода компании-аналога и метода сделок 16
2.3. Определение рыночной стоимости предприятия методом сделок 18
2.4. Выбор и расчёт мультипликаторов компаний-аналогов 21
Заключение 26
Список литературы: 28
Таблица 7
Наименование |
Капитали-зация |
D |
Cash |
EV |
Чистые активы |
Выручка |
Амортизация |
EBITDA |
Чистая прибыль |
Балансовая стоимость внеоборотных активов |
Количество персонала, чел. |
ОАО «Дзержинскхолод» |
31 140 |
0 |
510 |
30 630 |
7 601 |
53 464 |
201 |
-2 224 |
-2 446 |
7 686 |
69 |
ОАО "Брянскхолод" |
66 891 |
0 |
633 |
66 258 |
39 632 |
100 295 |
2 511 |
10 810 |
5 926 |
27 654 |
347 |
ОАО «Новосибирский хладокомбинат» |
183 981 |
217 339 |
9 245 |
392 075 |
2 208 |
513 646 |
16 689 |
-5 721 |
-22 746 |
162 177 |
1159 |
Расчет мультипликаторов
выполнен по приведенным выше финансовым
показателям и приведен ниже, в
таблице. В этой же таблице приведены
среднеотраслевые значения мультипликаторов
для пищевой промышленности (источник:
Высшая школа финансов и менеджмента, http://www.finmanager.ru/
При согласовании итоговых значений мультипликаторов компаниям присваивался различный вес в соответствии с учётом ранга показателя каждой компании-аналога для каждого конкретного мультипликатора, а также адекватности значений мультипликаторов среднерыночному уровню. В частности, исходя из этого принципа, были сразу же отвергнуты средневзвешенные значения по мультипликаторам EV/EBITDA и P/E: значение EV/EBITDA отрицательное при положительном значении базового показателя оцениваемого предприятия, значение P/E - также отрицательное и по модулю ниже среднерыночного более чем в 5 раз. Таким образом, во избежание неадекватных значений стоимости предприятия было принято решение не использовать указанные мультипликаторы в расчётах.
Ранжирование остальных мультипликаторов производилось на базе сопоставимости показателей рентабельности компаний-аналогов и оцениваемого предприятия: рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности продаж (ROS). Ранг аналогу по каждому мультипликатору присваивался по принципу близости значений соответствующего показателя для данного аналога его значению для оцениваемой компании. Ранжирование мультипликаторов происходит на основе различных показателей: мультипликаторы, основанные на показателях доходности, ранжируются по ROS: EV/S, EV/EBITDA, P/E; на показателях балансовой стоимости - по ROE: P/BVE, P/IntA, P/Prsl.
Количество рангов - 3, в соответствии с количеством компаний-аналогов. Поскольку в большей части значения мультипликаторов не имеют существенного разброса за редким исключением, Оценщик распределял веса по рангам также довольно близко по значению: 1-й ранг - 45; 3-й ранг - 25%. Ранжирование аналогов приводится в таблице ниже.
Таблица 8
Название компании |
ROE |
ROS |
Ранг по ROE |
Ранг по ROS |
ОАО «Дзержинскхолод» |
-0,32 |
-0,05 |
1 |
2 |
ОАО «Брянскхолод» |
0,15 |
0,06 |
2 |
3 |
ОАО «Новосибирский хладокомбинат» |
-10,30 |
-0,04 |
3 |
1 |
ОАО «Хладокомбинат» |
-0,85 |
-0,02 |
Расчёт средневзвешенных значений мультипликаторов в соответствии с присвоенными по рангам весами приводится ниже.
Таблица 9
Название компании |
Мультипликаторы | |||||||
EV/S |
EV/EBITDA |
P/E |
P/BVE |
P/IntA |
P/Prsl |
Вес по ROE |
Вес по ROS | |
ОАО «Дзержинскхолод» |
0,57 |
-13,77 |
-12,73 |
4,10 |
4,05 |
451,30 |
45% |
30% |
ОАО «Брянскхолод» |
0,66 |
6,13 |
11,29 |
1,69 |
2,42 |
192,77 |
30% |
25% |
ОАО «Новосибирский хладокомбинат» |
0,76 |
-68,54 |
-8,09 |
83,32 |
1,13 |
158,74 |
25% |
45% |
Средневзвешенные значения мультипликаторов |
0,68 |
-33,44 |
-4,64 |
23,18 |
2,83 |
255,02 |
||
Среднеотраслевые значения для развитого рынка (отрасль Производство продуктов питания) |
1,26 |
11,13 |
32,57 |
- |
- |
- |
||
Корректировка на недостаточное развитие отечественного рынка |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
||
Среднеотраслевые значения для Российского рынка |
0,83 |
7,35 |
21,50 |
- |
- |
- |
Ввиду того, что дата оценки - 25.10.2008 г., исходя из чего данные по компаниям-аналогам подбирались по ито-гам 3-х кварталов 2006-2007 гг. , а исходная информация по оцениваемому предприятию приведена только на 1-е полугодие 2008 г., оценщик осуществил приблизительный прогноз изменений значений основных используемых в расчёте показателей со 2-го квартала 2008 г. по 3-й.
Прогноз выручки
Оценщик располагает сведениями о выручке оцениваемого предприятия по состоянию на 2-й квартал 2008 г. Для прогноза значения выручки по состоянию на 3-й квартал Оценщик исследовал годовую динамику изменения спроса на мороженое, обусловленную фактором сезонности. На базе заключений таких аналитиков рынка, как "Тройка-Диалог", и интернет-ресурсов http://www.openbusiness.ru/ , http://www.prime-tass.ru/ и т.п. Оценщик установил следующее соотношение среднерыночной выручки предприятий-производителей мороженого: в зимние месяцы - от 10 до 13; в весенние месяцы- от 20 до 29; в летние месяцы - от 42 до 50; в осенние месяцы - от 16 до 20.
Таким образом, в расчёте по кварталам это соотношение усреднённо примет следующий вид: 1 квартал - 13,6; 3 квартал - 38,0.
Исходя из этого, значение выручки предприятия по состоянию на конец 3-го квартала было рассчитано путём деления полугодового значения его выручки на её долю относительно годового уровня - 46,3. Исходя из этого прогнозное значение выручки по состоянию на 01.10.2008 г. составило 614 491 тыс. руб.
Прогноз чистых активов и внеоборотных активов
Прогноз внеоборотных активов осуществлялся по остаточному принципу на основе прогноза валюты баланса и оборотных активов. Прогноз валюты баланса производился укрупнённо, исходя из принципов развития предприятия в полной мере в соответствии с его ретроспективой. Оборотные активы и краткосрочные обязательства прогнозировались на основе ретроспективной оборачиваемости. Статьи, составляющие невысокую долю в валюте баланса и не подлежащие существенным изменениям (отложенные налоговые активы и обязательства, прочие оборотные активы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и т.д.), были приняты по истечении 1 квартала без изменений.
Долгосрочные обязательства были приняты без изменений.
Прогноз раздела "Капитал и резервы" был основан на изменении чистой прибыли, точнее чистого убытка предприятия, сумма которого была прибавлена к стоимостному значению данного раздела. Изменение убытка рассчитывалось на основе ретроспективных значений отрицательной рентабельности предприятия и составило -2 579 тыс. руб.
После прогноза суммы чистых активов, оборотных активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств из суммы валюты баланса была вычтена сумма оборотных активов.
Таким образом, на основе изложенных принципов было спрогнозировано значение внеоборотных активов, составившее на 01.10.2008 г. 196 445 тыс. руб. Сумма чистых активов на указанную дату составила 14 792 тыс.руб.
Прогноз количества персонала
В задании на оценку не было чётко установлено общее количество персонала ОАО "Хладокомбинат". Оценщик рассчитал этот показатель, исходя из среднего значения отношения выручки компаний-аналогов к количеству работающего на них персонала. Данный показатель - средняя 3-квартальная выручка на 1 сотрудника - был применён к спрогнозированному значению выручки оцениваемого предприятия на 3-й квартал. Таким образом, численность персонала ОАО "Хладокомбинат" по состоянию на 01.10.2008 г. составляет 1223 человека. Расчёт приводится в таблице ниже.
Таблица 10
№ п.п. |
Наименование |
Выручка, руб. |
Персонал, чел. |
Выручка на 1 сотрудника, руб. |
1 |
ОАО «Дзержинскхолод» |
53 464 000 |
69 |
774 841 |
2 |
ОАО «Брянскхолод» |
100 295 000 |
347 |
289 035 |
3 |
ОАО «Новосибирский хладокомбинат» |
513 646 000 |
1159 |
443 180 |
4 |
Среднее значение выручки на 1 сотрудника |
- |
502 352 | |
5 |
Выручка ОАО «Хладокомбинат» на 01.10.2008 г. |
- |
614 490 557 | |
6 |
Количество сотрудников ОАО «Хладокомбинат» |
- |
1223 |
Согласование весов мультипликаторов
При расчёте рыночной
стоимости предприятия
Расчёт рыночной стоимости Предприятия приведен в таблице ниже.
Таблица 11
Мультипликаторы | ||||||
EV/S |
EV/EBITDA |
P/E |
P/BVE |
P/IntA |
P/Prsl | |
Средневзвешенные значения мультипликаторов |
0,68 |
-33,44 |
-4,64 |
23,18 |
2,83 |
255,02 |
Показатель оцениваемой |
614 491 |
32 055 |
-12 515 |
14 792 |
196 445 |
1223 |
EV компании по мультипликаторам |
418 175 |
-1 071 971 |
58 034 |
342 895 |
556 419 |
311 885 |
Долгосрочный долг D |
298 928 |
298 928 |
||||
Cash |
1 154 |
1 154 |
||||
Стоимость компании по мультипликатору, тыс. руб. |
120 401 |
-1 369 744 |
58 034 |
342 895 |
556 419 |
311 885 |
Веса мультипликаторов |
25% |
0% |
0% |
25% |
25% |
25% |
Стоимость компании сравнительным подходом, тыс. руб. |
332 900 |
Рыночная стоимость 100%-го пакета акций ОАО "Хладокомбинат", рассчитанная методами сравнительного подхода, составляет 332 900 000 (триста тридцать два миллиона девятьсот тысяч) рублей.
Таким образом, оценка стоимости позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений.
Практически во всех странах,
где проводится оценка стоимости, ее
осуществляют независимые профессионалы-
В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании закона об оценочной деятельности и стандартов независимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальную профессиональную подготовку.
Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предопределяют принципы, подходы и методы оценки.5
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.
Во-вторых, бизнес является
системой, но продаваться могут как
вся система в целом, так и
отдельные ее подсистемы, и даже
элементы. В этом случае разрушается
его связь с собственным
В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.